Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5-7 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация: "Гимнастика мозга" | 1.92 МБ |
Буклет "Гимнастика мозга" | 123.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Цель кинезиологических упражнений: Задачи: Развитие общей и мелкой моторики; Развитие памяти, внимания, воображения, мышления; Развитие речи; Устранение дислексии ; Формирование произвольности; Снятие эмоциональной напряженности; Создание положительного эмоционального настроя; Повышение стрессоустойчивости организма; Возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста; Формирование учебных навыков и умений. развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейтронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах ХХ века как синтез древневосточных учений (медицина, философия) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика) и в то же время существует уже 2000 лет, упражнениями гимнастики мозга пользовались Гиппократ и Аристотель, говорят, что Клеопатра своей молодостью и красотой также была обязана кинезиологии. Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии. - объединяет достижения педагогики; современные исследования мозга; древние восточные знания о теле (традиционная китайская медицина). Кинезиология –
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек
Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности заключается в следующем: Левое полушарие - речь - словесный слух - абстрактное (понятия) - способность к анализу - детализирование - выстраивание алгоритмов - оперирование фактами, деталями, символами - словесное кодирование цветов (специальные и предметно соотнесенные названия) Правое полушарие - интонационная выразительность - образное слуховое восприятие - конкретное (признаки объектов) - целостное - творческие возможности - интуиция - способность к адаптации - жесткие связи: предмет-цвет, цвет-слово - образное мышление
Рекомендации по применению: занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; требуется точное выполнение движений и приёмов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; перед интенсивной умственной нагрузкой; продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день; каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность. Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности). Затем приступают к выполнению 3 упражнений: «Кнопки мозга»; «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»); «Крюки Деннисона» «Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом. «Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в деятельность «Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание
«Кнопки мозга» (выполняют сидя или стоя) 1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив , колени расслаблены. 2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины. 3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе. 4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Перекрёстные шаги» (выполняют сидя или стоя) Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе. * Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
«Крюки» (можно выполнять сидя или стоя) Скрестите лодыжки. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
Комплекс упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА»
4 группы упражнений ГМ 1 группа: Движения, пересекающие среднюю линию тела; стимулируют работу крупной и тонкой моторики 2 группа: упражнения, растягивающие мышцы тела; снижают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела 3 группа: движения, энерготизирующие тело (основаны на точном знании зон рефлекторного и психологического функционирования тела); обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов 4 группа: позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга; стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, способствуют спокойному, успешному чтению
4 группы упражнений ГМ 1 группа: «Ленивые 8 для глаз», «Ленивые 8 для письма», «Слон», « Энергизатор » 2 группа: «Сова», «Помпа» 3 группа: «Думающий колпак» 4 группа: «Позитивные точки»
Ленивые восьмерки для глаз Ленивые восьмёрки для письма Алфавитные восьмёрки Брюшное дыхание Взгляд на перекрестие Вращение шеей Двойные рисунки Перекрёстные шаги Рокер Слон Энергетизатор Учебные навыки: улучшает учебные навыки чтения (быстрое чтение, выразительное эмоциональное чтение, пересказ), письма, слушания и усвоения информации Другие навыки: данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте, улучшению ориентации в пространстве. Прорабатывают стрессовые зажимы глазных мышц, особенно после работы на компьютере. Снимает усталость и боль в спине, напряжение в мышцах шеи, улучшаются действия, требующие зрительной работы I . Упражнения, пересекающие среднюю линию тела
II . Упражнения, повышающие энергию тела Вода Думательный колпак Кнопки баланса Кнопки земли Кнопки космоса Кнопки мозга Энергетическая зевота Учебные навыки: все учебные навыки улучшаются с приёмом воды; понимающее слушание, письмо, математические вычисления в уме; улучшают запоминание, помогает выделить главное, улучшает навыки слушания и восприятия; развивает организационные навыки, позволяет не терять строчку при чтении; повышает сосредоточенность
III . Упражнения, растягивающие мышцы тела Активизация рук Гравитационное скольжение Заземлитель Помпа Расслабление стоп Сова Учебные навыки : развитие выразительной речи и языковых способностей, правописание, творческое письмо, игра на музыкальных инструментах; понимающее чтение и слушание, творческое письмо, языковые способности Другие навыки: данное упражнение помогает быстро настроиться на выполнение важной работы, улучшается дыхание и контроль над работой крупной и мелкой моторики, точность в манипулировании инструментами, концентрация внимания.
IV . Упражнения, углубляющие позитивное отношение Крюки Деннисона Крюки Кука Позитивные точки Учебные навыки : позволяет лучше воспринимать новую информацию за счёт повышения внимания и развивает устную речь за счёт снятия зажимов, помогает при выполнении контрольных работ; оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. Другое : улучшает координацию, делает дыхание более спокойным, улучшает социальную адаптацию, помогает развитию «я – концепции», придаёт чувство уверенности; позитивно воздействует на долговременную память.
Оптимизация деятельности мозга Гармоничное развитие двухполушарного мышления Развитие интеллектуальных и творческих способностей, в том числе развитие речи Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти Развитие способностей к обучению и усвоению информации Повышение эффективности выполняемых движений в спорте Восстановление работоспособности и продуктивности Снятие стресса, нервного напряжения, усталости Улучшение координации 10. Профилактика выгорания Эффективность гимнастики мозга
В результате выполнения упражнений у детей: - снижается агрессивность; - повышается работоспособность; - меньше проявлений тревоги, паники; - улучшается выполнение заданий; - положительно изменяются коммуникативные связи
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с № 36
Кинезиологические упражнения
для развития речи
детей старшего дошкольного возраста
Родителям о гимнастике мозга
РИТМИРОВАНИЕ
(предварительная подготовка)
Калининград, 2016
Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.
Рекомендации по применению:
- занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- требуется точное выполнение движений и приёмов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- перед интенсивной умственной нагрузкой;
- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
- каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек
Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность.
Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности).
Затем приступают к выполнению 3 упражнений:
- «Кнопки мозга»;
- «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»);
- «Крюки Деннисона»
I. Ритмирование
«Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом.
(выполняют сидя или стоя)
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в деятельность
(выполняют сидя или стоя)
- Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
- Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
* Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
«Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание
(можно выполнять сидя или стоя)
- Скрестите лодыжки.
- Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
II. Упражнения, способствующие речевому развитию
Эти упражнения улучшают связь рука-глаз, что способствует понимающему чтению и письму
(«Двойные рисунки»);
сосредоточенность внимания на аудиальной информации
(«Думающая шляпа»); способствует активизации устной и письменной речи
(«Сова»);
профилактика дисграфии и дислексии
(«Алфавитные восьмёрки»);
активизирует оба глаза и интегрирует правое и левое зрительное поле, в результате – улучшение понимающего чтения
(«Ленивые восьмёрки»).
Продолжение следует…
МАДОУ д/с № 36
Кинезиологические упражнения
для развития речи
детей старшего дошкольного возраста
Родителям о гимнастике мозга
(продолжение)
Калининград, 2016
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико-аналитических способностей левого. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела.
Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.
Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И.Соньер
И.п.: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Выполняется 5 – 8 раз
10) «Думающая шляпа»
(на поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает лучше сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить)
И.п.: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок за ухом по направлению сверху вниз.
Продолжительность занятий от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45 – 60 дней.
Желаем вам успехов!
Комплекс кинезиологических
упражнений
1) «Кнопки мозга»
(выполняют сидя или стоя, помогают проснуться, настроиться на работу, активизируют деятельность мозга)
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
2) «Крюки»
(можно выполнять сидя или стоя; активизируют работу интеллект – тело, можно использовать находящимся в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание)
- Скрестите лодыжки.
- Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
3) «Перекрёстные шаги»
(выполняют сидя или стоя; активизируют зону обоих полушарий, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления)
- Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
- Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
4) «Сгибание пятки»
(включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизация творческих способностей)
И.п.: сидя. Положите лодыжку на другое колено, найдите руками напряжённые места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу.
То же для другой ноги.
5) «Слон»
(наиболее интегрирующее упражнение: балансирует всю систему, стимулирует восстановление нервной системы, способствует концентрации внимания, снимает напряжение после работы на компьютере, боль в спине)
И.п.: стоя. Встаньте в расслабленную позу, колени слегка согнуть. Наклоните голову к плечу, от этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует ленивую восьмёрку от центра вверх против часовой стрелки; глаза следят за движением кончиков пальцев. Выполняется в медленном темпе от 3 до 5 раз левой рукой, прижатой к левому уху, затем – правой.
6) «Кулак – ребро – ладонь»
(улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения)
Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом обеими сразу (8 – 10 раз)
7) «Ленивые восьмёрки»
(способствует формированию умений, навыков)
И.п.: стоя или сидя. Вытянуть руку вперёд, согнуть в локте, поднять большой палец на уровень переносицы, описывать восьмёрки справа налево, слева направо, сверху вниз. Следить за пальцем только глазами. Выполнить 8 – 10 раз.
8) «Зеркальное рисование»
(способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание)
И.П.: на доске или листе бумаги двумя руками одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
9) «Энергетическая зевота»
(снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи; улучшается функция голосовых связок, чёткость речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....
Сообщение на педагогическом совете « Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5 – 7 лет»
Актуальность. Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешны...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В буклете для родителей собраны кинезеологические игры и упражнения для развития речи детей. Кратко и полно описано для чего и как их выполнять с детьми....
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...
«Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарн...
Тема: «Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей раннего возраста»
Данный материал может быть полезен педагогам и родителям для развития у детей межполушарных взаимодействий...