Составление дошкольниками рифмованных текстов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ
Методы и игры ТРИЗ я использую на занятиях по развитию речи детей и обучению грамоте; реализую в областях познание и коммуникация.
Вашему вниманию представлен фрагмент занятия по развитию речи детей, которое направлено на закрепление умения детей подбирать рифмованные слова к заданному слову. В занятии принимали участие дети подготовительной группы с задержкой психического развития и с имеющимися вторичными нарушениями речи.
Фрагмент занятия по коммуникации
на тему «Грустный котёнок»
Цель: - Закреплять умения детей подбирать рифмованные слова к заданному слову;
Задачи:
- развивать темпо-ритмическую сторону речи;
- развивать фонематические процессы: умение слышать и правильно договаривать окончания слов, выделять слова с похожими окончаниями;
- активизировать словарь детей;
- формировать навыки словотворчества у детей.
- закреплять умения детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию с помощью имён признаков;
Ход образовательной деятельности:
Чтение стихотворения Джона Чиарди “Об удивительных птицах”.
На улице прохожего увидел я вчера
Он ящик нес. На ящике написано “Игра”.
Я два квартала шел за ним (поверьте, я не вру).
И наконец спросил его:
– А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
– Уверен, что такой игры еще ты не встречал.
Две птицы удивительных есть в ящике моем
И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
А чтобы могли начать, запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг – весьма нелегкий труд.
Недаром люди умные их рифмами зовут.
И вправду, птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.
Одна достала слово гвоздь,
Другая – сразу гость и трость.
Одна достала слово грусть.
Другая – фразу “ну и пусть”.
Одна достала слово слон.
Другая – звон и телефон.
“Теперь, – сказал мне человек,– пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова, ты должен рифмовать”.
Достал он слова кочка,
А я ответил “бочка, и строчка, и сорочка,
И сразу два листочка, и на прощанье точка”.
Мы с ним играли целый час похожими словами,
Теперь мы покидаем вас,
и вы играйте сами.
Дефектолог: Ребята, давайте вспомним с вами, что же такое рифма.
Дети:
- Слова оканчиваются одинаково,
- Слова должны быть похожи,
- Должно быть так, чтобы получилось “складно”
Игра «Подбери рифму»
Дефектолог называет слова, а дети подбирают к ним рифму.
- Машина – шина, картина, малина, Буратино;
- Автобус – глобус, ус, карапуз;
- Электричка – спичка, лисичка, сестричка, синичка;
- Велосипед - дед, винегрет, мясоед;
Ребята, как одним словом назовём наши слова – транспорт.
Дефектолог: Посмотрите, кто пришёл к ним сегодня в гости?
Дети: Котёнок (замечают, что он грустный)
Дефектолог: Как вы думаете, почему котёнок грустный?
Дети: - Он потерял маму,
- Он хочет кушать,
- У него нет друзей;
Дефектолог: Ребята, давайте, чтобы он не грустил, придумаем про него смешное стихотворение.
При составлении лимерика, дети опираются на схему:
1 строчка | Жил - был (объект) |
2 строчка | Сравнение или указание на свойство объекта |
3 строчка | Действие или взаимодействие с другими объектами |
4 строчка | Следствие в результате этого действия |
5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
Дефектолог: Подберите рифму к слову «котёнок» и к слову «грустный»
Дети:
1. Лисёнок, поросенок, телёнок, зайчонок;
2. Вкусный, устный.
В ходе беседы, дети совместно с педагогом подбирают слова и составляют стихотворение:
Жил - был грустный котёнок
И был у него вкусный зайчонок
Играли всегда они вместе,
Любили ляпаться в тесте.
Вот какая крепкая дружба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...
"Составление дошкольниками рифмованых текстов"
Консультация для педагогов и родителей...
СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закл...
Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов
В конспекте перечисленны этапы по освоению способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Мастер-класс "Составление дошкольниками рифмованных текстов"
Материал по составлению дошкольниками рифмованных текстов, содержит модель построения короткого стихотворения и игровые упражнения по составлению рифмованных текстов....