Конспект по развитию речи по рассказыванию стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»
Цель:
1. Образовательная: учить детей составлять рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать предметы по материалу, размерам, назначению; закреплять умение классифицировать предметы по качеству.
2. Развивающая: развивать монологическую речь.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к посуде, продуктам питания.
Оборудование: Портрет писателя, книга со стихотворением «Маша обедает»,картинки посуды.
Посуда (тарелки – глубокая и мелкая, ложки – столовая, чайная, нож, стаканы. Пластмассовая посуда, мяч.
Алгоритм проведения:
1. Чтение отрывка из стихотворения «Маша обедает», рассматривание портрета писательницы. Дети посмотрите, это портрет армянской писательницы С. Капутикян. Она написала для детей стихотворение «Маша обедает». Послушайте отрывок из этого стихотворения:
… Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке.
В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ
Беседа по стихотворению.
О чём говорится в этом стихотворении?В чём подают обед собачке? (в миске, а киске? (в блюдечке,курочке-несушке? (в черепушке)А из чего обедает Машенька? (в тарелке)Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку- что это? (посуда (на столе расставлены: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки столовая и чайная, стаканы большой и маленький, пластмассовые игрушки) .
- Сегодня мы поговорим о посуде. Посуда бывает столовая, чайная и кухонная.
Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе тарелки с орнаментом) .
- Чем они отличаются друг от друга? (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая)
- Для чего нужна глубокая тарелка? (для первого блюда)
- А мелкая тарелка для чего нужна? (для второго блюда) .
-Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка, нож).
Чистоговорка: РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА – глубокая тарелка
УДА – УДА – УДА - разноцветная посуда
АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки
РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые тарелки (тихо и громко)
-Теперь давайте сравним вилку, ложку и нож. Из чего они сделаны? (из металла) Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические) .
- Скажите, опасны ли нож и вилка? Чем опасны? (ответы детей)
- А чем похожи эти два предмета (чайная и столовая ложки? (Они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.)
-Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А чем ещё?
-Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?
-Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего нужны? (ответы детей)
-Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Пластмассовые) .
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, («надувают» живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. Другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки. (приседают, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются. (кружатся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки. (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над
Вот пластмассовый поднос - головой)
Он посуду нам принёс. (показать круг перед собой)
2. Чтение стихотворения «Маша обедает».
Предлагается детям придумать короткий рассказ на эту тему.
Пальчиковая гимнастика
Помощники
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
3. Игра «Накрой на стол»
На столе много разной посуды, вам надо расставить её по своим местам.
1 команда – накрывает стол к чаю, выбирает предметы, какой посуды? (чайной) ;
2 команда – накрывает стол к обеду, выбирает предметы, какой посуды? (столовой) ;
3 команда – убирает и расставляет на полочке кухонные пренадлежности
После выполнения проверяется правильность выполнения задания.
Пока команды выполняют задание, с остальными детьми проводится игра.
4. Игра «Отвечай быстро», с мячом. Говорю стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный – дети называют предметы посуды.
Дети проверяют выполнение задания, данные командам.
5. Игровые упражнения:
«Посчитай» - одна чашка, 2… 5
«Назови ласково» - тарелка – тарелочка
6.«Для чего посуда». Во что насыпаем сахар – в сахарницу, соль – в солонку; куда кладём хлеб – в хлебницу, масло – в маслёнку, конфеты в конфетницу.
7. Подведение итога.