"Составление дошкольниками рифмованых текстов"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Д/с «Снегурочка»
Воспитатель Рештаненко И.Н.
Составление дошкольниками рифмованных текстов.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.
Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.
Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.
Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).
Характеристика текста лимерика:
1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка | Жил – был (объект) |
2 строчка | Сравнение или указание на свойство объекта |
3 строчка | Действие или взаимодействие с другими объектами |
4 строчка | |
5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов
1. «Складные картинки»
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
2. «Придумай рифмованное слово»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска»
Методические рекомендации:
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
ПР:
- называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
- называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;
- называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
- называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».
3. « Придумаем рифмованные строчки»
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
ПР: «Жил-был рак и был похож на мак».
Методические рекомендации:
Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).
В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).
Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.
4. «Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки используя модель составления лимерика:
Жил-был объект |
Какой? |
Что делал? |
С кем общался? |
Вывод |
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
В нашей практике мы используем пособие с символами признаков из технологии ОТСМ ТРИЗ.
Методические рекомендации:
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.
Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
Таким образом, составление дошкольниками рифмованных текстов способствует активному развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...
СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закл...
Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов
В конспекте перечисленны этапы по освоению способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...
Составление дошкольниками рифмованных текстов
Методы и игры ТРИЗ...
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Мастер-класс "Составление дошкольниками рифмованных текстов"
Материал по составлению дошкольниками рифмованных текстов, содержит модель построения короткого стихотворения и игровые упражнения по составлению рифмованных текстов....