Методическая разработка дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Дидактические игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_dlya_detey_mladshey_gruppy1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 станицы Петровской муниципального
образования Славянский район
Картотека
дидактических игр и упражнений для детей 1младшей группы
детского сада
(Раздел: "Введение в звуковую действительность.")
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ Д/с №23
Штомпель Виктория Александровна
Первая квалификационная категория
2017г.
Пояснительная записка
В последнее время большую тревогу вызывает неуклонный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причин, приводящих к этому, очень много, и одной из них является недостаточное развитие слухового и звукового восприятия у детей. Дети в семье растут в атмосфере чрезмерной, избыточной зрительной стимуляции (телевизоры, компьютеры, телефоны, планшеты и т.п.), их окружает огромное количество посторонних звуков, которые сливаются для малыша в сплошной, привычный, фоновый шум, в котором он не может самостоятельно научиться вычленять необходимые для его речевого развития звуки, различать их характерные особенности. Такие дети в будущем могут составить группу риска по развитию звукопроизношению, а в дальнейшем будут испытывать трудности в школьном обучении. Учитывая, что ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития речевого восприятия, я убеждена, что начинать целенаправленную работу по развитию речевого звукопроизношения важно именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это станет прочной базой для развития фонематического слуха, да и всего психического развития ребёнка в целом. В своей группе я регулярно применяю такие словесные и дидактические игры, использую в разных режимных моментах, развивая слуховое восприятие малышей, использую не только известные разработки, но и придумываю свои игры, соответствующие лексической теме недели. Вашему вниманию представляю картотеку дидактических игр по развитию звукопроизношения для малышей.
Волшебный кубик
Цель: Учить чётко произносить звуки, подражать голосам животных.
Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:
- «Вертись, крутись, на бочок ложись».
Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт), произнести соответствующий звук (У-у-у).
Эхо.
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход: Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.
«Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию колокольчика. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель беседует с детьми: «Сейчас мы с вами пойдем на прогулку. Дождика сегодня нет. Какая погода хорошая, светит солнце, сколько цветов, давайте их соберем. Вы можете гулять под звон колокольчика, которым я буду звенеть, и вам будет весело гулять под его звуки. Но если вдруг начнется дождь, я перестану звенеть в колокольчик и вы, не услышав звона колокольчика, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда я звоню в колокольчик, а когда нет».
Методические указания: воспитатель проводит игру 3 - 4 раза.
«Часы»
Цель: Развивать слуховое внимание детей, звуковое произношение
Ход: Воспитатель: «Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», а теперь послушайте, как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза). Теперь наши часы заведены и сначала тикают (тик-так), а потом бьют (бом-бом). (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Методические указания: когда часы тикают- детям нужно 2 раза хлопнуть в ладоши; когда бьют- бить в ладоши 1 раз)
«Курочка и цыплята»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: Воспитатель беседует с детьми:»Я – мама-курица, а вы мои детки-цыплята. Цыплята веселые, они пищат, как? («пи-пи») А машут крылышками как? Я, мама-курица, полечу за вкусными крошками для вас, а вы, цыплятки, пока поиграйте. Когда мама-курица прилетела, начинает кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), цыплята широко открывают «клювики», им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот).
Методические указания: игра повторяется 2-3 раза.
«Где, мама?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Предложить детям выбрать предметные картинки с детенышами домашних животных. Воспитатель спрашивает детей: «Кто у тебя нарисован, Владик? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Давай поищем твою маму. Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и с детьми ищут картинку с изображением мамы курицы, затем показывает картинку.
Методические указания: такая же работа проводится со всеми детьми.
«Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель обращается к детям: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и похлопать в ладоши. Если я покажу игрушку, вы топаете ножкой и называете игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...
Рецензия на методическую разработку дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
дидактические игры и упражнения по звукопроизношению....
Методическая разработка: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...
методическая разработка Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге Младший дошкольный возраст
Сломанный светофорДидактическая игра по правилам безопасного поведения на дорогеМладший дошкольный возраст Цель:Прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД Задачи:1. Закрепить представле...
Методическая разработка Дидактические игры "Волшебный фонарик" по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В методической разработке рассказано о развитии речи старших дошкольников посредством дидактических игр "Волшебный фонарик"....