Мастер-класс для воспитателей по развитию речи (раздел "Обучение грамоте")
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Варенцова Людмила Евгеньевна

 

Цель:

Повышение теоретического и практического уровня педагога в вопросах по обучению грамоте.

Показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр на занятии по  теме: «Согласный звук  [з],  [з’]    буква «З». Введения понятия звонкий согласный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_rmo_po_razv._rechi.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей.

Развитие речи (раздел «Обучение грамоте)

Воспитатель Варенцова Л.Е.

Цель:

Повышение теоретического и практического уровня педагога в вопросах по обучению грамоте.

Показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр на занятии по  теме:

«Согласный звук  [з],  [з’]    буква «З».

Введения понятия звонкий согласный звук.

Цель: познакомить с буквой «З», ввести понятие «звонкий» согласный звук».

Задачи.

Образовательные:

-отрабатывать умение детей сопоставлять название животного и его движение;

-закрепить понятие, что такое предложение;

-учить составлять предложение с помощью схем;

-закрепить умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу;

-познакомить с разными значениями слова «идти»;

-упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам;

-познакомить с понятием «звонкий» согласный звук;

-познакомить с буквой «З», согласным звуком [з], [з’];

-продолжать совершенствовать умения определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, давать основные характеристики звуков;

-закреплять навыки чтения;

-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова «зебра»;

-учить читать и писать слова печатными буквами, ориентируясь на тетрадях в линейку;

-закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Развивающие:

-развивать связную речь;

-развивать грамматический строй речи (закрепляем навыки согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже);

-развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

-развивать умение работать с картами-схемами;

-развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

Воспитательные:

-воспитывать навыки самостоятельной деятельности;

-воспитывать у детей умение работать в коллективе, умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно; терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей и уважать их мнение;

-воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, умение работать а парах;

-воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Предварительная работа: работа со схемами-картами, выделение в словах первого звука, замена фишек красного, синего, зелёного цвета магнитными кружками этих цветов, загадки о животных и насекомых.

Методические приёмы: организационный момент, сюрприз, стихи о букве «З», картинки, загадки о животных, словесные игры, игра с картами-схемами, фонетическая зарядка, вопросы, требующие активизации логического мышления.

Пособия: фигурки животных и насекомых; схемы предложений;

тетради, цветные карандаши, простой карандаш, магнитные кружки красного, зелёного, синего цвета;  магнитные буквы( з, е, б, р, а); карточки-схемы со словами «звонок», «зубы», «зефир», «зеркало», «зима». «зарядка»; игрушка на пульте «Паук».

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Воспитатели, участвовавшие в мастер-классе, входят в зал и здороваются с гостями, садятся на стульчики  вокруг маленького стола перед  воспитателем).

 Воспитатель:  Уважаемые коллеги! Представьте себе, что сейчас Вы являетесь детьми подготовительной группы. Значит, скоро вы станете школьниками? Я знаю, что вы очень серьёзно относитесь к подготовке в школу. Давайте сегодня покажем гостям, что мы знаем и умеем.

2.Ребята. скажите мне, когда мы говорим, что мы произносим?(слова).  А из чего состоят слова?(из букв и звуков). Чем буква отличается от звука?(буквы мы видим,   пишем, читаем, а звуки слышим и произносим).  А что такое предложение?( это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой

3.Игровое упражнение «Кто как двигается?»

  • На столе у воспитателя различные игрушки животных и насекомых. Предложить выбрать тех, которые одинаково двигаются, и назвать их движения:
  • лягушка и кузнечик прыгают;
  • стрекоза и орёл летают;
  • улитка и змея ползают;
  • дельфин и акула плавают;
  • волк и лиса бегают;
  • заяц и кенгуру скачут.

4. Игра «Составь предложение по схеме»

Воспитатель предлагает составить предложение из двух слов. Затем показывает схемы предложений из 3,4-х слов и дети придумывают такие предложения.

5. Игровое упражнение «Противоположности».

  • ёлка высокая-(низкая);
  • карандаш длинный-(короткий);
  • лента широкая – ( узкая);
  • лицо девочки грустное – ( весёлое);
  • тарелка глубокая – ( мелкая);
  • мальчик чистый – (грязный). 

А  сейчас, ребята, составьте предложения со словами, противоположными по смыслу:

  • Я нарисовал большой дом и …(маленький домик).
  • Река  глубокая, а …(ручей мелкий).
  • Ягоды клубники крупные, а…(земляники мелкие). 

6.Игровое задание «Идёт-стоит».

Ребята, отгадайте загадку:

«Стучат-стучат, не велят скучать.

Идут-идут, а всё тут да тут».     Что это? (часы)

Ребята, а как сказать по-другому?        

  • Часы идут (ходят, тикают).
  • Дождь идёт (капает, льётся).
  • Поезд идёт (едет. мчится).
  • Мальчик идёт ( шагает, двигается). 
  • Весна идёт ( наступает).
  • Лёд идёт по реке (плывёт).

Скажи наоборот:

Идти ( стоять),  падать (подниматься), разрешить (запрещать).

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы плечами чик-чик, мы глазами миг-миг.  

Раз-сюда, два-туда. Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали, руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пор

7.Фонетическая  зарядка.

1).Как поют комарики?(з-з-з-).

2).Как звали девушку, которая на балу у  короля  потеряла хрустальную туфельку? (Золушка).

3).Куда мечтала поехать на бал Золушка?(в замок).

4).платье у Золушки было старенькое. Оно всё было в …(заплатках).

5). Какой звук вы слышите в начале слов «Золушка, замок, заплатка»?

8.Анализ звука. Введение понятия «звонкий» согласный звук.

Ребята, а как вы думаете, звук «з» гласный или согласный? Ещё этот звук звонкий, т.к. горлышко дрожит, голосок так звонко поёт песни, что даже стенки его «домика» дрожат.

9.Игра «Хлопни-топни».

Ребята, я буду называть слова: если в слове слышится твёрдый звук «з», то хлопайте в ладоши, а если мягкий-топайте ногами: Золушка, заплатка, зебра, золото, замок, зимний.

10.Знакомство с буквой «З».

Воспитатель пишет на доске, сопровождая показ  словами:

«На эту букву посмотри - она совсем как цифра  три.»

Дети прописывают в воздухе. Лепят из пластилина.

11. Работа в тетрадях.

Дети прописывают букву «З» в тетрадях.

12.Звуковой анализ слова «зебра».

Загадка. Картинка-зебра. Воспитатель у доски, дети в тетрадях.

Звук [з]-согласный, мягкий. Кружок зелёного цвета.

Звук [е]-гласный. Кружок красного цвета.

Звук [б]-согласный, твёрдый. Кружок синего цвета.

Звук[р]-согласный, твёрдый. Кружок синего цвета

Звук[а]-гласный. Кружок красного цвета.

Вопросы:

Сколько в слове всего букв? Сколько гласных? Сколько согласных?

Сколько слогов в слове?  Назовите первый, второй. На какой слог падает ударение?

13.Работа у доски.

Вызванный ребёнок заменяет фишки буквами, а дети записывают в тетради.

14.Игра с картами-схемами «Расшифруй слово»( в парах).

Слова: звонок, зубы, зефир, зеркало, зима, зарядка

15.Игровое упражнение «Составь слово».

Ребята, я сейчас буду называть слова, а вы в тетрадях будете записывать только первые буквы каждого слова.

П-парта

А-акула

У-ухо

К-коньки

Ребята, какое слово у вас получилось? (паук).

Воспитатель выносит игрушку-паука на пульте. Ребята, а вы хотите,  чтобы паучок потанцевал для вас? Тогда  расскажите ему, чем вы сегодня занимались на занятии.

16.Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс «Инновации в работе по развитию речи»

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатиза...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Мастер-класс для родителей по ОО « Развитие речи» , « Подготовка к обучению грамоте»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи и обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"

В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...