Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка

 

Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания творческой личности. В этом состоит заказ современного общества.

Педагогическая образовательная технология – «ТРИЗ» основана на принципе совмещения этих двух направлений. Систематическое использование методов ТРИЗ в воспитательно-образовательной работе с детьми способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.

Принимая во внимание тот факт, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника, целесообразно использовать именно игровые приемы. Играя, ребенок сам не подозревает, что осваивает те или иные знания, овладевает различными умениями, навыками.

Важной отличительной особенностью ТРИЗ – технологии является то, что здесь не затрачивается много времени на подготовку, нет и финансовых вложений. Ее можно применять ситуативно.

Важным моментом является то, что дети должны действовать самостоятельно, важно научить их мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон. Воспитатель может подтолкнуть детей, но решить проблему они должны самостоятельно.

Если же ребенок первым задает вопрос, автор технологии предлагает спросить его, что он сам об этом думает, тем самым пригласить его к рассуждению. При помощи наводящих вопросов следует подвести его решению изложенной проблемы.

Если же ребенок не задает вопроса, то задача педагога состоит в том, чтобы указать ему противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

Среди методов и приемов ТРИЗ, доступных детям старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие:

1. Методы аналогий.

2. Метод проб и ошибок.

3. Метод моделирования.

4. Мозговой штурм.

5. Типовые приёмы фантазирования.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Например, метод «Каталог». Его суть заключается в синтезе сказок: построении связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создавался в качестве эффективного способа снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применяется и такой прием как «Коллаж из сказок», в основу которого ложится придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Прием «Знакомые герои в новых обстоятельствах» особенно интересен детям. Его применение позволяет развить фантазию, сломать у детей имеющиеся стереотипы. Его суть состоит в создани условий, при которых главные герои той или иной сказки остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Следует отметить, что технология ТРИЗ способна доставить удовольствие и самому педагогу.

Авторы ТРИЗ уверены в том, что, обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

 

Список информационных ресурсов:

  1. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
  3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания творческой личности. В этом состоит заказ современного общества.

Педагогическая образовательная технология – «ТРИЗ» основана на принципе совмещения этих двух направлений. Систематическое использование методов ТРИЗ в воспитательно-образовательной работе с детьми способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.

Принимая во внимание тот факт, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника, целесообразно использовать именно игровые приемы. Играя, ребенок сам не подозревает, что осваивает те или иные знания, овладевает различными умениями, навыками.

Важной отличительной особенностью ТРИЗ – технологии является то, что здесь не затрачивается много времени на подготовку, нет и финансовых вложений. Ее можно применять ситуативно.

Важным моментом является то, что дети должны действовать самостоятельно, важно научить их мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон. Воспитатель может подтолкнуть детей, но решить проблему они должны самостоятельно.

Если же ребенок первым задает вопрос, автор технологии предлагает спросить его, что он сам об этом думает, тем самым пригласить его к рассуждению. При помощи наводящих вопросов следует подвести его решению изложенной проблемы.

Если же ребенок не задает вопроса, то задача педагога состоит в том, чтобы указать ему противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

Среди методов и приемов ТРИЗ, доступных детям старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие:

1. Методы аналогий.

2. Метод проб и ошибок.

3. Метод моделирования.

4. Мозговой штурм.

5. Типовые приёмы фантазирования.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Например, метод «Каталог». Его суть заключается в синтезе сказок: построении связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создавался в качестве эффективного способа снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применяется и такой прием как «Коллаж из сказок», в основу которого ложится придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Прием «Знакомые герои в новых обстоятельствах» особенно интересен детям. Его применение позволяет развить фантазию, сломать у детей имеющиеся стереотипы. Его суть состоит в создани условий, при которых главные герои той или иной сказки остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Следует отметить, что технология ТРИЗ способна доставить удовольствие и самому педагогу.

Авторы ТРИЗ уверены в том, что, обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

 

Список информационных ресурсов:

  1. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
  3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста

В презентации предоставлены материалы, используемые в работе с детьми....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Конспект итогового занятия: «Весна пришла!» с использованием интерактивных технологий Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

При работе использована интерактивная доска для создания зрительных образов, подкрепляющих эмоциональное впечатление от классической музыки, а также заданий игрового характера....

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...