Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Мазанова Ольга Валерьевна

В конспекте перечисленны этапы по освоению  способов составления рифмованных текстов.

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_tehnologiya_obucheniya_sostavleniya_rifmovok.odt10.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов

Введение

Исследователями детской речи и особенностей развития установлено, что дети с 3-3,5 лет имеют потребность в стихотворчестве.

Рифма-это созвучие в окончании двух или нескольких слов, звуковой повтор в конце ритмической единицы. Стихи и рифмовки-это текстовый материал, которые любят малыши, он им интересен и положительно влияет на их эмоциональное состояние. Рифмованная речь ярко проявляется в фольклорных произведениях, потешках, припевках, колыбельных, стихах, приговорках. Ребенок непроизвольно вслушивается в звуки, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл.

С целью обучения детей дошкольного возраста с 2,5 лет способу составления рифмованных текстов были разработаны этапы

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОЦЕССУ СОСТАВЛЕНИЯ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ. НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ, КАК И ДЛЯ ЧЕГО СОСТАВЛЯЮТСЯ РИФМОВАННЫЕ ТЕКСТЫ. СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ОБОБЩЕННОЙ МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ.

На начальном этапе необходимо вызвать интерес к художественным произведениям. Как же научиться играть в стихи и со стихами? Конечно их нужно  читать, заучивать наизусть, чем чаще повторяются стихотворения, тем больше в них можно увидеть загадок, шуток, звукоподражаний, перевертышей и др. игр. Это поможет сделать шаг к новому увлечению- сочинению собственных рифмованных текстов.

Этап1. « Ищем подарки Тетушки Рифмы»

При прочтении текстов стихотворной формы постоянно обращать внимание детей на слова- рифмы, повторять их вместе с детьми несколько раз.

ИГРА: «Доскажи словечко» ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся слова. Например: Ну и платье: Сплошь иголки его носят только(елки).

ИГРА: «Чистоговорки»   упражнять детей в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умении правильно произносить звуки, развивать фонематический слух. Например: Са- са- са-Прилетела к нам оса; ; Со- со- со- покатилось колесо; жу-жу-жу- что в руке не покажу.У нас в группе есть коробочка чистоговорки,дети сами уже придумывают и мы записываем. РА-РА-РА--УЛЕТЕЛА МАШКАРА; ЗА-ЗА-ЗА КАК СИЛЬНА МОЯ КОЗА; РЫ-РЫ-РЫ ИЗ НОРОК ВЫБРАЛИСЬ БОБРЫ; ША-ША-ША У АРЕМА НЕТ КАРАНДАША; СЫ-СЫ-СЫ ПАПА СБРИЛ УСЫ;

 Этап 2. « Рифмуем слова»

Использовать игровые тренинги, способствующие составлению рифмованных словосочетаний ( сущ. Для детей 2-3 лет; прил. И глаголы  с 3 лет; наречия с 3,5)

ИГРА: «РИФМУШКИ-СКЛАДУШКИ» Цель: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся между собой пары слов из заданных картинок. Мальчик-зайчик; ворона-корона; малина-корзина; цыплята-утята;рак-мак. Есть коробочка рифмушки — складушки, где лежат карточки с объектами по 3 и более, которые рифмуются. То ест дети у нас  выкладываю самостоятельно по 8 и более карточек.

ИГРА: «СЛОВА-НЕПРИЯТЕЛИ» ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе пар антонимов, обозначающих сущ., прилаг., глаголы по признакам. Например: имя признака-цвет. Пара антонимов: белый-черный.

ИГРА: «ПРИДУМАЙ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЯТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА ОСНОВЕ АНТОНИМИЧЕСКИХ ПАР. Например: Дается пара антонимов веселый-грустный и нужно составить словосочетания. Веселый праздник-грустная мелодия.

ИГРА: « ОТГАДАЙ ПО ПРИЗНАКАМ» ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении определять объект по признакам. Например: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

ЭТАП 3. «ПОДБЕРИ РИФМОВАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»

Подвести детей к самостоятельному подбору рифмованных словосочетаний. Ввести  слова: рифма, рифмующие слова, ритм- это своеобразный порядок чередования слов в стихотворном тексте.

Рассмотрим на примере считалок.Главная особенность считалок-четкий ритм. ШЛА СОБАКА ЧЕРЕЗ МОСТ, ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ, ПЯТЫЙ ХВОСТ. ЕСЛИ МОСТ ПРОВАЛИТСЯ , ТО СОБАКА СВАЛИТСЯ.

На данном этапе проводим игру: «СКЛАДУШКИ» ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ ПОДБИРАТЬ РИФМУЮЩИЕСЯ ПАРЫ СЛОВ. СОСТАВЛЯТЬ ДВУХСТРОЧНЫЕ РИФМЫ НА ОСНОВЕ КАРТИНОК.

 

ЭТАП 4. «РИФМУШКИ-ДВУХСТРОЧНИКИ» На глазах у детей поставить выбранные детьми картинки с рифмованными словами. Например: малина-корзина. Воспитатель читает вместе с детьми ЖИЛА-БЫЛА КОРЗИНА, В НЕЕ СОБРАЛИ МАЛИНУ. Несколько раз повторяем текст с детьми, можно менять местами рифмованные слова.

 ИГРА: « СОЧИНИ ДАЛЬШЕ» ЦЕЛЬ: упражнять детей подбирать рифму к заданному слову. Например: воспитатель говорит « в море плавает тюлень... ребенок продолжает по лугу бежит олень.

ИГРА: ИСПРАВЬ МЕНИ» ЦЕЛЬ: УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В УМЕНИИ СОГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В РОДЕ И ПАДЕЖЕ. Воспитатель сознательно произносит рифмованную фразу допуская ошибки, дети исправляют и правильно произносят.

ЭТАП 5. «РАБОТАЕМ ПО МОДЕЛИ ДВУХСТРОЧНИКА» С детьми составить модель двухстрочника.

ЖИЛИ -БЫЛИ —ИМЯ ПРИЗНАКА1---ОБЪЕКЬТ1

И БЫЛ(ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ—ИМЯ ПРИЗНАКА2---ОБЪЕКЬТ2

Например: «ЖИЛА-БЫЛА АРОМАТНАЯ МАЛИНА, СОБРАЛИ ЕЕ В БОЛЬШУЮ КОРЗИНУ.»

ТАП 6. «РИФМУШКИ-ПЯТИСТРОЧНИКИ» Продолжать работу над созданием пятистрочного текста по типу лимерика. Объяснять,как составить смешное стихотворение.

ЖИЛИ-БЫЛИ---ИМЯ ПРИЗН.1—ОБЪЕКТ1

И БЫЛ(ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ)--ИМЯ ПРИЗН.2—ОБЪЕКТ2

И ДЕЛАЛ ТО-ТО, ВСТРЕЧАЛ КОГО-ТО, ВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛ-ПОЛУЧИЛСЯ РЕЗУЛЬТАТ. Например: Жила-была малинка, собрали ее в плетенную корзинку, корзинка на крыльце стояла, бабочек к себе привлекала. Вот какая плетенная корзинка!  Последняя строчка, как правило в лимериках не рифмуется.

ЭТАП 7» УЧИМСЯ КРАСИВЫМ РИФМАМ» Обращать внимание на то, что в стихотворных текстах есть не только рифма, но и смысл, ритм. ИГРА: «РИФМУЕМ ВМЕСТЕ» ЦЕЛЬ: учить подбирать описательные, эмоциональные, образные характеристики объекта., составлять смысловые стихотворные тексты. Например: объект-ель. Дети схематически изображают к объекту характеристики в соответствии со значение имен признаков. Зеленая как травка;колючая как кактус; горькая как лимон и тд. Затем дети схематически обозначают составленное рифмованное словосочетание: Как травка ель зеленая, но зато веселая.

 ГГПРГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: усвоения модели составления элементарного рифмующегося текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Картотека игр используемых при обучении детей составлению рифмованных текстов.

Даны игры и упражнения используемые для составления рифмованных текстов....

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

В данном материале можно ознакомиться с этапами обучения детей составлению рифмованных текстов....