Звуковая культура речи: звуки м, мь. Вторая младшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Январь (4 неделя)
Занятие 3.
Звуковая культура речи: звуки м, мь.
Вторая младшая группа.
Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
Ход занятия
Часть I. Педагог демонстрирует куклу. «Это говорящая кукла, – объясняет он, – она умеет говорить: „Ма-ма“. Что говорит кукла?»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Заводные куклы»: «Вы будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен четко сказать: „Ма-ма“». (Дети постарше говорят: „Мама! Я тебя люблю! “) После того как 5–6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра продолжается в несколько измененном варианте. Дети изображают заводных коров, телят, кошек и котят (по выбору). Воспитатель напоминает, что голоса взрослых животных грубее, а голоса детенышей тоньше. («Заведу-ка я вот этого беленького котеночка… Сейчас заведу большого черного кота. А сейчас я заведу игрушку, а вы догадайтесь, кто это…»)
Далее педагог рассказывает, выставляя на фланелеграф картинки: «Медвежонок Мишка катает снежный ком. Что он делает? (Хоровые и 2–3 индивидуальных ответа.) А Мурка ему мешает. Кто мешает? Что Мурка делает? Мурка, не мешай Мишке! (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.) Лучше помоги ему! Мурка стала помогать, и они вдвоем слепили вот этого снеговика. И дали ему метлу. Что они дали снеговику?»
Далее вниманию детей воспитатель предлагает рассказ без наглядного сопровождения: «Жила-была Мурка. Как звали кошку? Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала? А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать? Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».
Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка». Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки).
– Кошка, как тебя зовут?
– Мяу.
– Стережешь ты мышку тут?
– Мяу.
– Мяу, хочешь молочка?
– Мяу.
– А в приятели – щенка?
– Фр-р!
Часть II. Воспитатель просит детей вспомнить, в чем дома и в детском саду лежит мыло. (В мыльнице.) Просит вслушаться в слова мыло, мыльница и повторить их.
«А теперь будьте внимательны: мыло – в мыльнице, сахар… (в сахарнице), конфеты… (в конфетнице), салат… (в салатнике), хлеб… (в хлебнице)». Примечание. На прогулке целесообразно (индивидуально) побеседовать с желающими детьми («кошками»), оценивая интонации, с которыми они произносят мяу и фр-р.
Февраль (2 неделя)
Занятие 1.
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Вторая младшая группа
Цель. Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку
Предварительная работа. Накануне воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрированному изданию сказки (эту сказку иллюстрировали художники: В. Лосин, Е. Рачев, А. Савченко, В. Конашевич, А. Елисеев) и просит догадаться, о чем это произведение, что случилось с мальчиком, которого родители оставили со старшей сестрой
Ход занятия
Воспитатель, демонстрируя детям книгу, спрашивает, интересно ли было рассматривать рисунки.
«Догадались, о ком эта сказка? – уточняет воспитатель. – Куда гуси-лебеди унесли маленького Ванюшку? Трудно его было у Бабы-яги выкрасть?»
Педагог хвалит детей за наблюдательность, умение рассматривать иллюстрации. Затем читает сказку.
Воспитатель дает детям возможность обменяться впечатлениями. Спрашивает, почему яблонька, печка и сказочная речка помогли Маше и Ванюше спрятаться от гусей-лебедей. Зачитывает эпизод, например, первую встречу девочки и яблоньки.
Если есть возможность, педагог демонстрирует книгу с рисунками другого художника.
Примечание. На прогулке целесообразно поиграть с детьми под текст русской народной песенки «Гуси, гуси…», удовлетворив потребность малышей в движении и предоставив им возможность вести диалог: «Гуси, гуси?» – «Га-га-га». – «Есть хотите?» – «Да, да, да». И так далее.
Позже, когда дети наиграются и набегаются, следует побеседовать с теми из них, кто малоактивен на речевых занятиях.
«Вы умные, сообразительные дети, – говорит воспитатель. – Вы сможете мне помочь, подсказав правильные слова. Как ласково называют яблоню? Речку?.. Сказку?.. Сашу?.. Машу?..» (Педагог называет имена детей, с которыми общается.)
Другой группе детей воспитатель предлагает закончить следующие предложения: «Были гуси, нет… (гусей). Были лебеди, нет… (лебедей). Были куры, нет… (кур). Были индюки, нет… (индюков). Были утки, нет… (уток). Были соловьи, нет… (соловьев) ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
НОД по развитие речи на тему «Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)», вторая младшая группа
НОД по развитие речи на тему:«Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)»...
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» во второй младшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие»Направление: «Развитие детской речи»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникати...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи» (звук «у»). во второй младшей группе №1
Основная общеобразовательная программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Возрастная груп...
Конспект ДО по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки м, мь» вторая младшая группа
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группеТема: «Звуковая культура речи: звуки м, мь».Задачи:- упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;- форми...
Конспект ООД по развитию речи. Звуковая культура речи, звук [с] во второй младшей группе.
Конспект ООД по развитию речи. Звуковая культура речи, звук [с] во второй младшей группе.Задачи:Обучающие:• Познакомить с произношением звука «с»;• Учить прав...
Конспект ООД по развитию речи. Звуковая культура речи, звук [с] во второй младшей группе.
Конспект ООД по развитию речи. Звуковая культура речи, звук [с] во второй младшей группе. Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: знакомство со...