Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей. Выполнила : воспитатель Афоничева Татьяна Викторовна СП «Детский сад №42» ГБОУ СОШ №18 г.о.Сызрань Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей. Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи. 3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей. Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко. В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребенку, овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шестилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка. Чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, мы в нашей группе этому уделяем особое значение. Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно! И сделать это могут не только воспитатели, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учебы в школе. Таким образом, для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры и различные гимнастики, для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка. А сегодня предлагаю вам побыть в роли детей и поиграть. Артикуляционная гимнастика Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем. Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд. Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты. Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка. Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми. Дыхательная гимнастика Воздушный футбол Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом. Снегопад Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их. Бабочки Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали. Я ветер Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл. Пальчиковые игры «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших) Будем листья собирать (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук) «Помощники» Раз, два, три, четыре, (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть – чуть сломали. (снова загибают пальчики) Так мы маме помогали. (ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши). Словесные игры «Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа. «Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка. «Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». - Как ты обычно ведёшь себя дома? - Ты хорошо плаваешь? - Как ты рисуешь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_razvitiyu_rechi_-_kopiya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани

г.о. Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее основную

общеобразовательную программу дошкольного образования

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Мастер-класс для родителей на тему:
Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей.

Выполнила :  воспитатель

Афоничева  Татьяна Викторовна

СП «Детский сад №42»

ГБОУ СОШ №18

г.о.Сызрань

Мастер-класс для родителей на тему:
Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей.

Цель:

Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.
  2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.
  3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле).

Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.

В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребенку, овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шестилетнему  возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка.

Чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, мы  в нашей группе  этому уделяем особое значение.

Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно! И сделать это могут не только воспитатели, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учебы в школе.

Таким образом, для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры и различные гимнастики, для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.

А сегодня предлагаю вам побыть в роли детей и поиграть.

Артикуляционная гимнастика

Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем.

Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.

Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Дыхательная гимнастика

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

Пальчиковые игры

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)

 «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

(снова загибают пальчики)

Так мы маме помогали.

(ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши).

Словесные игры

«Новое слово».

Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

«Ласковое слово».

Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.

«Запретные слова».

Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо».

- Как ты обычно ведёшь себя дома?

- Ты хорошо плаваешь?

- Как ты рисуешь?

- Как ты катаешься на коньках?

- Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?

«Кто больше».

В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например: Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай».

Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

Чистоговорки

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Скороговорки

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

При проведении специальных упражнений родителями с детьми  следует учесть:

• заниматься нужно по 10-15  минут ежедневно;

• каждое упражнение делать несколько раз;

• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;

• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;

• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;

 Уважаемые родители, помните: если ребенок  будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и труднопроговариваемые слова.

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей.  Заинтересовать проб...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей.

Выступление на педсовете:Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»

Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речи детей в условиях семьи»Цель:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошк...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»...

План информационно-просветительского мероприятия с родителями на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

План информационно-просветительского мероприятия с родителями на тему"Развитие речи детей в условиях  семьи и детского сада" в соответствии с ФОП....

Конспект родительского собрания для родителей младшей группы по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого...