Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5-7 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Захарова Элла Юрьевна

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д /с № 36 кинезиологические Упражнения для развития речи детей 5 – 7 лет Воспитатель: Захарова Э. Ю. Калининград, 2016

Слайд 2

Актуальность Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Слайд 3

Цель кинезиологических упражнений: Задачи: Развитие общей и мелкой моторики; Развитие памяти, внимания, воображения, мышления; Развитие речи; Устранение дислексии ; Формирование произвольности; Снятие эмоциональной напряженности; Создание положительного эмоционального настроя; Повышение стрессоустойчивости организма; Возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста; Формирование учебных навыков и умений. развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Слайд 4

Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейтронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах ХХ века как синтез древневосточных учений (медицина, философия) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика) и в то же время существует уже 2000 лет, упражнениями гимнастики мозга пользовались Гиппократ и Аристотель, говорят, что Клеопатра своей молодостью и красотой также была обязана кинезиологии. Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии. - объединяет достижения педагогики; современные исследования мозга; древние восточные знания о теле (традиционная китайская медицина). Кинезиология –

Слайд 5

Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек

Слайд 6

Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности заключается в следующем: Левое полушарие - речь - словесный слух - абстрактное (понятия) - способность к анализу - детализирование - выстраивание алгоритмов - оперирование фактами, деталями, символами - словесное кодирование цветов (специальные и предметно соотнесенные названия) Правое полушарие - интонационная выразительность - образное слуховое восприятие - конкретное (признаки объектов) - целостное - творческие возможности - интуиция - способность к адаптации - жесткие связи: предмет-цвет, цвет-слово - образное мышление

Слайд 7

Рекомендации по применению: занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; требуется точное выполнение движений и приёмов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; перед интенсивной умственной нагрузкой; продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день; каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании

Слайд 8

Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность. Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности). Затем приступают к выполнению 3 упражнений: «Кнопки мозга»; «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»); «Крюки Деннисона» «Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом. «Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в деятельность «Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание

Слайд 9

«Кнопки мозга» (выполняют сидя или стоя) 1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив , колени расслаблены. 2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины. 3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе. 4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

Слайд 10

«Перекрёстные шаги» (выполняют сидя или стоя) Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе. * Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

Слайд 11

«Крюки» (можно выполнять сидя или стоя) Скрестите лодыжки. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.

Слайд 12

Комплекс упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА»

Слайд 13

4 группы упражнений ГМ 1 группа: Движения, пересекающие среднюю линию тела; стимулируют работу крупной и тонкой моторики 2 группа: упражнения, растягивающие мышцы тела; снижают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела 3 группа: движения, энерготизирующие тело (основаны на точном знании зон рефлекторного и психологического функционирования тела); обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов 4 группа: позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга; стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, способствуют спокойному, успешному чтению

Слайд 14

4 группы упражнений ГМ 1 группа: «Ленивые 8 для глаз», «Ленивые 8 для письма», «Слон», « Энергизатор » 2 группа: «Сова», «Помпа» 3 группа: «Думающий колпак» 4 группа: «Позитивные точки»

Слайд 15

Ленивые восьмерки для глаз Ленивые восьмёрки для письма Алфавитные восьмёрки Брюшное дыхание Взгляд на перекрестие Вращение шеей Двойные рисунки Перекрёстные шаги Рокер Слон Энергетизатор Учебные навыки: улучшает учебные навыки чтения (быстрое чтение, выразительное эмоциональное чтение, пересказ), письма, слушания и усвоения информации Другие навыки: данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте, улучшению ориентации в пространстве. Прорабатывают стрессовые зажимы глазных мышц, особенно после работы на компьютере. Снимает усталость и боль в спине, напряжение в мышцах шеи, улучшаются действия, требующие зрительной работы I . Упражнения, пересекающие среднюю линию тела

Слайд 16

II . Упражнения, повышающие энергию тела Вода Думательный колпак Кнопки баланса Кнопки земли Кнопки космоса Кнопки мозга Энергетическая зевота Учебные навыки: все учебные навыки улучшаются с приёмом воды; понимающее слушание, письмо, математические вычисления в уме; улучшают запоминание, помогает выделить главное, улучшает навыки слушания и восприятия; развивает организационные навыки, позволяет не терять строчку при чтении; повышает сосредоточенность

Слайд 17

III . Упражнения, растягивающие мышцы тела Активизация рук Гравитационное скольжение Заземлитель Помпа Расслабление стоп Сова Учебные навыки : развитие выразительной речи и языковых способностей, правописание, творческое письмо, игра на музыкальных инструментах; понимающее чтение и слушание, творческое письмо, языковые способности Другие навыки: данное упражнение помогает быстро настроиться на выполнение важной работы, улучшается дыхание и контроль над работой крупной и мелкой моторики, точность в манипулировании инструментами, концентрация внимания.

Слайд 18

IV . Упражнения, углубляющие позитивное отношение Крюки Деннисона Крюки Кука Позитивные точки Учебные навыки : позволяет лучше воспринимать новую информацию за счёт повышения внимания и развивает устную речь за счёт снятия зажимов, помогает при выполнении контрольных работ; оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. Другое : улучшает координацию, делает дыхание более спокойным, улучшает социальную адаптацию, помогает развитию «я – концепции», придаёт чувство уверенности; позитивно воздействует на долговременную память.

Слайд 19

Оптимизация деятельности мозга Гармоничное развитие двухполушарного мышления Развитие интеллектуальных и творческих способностей, в том числе развитие речи Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти Развитие способностей к обучению и усвоению информации Повышение эффективности выполняемых движений в спорте Восстановление работоспособности и продуктивности Снятие стресса, нервного напряжения, усталости Улучшение координации 10. Профилактика выгорания Эффективность гимнастики мозга

Слайд 20

В результате выполнения упражнений у детей: - снижается агрессивность; - повышается работоспособность; - меньше проявлений тревоги, паники; - улучшается выполнение заданий; - положительно изменяются коммуникативные связи

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с № 36

Кинезиологические упражнения

для развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Родителям о гимнастике мозга

РИТМИРОВАНИЕ

(предварительная подготовка)

gimnastika_mozga

Калининград, 2016

Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей  и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.

Рекомендации по применению:

  •  занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
  •  занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  •  требуется точное выполнение движений и приёмов;
  •  упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  •  перед интенсивной умственной нагрузкой;
  •  продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
  •  каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании

Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария.                                                                                    Мэрили Зденек 

http://www.pedlib.ru/books1/1/0200/image040.gif

Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность.

Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности).

Затем приступают к выполнению 3 упражнений:

  1. «Кнопки мозга»;
  2. «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»);
  3. «Крюки Деннисона»

I. Ритмирование

«Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом.

(выполняют сидя или стоя)

1.  Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.

3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.

4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

«Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в  деятельность

(выполняют сидя или стоя)

  1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
  2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.

* Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

«Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание 

(можно выполнять сидя или стоя)

  1. Скрестите лодыжки.
  2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.

373012_356365701071873_1155435405_n

II. Упражнения, способствующие речевому развитию

Эти упражнения улучшают связь рука-глаз, что способствует понимающему чтению и письму

(«Двойные рисунки»); 

сосредоточенность внимания на аудиальной информации

 («Думающая шляпа»); способствует активизации устной и письменной речи

(«Сова»);

профилактика дисграфии и дислексии

(«Алфавитные восьмёрки»);

активизирует оба глаза и интегрирует правое и левое зрительное поле, в результате – улучшение понимающего чтения

(«Ленивые восьмёрки»).

Продолжение следует…

МАДОУ д/с № 36

Кинезиологические упражнения

для развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Родителям о гимнастике мозга

(продолжение)

gimnastika_mozga

Калининград, 2016

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико-аналитических способностей левого. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела.

Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!                                                   И.Соньер

И.п.: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Выполняется 5 – 8 раз

10) «Думающая шляпа»

(на поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает лучше сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить)

И.п.: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45 – 60 дней.

Желаем вам успехов!

http://static.diary.ru/userdir/1/0/3/7/1037466/38718330.gif

Комплекс кинезиологических

упражнений

1) «Кнопки мозга» 

(выполняют сидя или стоя, помогают проснуться, настроиться на работу, активизируют деятельность мозга)

1.  Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.

3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.

4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

2) «Крюки»

(можно выполнять сидя или стоя; активизируют работу интеллект – тело, можно использовать находящимся в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание)

  1. Скрестите лодыжки.
  2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.

3) «Перекрёстные шаги»

(выполняют сидя или стоя; активизируют зону обоих полушарий, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления)

  1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
  2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.

4) «Сгибание пятки»

(включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизация творческих способностей)

И.п.: сидя. Положите лодыжку на другое колено, найдите руками напряжённые места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу.

 То же для другой ноги.

5) «Слон»

(наиболее интегрирующее упражнение: балансирует всю систему, стимулирует восстановление нервной системы, способствует концентрации внимания, снимает напряжение после работы на компьютере, боль в спине)

И.п.: стоя. Встаньте в расслабленную позу, колени слегка согнуть. Наклоните голову к плечу, от этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует ленивую восьмёрку от центра вверх против часовой стрелки; глаза следят за движением кончиков пальцев. Выполняется в медленном темпе от 3 до 5 раз левой рукой, прижатой к левому уху, затем – правой.

6) «Кулак – ребро – ладонь»

(улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения)

Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом обеими сразу (8 – 10 раз)

7) «Ленивые восьмёрки»

(способствует формированию умений, навыков)

И.п.: стоя или сидя. Вытянуть руку вперёд, согнуть в локте, поднять большой палец на уровень переносицы, описывать восьмёрки справа налево, слева направо, сверху вниз. Следить за пальцем только глазами. Выполнить 8 – 10 раз.

8) «Зеркальное рисование»

(способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание)

И.П.: на доске или листе бумаги двумя руками одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9) «Энергетическая зевота»

(снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи; улучшается функция голосовых связок, чёткость речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Сообщение на педагогическом совете « Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5 – 7 лет»

Актуальность. Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешны...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В буклете для родителей собраны кинезеологические игры и упражнения для развития речи детей. Кратко и полно описано для чего и как их выполнять с детьми....

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...

«Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарн...

Тема: «Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей раннего возраста»

Данный материал может быть полезен педагогам и родителям   для  развития у детей межполушарных взаимодействий...