Мастер-класс для воспитателей по развитию речи (раздел "Обучение грамоте")
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель:
Повышение теоретического и практического уровня педагога в вопросах по обучению грамоте.
Показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр на занятии по теме: «Согласный звук [з], [з’] буква «З». Введения понятия звонкий согласный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_rmo_po_razv._rechi.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей.
Развитие речи (раздел «Обучение грамоте)
Воспитатель Варенцова Л.Е.
Цель:
Повышение теоретического и практического уровня педагога в вопросах по обучению грамоте.
Показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр на занятии по теме:
«Согласный звук [з], [з’] буква «З».
Введения понятия звонкий согласный звук.
Цель: познакомить с буквой «З», ввести понятие «звонкий» согласный звук».
Задачи.
Образовательные:
-отрабатывать умение детей сопоставлять название животного и его движение;
-закрепить понятие, что такое предложение;
-учить составлять предложение с помощью схем;
-закрепить умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу;
-познакомить с разными значениями слова «идти»;
-упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам;
-познакомить с понятием «звонкий» согласный звук;
-познакомить с буквой «З», согласным звуком [з], [з’];
-продолжать совершенствовать умения определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, давать основные характеристики звуков;
-закреплять навыки чтения;
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова «зебра»;
-учить читать и писать слова печатными буквами, ориентируясь на тетрадях в линейку;
-закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
Развивающие:
-развивать связную речь;
-развивать грамматический строй речи (закрепляем навыки согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже);
-развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;
-развивать умение работать с картами-схемами;
-развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Воспитательные:
-воспитывать навыки самостоятельной деятельности;
-воспитывать у детей умение работать в коллективе, умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно; терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей и уважать их мнение;
-воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, умение работать а парах;
-воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Предварительная работа: работа со схемами-картами, выделение в словах первого звука, замена фишек красного, синего, зелёного цвета магнитными кружками этих цветов, загадки о животных и насекомых.
Методические приёмы: организационный момент, сюрприз, стихи о букве «З», картинки, загадки о животных, словесные игры, игра с картами-схемами, фонетическая зарядка, вопросы, требующие активизации логического мышления.
Пособия: фигурки животных и насекомых; схемы предложений;
тетради, цветные карандаши, простой карандаш, магнитные кружки красного, зелёного, синего цвета; магнитные буквы( з, е, б, р, а); карточки-схемы со словами «звонок», «зубы», «зефир», «зеркало», «зима». «зарядка»; игрушка на пульте «Паук».
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Воспитатели, участвовавшие в мастер-классе, входят в зал и здороваются с гостями, садятся на стульчики вокруг маленького стола перед воспитателем).
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Представьте себе, что сейчас Вы являетесь детьми подготовительной группы. Значит, скоро вы станете школьниками? Я знаю, что вы очень серьёзно относитесь к подготовке в школу. Давайте сегодня покажем гостям, что мы знаем и умеем.
2.Ребята. скажите мне, когда мы говорим, что мы произносим?(слова). А из чего состоят слова?(из букв и звуков). Чем буква отличается от звука?(буквы мы видим, пишем, читаем, а звуки слышим и произносим). А что такое предложение?( это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой
3.Игровое упражнение «Кто как двигается?»
- На столе у воспитателя различные игрушки животных и насекомых. Предложить выбрать тех, которые одинаково двигаются, и назвать их движения:
- лягушка и кузнечик прыгают;
- стрекоза и орёл летают;
- улитка и змея ползают;
- дельфин и акула плавают;
- волк и лиса бегают;
- заяц и кенгуру скачут.
4. Игра «Составь предложение по схеме»
Воспитатель предлагает составить предложение из двух слов. Затем показывает схемы предложений из 3,4-х слов и дети придумывают такие предложения.
5. Игровое упражнение «Противоположности».
- ёлка высокая-(низкая);
- карандаш длинный-(короткий);
- лента широкая – ( узкая);
- лицо девочки грустное – ( весёлое);
- тарелка глубокая – ( мелкая);
- мальчик чистый – (грязный).
А сейчас, ребята, составьте предложения со словами, противоположными по смыслу:
- Я нарисовал большой дом и …(маленький домик).
- Река глубокая, а …(ручей мелкий).
- Ягоды клубники крупные, а…(земляники мелкие).
6.Игровое задание «Идёт-стоит».
Ребята, отгадайте загадку:
«Стучат-стучат, не велят скучать.
Идут-идут, а всё тут да тут». Что это? (часы)
Ребята, а как сказать по-другому?
- Часы идут (ходят, тикают).
- Дождь идёт (капает, льётся).
- Поезд идёт (едет. мчится).
- Мальчик идёт ( шагает, двигается).
- Весна идёт ( наступает).
- Лёд идёт по реке (плывёт).
Скажи наоборот:
Идти ( стоять), падать (подниматься), разрешить (запрещать).
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик, мы глазами миг-миг.
Раз-сюда, два-туда. Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали, руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пор
7.Фонетическая зарядка.
1).Как поют комарики?(з-з-з-).
2).Как звали девушку, которая на балу у короля потеряла хрустальную туфельку? (Золушка).
3).Куда мечтала поехать на бал Золушка?(в замок).
4).платье у Золушки было старенькое. Оно всё было в …(заплатках).
5). Какой звук вы слышите в начале слов «Золушка, замок, заплатка»?
8.Анализ звука. Введение понятия «звонкий» согласный звук.
Ребята, а как вы думаете, звук «з» гласный или согласный? Ещё этот звук звонкий, т.к. горлышко дрожит, голосок так звонко поёт песни, что даже стенки его «домика» дрожат.
9.Игра «Хлопни-топни».
Ребята, я буду называть слова: если в слове слышится твёрдый звук «з», то хлопайте в ладоши, а если мягкий-топайте ногами: Золушка, заплатка, зебра, золото, замок, зимний.
10.Знакомство с буквой «З».
Воспитатель пишет на доске, сопровождая показ словами:
«На эту букву посмотри - она совсем как цифра три.»
Дети прописывают в воздухе. Лепят из пластилина.
11. Работа в тетрадях.
Дети прописывают букву «З» в тетрадях.
12.Звуковой анализ слова «зебра».
Загадка. Картинка-зебра. Воспитатель у доски, дети в тетрадях.
Звук [з]-согласный, мягкий. Кружок зелёного цвета.
Звук [е]-гласный. Кружок красного цвета.
Звук [б]-согласный, твёрдый. Кружок синего цвета.
Звук[р]-согласный, твёрдый. Кружок синего цвета
Звук[а]-гласный. Кружок красного цвета.
Вопросы:
Сколько в слове всего букв? Сколько гласных? Сколько согласных?
Сколько слогов в слове? Назовите первый, второй. На какой слог падает ударение?
13.Работа у доски.
Вызванный ребёнок заменяет фишки буквами, а дети записывают в тетради.
14.Игра с картами-схемами «Расшифруй слово»( в парах).
Слова: звонок, зубы, зефир, зеркало, зима, зарядка
15.Игровое упражнение «Составь слово».
Ребята, я сейчас буду называть слова, а вы в тетрадях будете записывать только первые буквы каждого слова.
П-парта
А-акула
У-ухо
К-коньки
Ребята, какое слово у вас получилось? (паук).
Воспитатель выносит игрушку-паука на пульте. Ребята, а вы хотите, чтобы паучок потанцевал для вас? Тогда расскажите ему, чем вы сегодня занимались на занятии.
16.Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер –класс «Инновации в работе по развитию речи»
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатиза...
Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...
Мастер-класс для родителей по ОО « Развитие речи» , « Подготовка к обучению грамоте»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи и обучение грамоте детей дошкольного возраста....
Мастер-класс по теме: "Инновационные методы развития речи детей. Методика развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова"
Развивающие голосовые игры для дошкольников с ТНР....
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....
Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"
В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...