«Использование стихов русских классиков в работе с детьми дошкольного возраста»
материал по развитию речи по теме
Авторы: учитель-логопед
Доморощинова Галина Михайловна
учитель-логопед
Некрасова Елена Николаевна
Каждый, кто имеет дело с детским чтением, очевидно стремится к тому, чтобы лучшие произведения художественной литературы входили в жизненный мир личности ребенка, затрагивали бы его душу, обогащали бы внутренний мир, духовно питали, короче говоря, воспитывали. А интерес к литературе меж тем все падает и падает, духовный мир скудеет и скудеет. Хотим поделиться опытом работы, где без нудной зубрежки, в увлекательной и полезной игре, проходят занятия с использованием стихов русских классиков.
Девиз нашей работы: «С каждой прочитанной или написанной строчкой узнаем что-то новое, интересное, обогащающее язык, нравственность, чувства!»
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Анализ традиционной методики заучивания стихотворений.
3. Новизна работы: нетрадиционная методика заучивания стихотворений.
4. Этапы работы по знакомству со стихами классиков.
5. Результаты работы.
6. Литература.
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
Крайне редко приходится слышать, что учеба, кроме конкретных знаний, может доставлять еще и удовольствие, быть необыкновенно интересной, дающей радость открытия, преодоления. Интеллектуальное развитие дошкольника подчинено эмоциональной сфере. Ребенок должен получать от занятий удовольствие!
Профессиональное увлечение, тема наблюдений, изучения, наработок — формирование положительной мотивации к обучению через включение ребенка в познание мира, восприятие окружающего через отношение к нему и практическую деятельность, в том числе и через знакомство детей со стихами классиков.
Каждый, кто имеет дело с детским чтением, очевидно стремится к тому, чтобы лучшие произведения художественной литературы входили в жизненный мир личности ребенка, затрагивали бы его душу, обогащали бы внутренний мир, духовно питали, короче говоря, воспитывали.
А интерес к литературе меж тем все падает и падает, духовный мир скудеет и скудеет. Разве в том сила искусства, чтобы читатель усвоил черты персонажей и перенял их поступки, нашел главные мысли произведения, сформулировал тему и жанр произведения? Сам по себе этот интеллектуальный тренинг, несомненно, ценен: развивает речь, учит аналитическому мышлению, но не определяет интерес к чтению и силу его влияния на ребенка. Почему же наши дети не читают?
Если рассмотреть в системе русскую речь, то получится следующая схема:
ТЕКСТ
АБЗАЦ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ-ФРАЗА
СЛОВО
СЛОГ
БУКВА-ЗВУК
Это общая структура чтения. На каком уровне находится «музыка родного языка? Анализируя программы детского сада и начальной школы, можно однозначно дать ответ на этот вопрос. Мы загоняем ребенка в школе и в детском саду на уровень «буква-звук», а до музыки не доходим. Таким образом теряется прелесть языка, которую потом, в старших классах стараемся дать детям и одновременно удивляемся отсутствию интереса к художественной литературе.
Обследование речи детей-дошкольников (при зачислении ребенка в логопедическую группу, на логопункт) так же подтверждают эту мысль. На вопрос-предложение рассказать какое-нибудь стихотворение слышим либо молчание, либо (причем очень редко) элементарные стихи А. Барто, либо стихотворение с Нового года.
Еще один вопрос: «На каких текстах мы закрепляем понятия «звук-буква-слово-предложение»?
Буквари и учебники переполнены текстами неведомых писателей и поэтов. Анализируя букварь Эльконина, можно сделать вывод: 226 слов Чарушина, затем по количеству слов идет Маршак, Заходер. Пушкин занимает 8 место, Л. Толстой- 15 место.
Господин Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» пишет, что японский трехлетка знает 100-150 танков- самых изящных, отбирающихся не один век четверостиший, конечно, родных японских классиков. «Свое не изучив, к миру будешь не интересен»-гласит русская пословица.
Все это далеко не безобидно: выучились читать, многие дети читать отказываются, не любят, нутром чуя фальшь, подделку, искусственность, сюсюканье, заигрывание. Не введешь их потом в великую литературу, не сделаешь великую книгу спутником жизни. Застрянут на уровне «Анжелики», крутого детектива, сборника анекдотов.
Хочется привести слова К.Д.Ушинского о силе слова: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Немного истории... Толчок к работе со стихами классиков мне дал ребенок логопедической группы в 2001 году. Упражняясь в закреплении звука «л» в речи с Вовой Копейкиным (6 лет), я попросила повторить за мной простое четверостишье, где повторяется этот звук. Вова предложил мне послушать стихотворение, которое выучил с папой.
Вот оно:
Я видел ком снега огромный сорвался.
Большие и толстые ветки прогнулись под тяжестью снега.
Отсюда я сделал вывод (природа меня научила)}
Что мягкость и гибкость важнее, чем грубая сила.
С этого момента мы вместе с ребятами стали подбирать стихи классиков, изготавливать стихи-плакаты. Скоро в группе и спальне почти не оставалось свободного места на стенах. Дети с любовью поглаживали стихи- плакаты со своих двухъярусных кроватей: «Это Василий Андреевич Жуковский», «А это Иван Андреевич Крылов». Стихи прочитывали хором с одновременным показом текста указкой. Указку держал сначала логопед, а потом передавал детям («передай указку тому, кто тебе нравится»). Каждый ребенок выбирал свое любимое стихотворение.
Самым длинным стихотворением было (и остается до сих пор) «Бородино» М. Лермонтова. С 2001 года на любом занятии дети обязательно выбирают именно его. Я много размышляла, почему? Столько непонятных слов... Оказалось всё просто: можно долго выступать и указку долго в руке держать. Но это только сначала. Потом возникает потребность в «великом».
Постепенно к детям приходит осознание смысла того или иного стихотворения. Многократно читали «Утес» М. Лермонтова. И вдруг ребенок спрашивает: «А почему он (утес) заплакал?» И смысл басен доходил не сразу. Главное — ничего не спрашивала у детей. Ждала их вопросов. Вместе с ними делала открытия. Мы просто жили с детьми стихами целых полгода. Результаты приходили постепенно и, конечно, радовали.
Несомненно, что работа со стихами классиков полезна: укрепляются навыки чтения, развивается речь, обогащается словарь. В. Г. Белинский, говоря о детском чтении, убеждал, что «восприятие художественной литературы должно начинаться с чувств ребенка, а черед рассудку еще придет». Эту мысль он неоднократно подчеркивал, конкретизировал. Хорошо известны его слова: «Пережить творения поэта не значит переносить, перечувствовать в душе своей всё богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостями, их торжеством, их надеждами».
Стихи действуют на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят их слушать и читать вслух. Хорошее стихотворение — та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития вкуса ребенка, его языка, да и личности.
В своей работе захотелось проанализировать, почему всё так происходит. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. В психологии различаются два основных пути запоминания:
· непроизвольное, т. е. происходящее без волевых усилий со стороны человека в процессе деятельности;
· произвольное, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Приемы произвольного запоминания — повторение и припоминание текста.
Но ребенок может не захотеть повторять и тем более припоминать.
К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое» (см. «О воспитании памяти», собр. соч. — М., 1950, т. 10, с. 429). Необходимость поощрять припоминание, предотвращать «леность вспомнить забытое» для педагога должна быть очевидной. В распоряжении педагога есть средства активизации повторения и припоминания. Среди них можно как наиболее оптимальные отметить те, которые способствуют созданию следующих ситуаций:
· Дети всегда подражают педагогу, поэтому из огромного богатства классических стихов мы выбираем то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и ученики не будут равнодушны.
· Дети любят похвалу, поэтому вся работа по заучиванию стихов строится на ситуации успеха.
· Дополнительным стимулом к запоминанию художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (Кто лучше и выразительнее прочитает? Кто больше стихов запомнит?).
Традиционно организация занятий по заучиванию художественных текстов строится по плану:
1. Вступительная реплика (или беседа) воспитателя.
2. Чтение воспитателем всего текста.
3. Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью.
4. Повторение всего текста ребенком со слабой памятью.
В каждой возрастной группе воспитатель разучивает с детьми 1-2 стихотворения в месяц. Многие авторы методик развития речи, в том числе и заучивания стихотворений, не рекомендуют читать стихи хором, т. к. якобы хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
Как уже отмечалось выше, основным приемом произвольного запоминания является повторение. Психологи отмечают, что для полного запоминания необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять формы повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Как же быть педагогу? Как распределить время в течение дня, чтобы не упустить этого важного момента в воспитании детей?
В своей работе старалась учитывать рекомендации Н. А. Зайцева по методике заучивания стихов: организовать занятия так, чтобы вести детей от непроизвольного внимания и запоминания к произвольному.
При прочтении стихов-плакатов дети не только слышат стихотворение, но и прослеживают указкой по тексту, т.е. получают зрительное впечатление, а оно прочнее слухового (нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Верно гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»).
Польза таких стихов-плакатов состоит не только в том, что дети быстро запоминают тексты. Можно проследить, как дети, овладевающие чтением, готовы хоть по 20 раз прочитывать знакомые тексты, демонстрируя умения. Зачем-то им, значит, это нужно.
Во-первых, все мечтают научиться читать, и вот теперь вроде бы умеют. Надо дать им насладиться, похвалы послушать.
Во-вторых, при неоднократном прочтении знакомого текста ребенок закрепляет навыки, которые пригодятся для озвучивания текста незнакомого.
При прочитывании текста закрепляются многие навыки. Ребенок водит глазами по строчкам, добравшись до конца строчки, перебрасывает глаза вниз и влево, не сбившись строчкой; целиком, не спотыкаясь, прочитывает слово; сливает, ударяет, интонирует. Кроме этого, при таком чтении ребенок старается забежать вправо, ловя следующие слова, догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучить. Таким образом мы развиваем важные психические процессы у ребенка. И на каких текстах!
Стихи читаем хором. Дети учатся в процессе этой работы не орать, но и не произносить слова слишком тихо, читать плавно, с выражением (подражая педагогу), быстро, но не тараторить.
При чтении стихотворений обязательно обращаем внимание на автора. В начале работы дети знали только А.С.Пушкина. По мере накопления выученных стихов дети знали не только имена новых поэтов, но и немного о них самих. Например, о жизни А.А.Фета, т.к. большее количество плакатов были именно его стихи. В свободное время приносила в группу книги с портретами русских классиков. Дети с интересом рассматривают их, задают очень много вопросов. Интерес к стихам оценили и родители, когда собрались на родительском собрании, где были показаны результаты работы со стихами. К концу года дети без труда называют 15 фамилий поэтов, выразительно читают любимые стихи.
Традиционные методики ставят ребенка в обескураживающее положение, почти сразу обрушивая на него все эти трудности (запомни-повтори). Да еще обязательно сидя. Все занятия, вернее часть занятия по знакомству со стихами, проходят в движении; дети переходят от одного стихотворения к другому. Все плакаты вывешены выше уровня глаз, что позволяет ребенку при чтении расправить спину (предупреждение сколиоза).
Без нудной зубрежки, в увлекательной и полезной игре проходят занятия. Играючи, ребенок в короткие сроки осваивает то, что дается с трудом даже в школе. Если игра интересна, подвижна, разнообразна – энергия ребенка поистине неиссякаема. Дети постоянно спрашивают, когда у нас будут занятия, встретив меня в коридоре или на улице, предлагают рассказать какое-нибудь стихотворение. Не это ли главный результат работы.
Использование различных анализаторов (зрение, слух, движение) помогают в быстром запоминании текстов прослеживается принцип ««вижу-слышу-произношу-отслеживаю». Пятая закономерность усвоения языка гласит: «Усвоение письменной речи зависит от координации между письменной и устной речью». Письменная речь усваивается, если образуется способность «переводить звучащую речь на письменную. При обучении чтению и письму к работе органов речи подключается еще работа мышц глаз и пишущей руки (письмо-это не только ручкой по бумаге, но и указкой по тексту). Организованная речевая среда (стихи-плакаты) является оптимальной для обучения так же в письменной речи, т.к. дидактический материал (стихи) предъявляются детям одновременно в звуковой и письменной форме для сопоставления.
С помощью стихов-плакатов кроме всего перечисленного можно решать огромное количество задач по развитию речи. Это:
Ø Развитие восприятия речи детьми (умение сосредоточиться, вникнуть в содержание речи).
Ø Обогащение словаря.
Ø Развитие понимания различных грамматических форм слова, сочетаний слов и предложений.
Многократное применение одного и того же словесного материала создает благоприятные условия для осознанного усвоения речевых моделей, а в дальнейшем и сознательного активного использования детьми данного речевого материала в разных жизненных ситуациях. В отличие от традиционной методики заучивания стихотворения мы не анализируем текст сразу после его прочтения: необходима пауза для любования и восхищения великим текстом. Если детям непонятно значение того или иного слова, я предлагаю обратиться к словарям. Сначала сама разыскиваю слова и зачитываю их толкование, через некоторое время это начинают делать сами дети, приучаясь, таким образом, работать с литературой.
Осознание своей речи потому только и возможно, что она усвоена уже интуитивно. Хорошо или плохо человек владеет речью, утверждают психологи, зависит не от того, умеет ли он осознавать свою речь, а от того, насколько полно и правильно (т. е. в соответствии с литературной традицией) он усвоил ее интуитивно, т. е. на уровне чувства, а не мышления. Традиционное употребление элементов родного языка в нормированной речи человек должен усвоить, в основном, в дошкольный период жизни. Этому способствует работа со стихами русских классиков, направленная на развитие речи детей.
Этапы работы по знакомству детей со стихами русских классиков.
1. Выбор стихов (из программы, дополнительно по вкусу педагога и, детей, родителей)
2. Изготовление стихов-плакатов. (Сразу вывешиваются 10-15 стихов с портретами поэтов. Тексты вывешиваются выше уровня глаз ребенка на высоте вытянутой руки ребенка должна быть первая строчка стиха).
3. Хоровое чтение стихов с одновременным показом текста указкой.
(Проводится в начале каждого занятия. В начале года -2-5 мин, В конце года- до 15 мин.).
4. Работа с текстами стихов:
· Словарная работа
· Работа с предложением, знаками препинания
· Закрепление правил грамматики русского языка
· Работа со звуком (звуковой анализ слов, автоматизация поставленных звуков)
5. Чтение любимых стихов на занятии
6. Работа с родителями:
· Открытые занятия для родителей.
· Праздники и развлечения для родителей и с родителями.
· Использование в работе стихов, выбранных и изготовленных родителями.
· Использование стихов-плакатов дома.
7. Самостоятельное чтение стихотворений детьми по их инициативе:
· Выбор стихотворений для развлечений, праздников, конкурсов.
· В свободной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что выразительное хоровое чтение с опорой на текст (хороший текст) – эффективный метод решения многих проблем воспитания и развития наших детей:
· Охрана здоровья детей (зрение, осанка, положительные эмоции).
· Условия для проведения такой работы (предметно-развивающая среда) не требует больших затрат.
· Меняются взаимоотношения между ребенком и педагогом (гуманизация воспитания и образования).
· Нетрадиционное проведение занятий (в игре, в движении, с задействованием всех анализаторов) превращают учение в удовольствие, радость.
· В таких условиях ребенок развивается в ускоренном темпе (без особого труда ребенок начинает читать, знать и узнавать русских поэтов-классиков, их творения. Развиваются психические процессы, необходимые для дальнейшего обучения в школе: память, внимание, умение анализировать, сравнивать и т.п.
· Развивается стремление ребенка к саморазвитию. Приходит осознанность восприятия литературы. Ребенок желает сам получать знания. Не это ли идеальный конечный результат нашей педагогической работы. Хочется привести слова Сесиль Лупан «Ребенок - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Девиз нашей работы: «С каждой прочитанной или написанной строчкой узнаем что-то новое, интересное, обогащающее язык, нравственность, чувства!»
Литература.
1. К.Д.Ушинский Собр. соч. «О воспитании памяти» М 1950г.
2. Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет» С.-Петербург 1997г.
3. Я.С.Турбовсой «Игровое эмоционально - деятельностное обучение».
С.-Петербург 1998г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_so_stihami.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 7
Педагогический опыт по теме:
«Использование стихов русских классиков
в работе с детьми дошкольного возраста»
Авторы: учитель-логопед
Доморощинова Г.М.
учитель-логопед
Некрасова Е.Н.
городской округ г. Бор
2018 г.
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Анализ традиционной методики заучивания стихотворений.
3. Новизна работы: нетрадиционная методика заучивания стихотворений.
4. Этапы работы по знакомству со стихами классиков.
5. Результаты работы.
6. Литература.
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
Крайне редко приходится слышать, что учеба, кроме конкретных знаний, может доставлять еще и удовольствие, быть необыкновенно интересной, дающей радость открытия, преодоления. Интеллектуальное развитие дошкольника подчинено эмоциональной сфере. Ребенок должен получать от занятий удовольствие!
Профессиональное увлечение, тема наблюдений, изучения, наработок — формирование положительной мотивации к обучению через включение ребенка в познание мира, восприятие окружающего через отношение к нему и практическую деятельность, в том числе и через знакомство детей со стихами классиков.
Каждый, кто имеет дело с детским чтением, очевидно стремится к тому, чтобы лучшие произведения художественной литературы входили в жизненный мир личности ребенка, затрагивали бы его душу, обогащали бы внутренний мир, духовно питали, короче говоря, воспитывали.
А интерес к литературе меж тем все падает и падает, духовный мир скудеет и скудеет. Разве в том сила искусства, чтобы читатель усвоил черты персонажей и перенял их поступки, нашел главные мысли произведения, сформулировал тему и жанр произведения? Сам по себе этот интеллектуальный тренинг, несомненно, ценен: развивает речь, учит аналитическому мышлению, но не определяет интерес к чтению и силу его влияния на ребенка. Почему же наши дети не читают?
Если рассмотреть в системе русскую речь, то получится следующая схема:
ТЕКСТ
АБЗАЦ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ-ФРАЗА
СЛОВО
СЛОГ
БУКВА-ЗВУК
Это общая структура чтения. На каком уровне находится «музыка родного языка? Анализируя программы детского сада и начальной школы, можно однозначно дать ответ на этот вопрос. Мы загоняем ребенка в школе и в детском саду на уровень «буква-звук», а до музыки не доходим. Таким образом теряется прелесть языка, которую потом, в старших классах стараемся дать детям и одновременно удивляемся отсутствию интереса к художественной литературе.
Обследование речи детей-дошкольников (при зачислении ребенка в логопедическую группу, на логопункт) так же подтверждают эту мысль. На вопрос-предложение рассказать какое-нибудь стихотворение слышим либо молчание, либо (причем очень редко) элементарные стихи А. Барто, либо стихотворение с Нового года.
Еще один вопрос: «На каких текстах мы закрепляем понятия «звук-буква-слово-предложение»?
Буквари и учебники переполнены текстами неведомых писателей и поэтов. Анализируя букварь Эльконина, можно сделать вывод: 226 слов Чарушина, затем по количеству слов идет Маршак, Заходер. Пушкин занимает 8 место, Л. Толстой- 15 место.
Господин Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» пишет, что японский трехлетка знает 100-150 танков- самых изящных, отбирающихся не один век четверостиший, конечно, родных японских классиков. «Свое не изучив, к миру будешь не интересен»-гласит русская пословица.
Все это далеко не безобидно: выучились читать, многие дети читать отказываются, не любят, нутром чуя фальшь, подделку, искусственность, сюсюканье, заигрывание. Не введешь их потом в великую литературу, не сделаешь великую книгу спутником жизни. Застрянут на уровне «Анжелики», крутого детектива, сборника анекдотов.
Хочется привести слова К.Д.Ушинского о силе слова: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Немного истории... Толчок к работе со стихами классиков мне дал ребенок логопедической группы в 2001 году. Упражняясь в закреплении звука «л» в речи с Вовой Копейкиным (6 лет), я попросила повторить за мной простое четверостишье, где повторяется этот звук. Вова предложил мне послушать стихотворение, которое выучил с папой.
Вот оно:
Я видел ком снега огромный сорвался.
Большие и толстые ветки прогнулись под тяжестью снега.
Отсюда я сделал вывод (природа меня научила)}
Что мягкость и гибкость важнее, чем грубая сила.
С этого момента мы вместе с ребятами стали подбирать стихи классиков, изготавливать стихи-плакаты. Скоро в группе и спальне почти не оставалось свободного места на стенах. Дети с любовью поглаживали стихи- плакаты со своих двухъярусных кроватей: «Это Василий Андреевич Жуковский», «А это Иван Андреевич Крылов». Стихи прочитывали хором с одновременным показом текста указкой. Указку держал сначала логопед, а потом передавал детям («передай указку тому, кто тебе нравится»). Каждый ребенок выбирал свое любимое стихотворение.
Самым длинным стихотворением было (и остается до сих пор) «Бородино» М. Лермонтова. С 2001 года на любом занятии дети обязательно выбирают именно его. Я много размышляла, почему? Столько непонятных слов... Оказалось всё просто: можно долго выступать и указку долго в руке держать. Но это только сначала. Потом возникает потребность в «великом».
Постепенно к детям приходит осознание смысла того или иного стихотворения. Многократно читали «Утес» М. Лермонтова. И вдруг ребенок спрашивает: «А почему он (утес) заплакал?» И смысл басен доходил не сразу. Главное — ничего не спрашивала у детей. Ждала их вопросов. Вместе с ними делала открытия. Мы просто жили с детьми стихами целых полгода. Результаты приходили постепенно и, конечно, радовали.
Несомненно, что работа со стихами классиков полезна: укрепляются навыки чтения, развивается речь, обогащается словарь. В. Г. Белинский, говоря о детском чтении, убеждал, что «восприятие художественной литературы должно начинаться с чувств ребенка, а черед рассудку еще придет». Эту мысль он неоднократно подчеркивал, конкретизировал. Хорошо известны его слова: «Пережить творения поэта не значит переносить, перечувствовать в душе своей всё богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостями, их торжеством, их надеждами».
Стихи действуют на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят их слушать и читать вслух. Хорошее стихотворение — та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития вкуса ребенка, его языка, да и личности.
В своей работе захотелось проанализировать, почему всё так происходит. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. В психологии различаются два основных пути запоминания:
- непроизвольное, т. е. происходящее без волевых усилий со стороны человека в процессе деятельности;
- произвольное, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Приемы произвольного запоминания — повторение и припоминание текста.
Но ребенок может не захотеть повторять и тем более припоминать.
К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое» (см. «О воспитании памяти», собр. соч. — М., 1950, т. 10, с. 429). Необходимость поощрять припоминание, предотвращать «леность вспомнить забытое» для педагога должна быть очевидной. В распоряжении педагога есть средства активизации повторения и припоминания. Среди них можно как наиболее оптимальные отметить те, которые способствуют созданию следующих ситуаций:
- Дети всегда подражают педагогу, поэтому из огромного богатства классических стихов мы выбираем то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и ученики не будут равнодушны.
- Дети любят похвалу, поэтому вся работа по заучиванию стихов строится на ситуации успеха.
- Дополнительным стимулом к запоминанию художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (Кто лучше и выразительнее прочитает? Кто больше стихов запомнит?).
Традиционно организация занятий по заучиванию художественных текстов строится по плану:
- Вступительная реплика (или беседа) воспитателя.
- Чтение воспитателем всего текста.
- Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью.
- Повторение всего текста ребенком со слабой памятью.
В каждой возрастной группе воспитатель разучивает с детьми 1-2 стихотворения в месяц. Многие авторы методик развития речи, в том числе и заучивания стихотворений, не рекомендуют читать стихи хором, т. к. якобы хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
Как уже отмечалось выше, основным приемом произвольного запоминания является повторение. Психологи отмечают, что для полного запоминания необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять формы повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Как же быть педагогу? Как распределить время в течение дня, чтобы не упустить этого важного момента в воспитании детей?
В своей работе старалась учитывать рекомендации Н. А. Зайцева по методике заучивания стихов: организовать занятия так, чтобы вести детей от непроизвольного внимания и запоминания к произвольному.
При прочтении стихов-плакатов дети не только слышат стихотворение, но и прослеживают указкой по тексту, т.е. получают зрительное впечатление, а оно прочнее слухового (нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Верно гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»).
Польза таких стихов-плакатов состоит не только в том, что дети быстро запоминают тексты. Можно проследить, как дети, овладевающие чтением, готовы хоть по 20 раз прочитывать знакомые тексты, демонстрируя умения. Зачем-то им, значит, это нужно.
Во-первых, все мечтают научиться читать, и вот теперь вроде бы умеют. Надо дать им насладиться, похвалы послушать.
Во-вторых, при неоднократном прочтении знакомого текста ребенок закрепляет навыки, которые пригодятся для озвучивания текста незнакомого.
При прочитывании текста закрепляются многие навыки. Ребенок водит глазами по строчкам, добравшись до конца строчки, перебрасывает глаза вниз и влево, не сбившись строчкой; целиком, не спотыкаясь, прочитывает слово; сливает, ударяет, интонирует. Кроме этого, при таком чтении ребенок старается забежать вправо, ловя следующие слова, догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучить. Таким образом мы развиваем важные психические процессы у ребенка. И на каких текстах!
Стихи читаем хором. Дети учатся в процессе этой работы не орать, но и не произносить слова слишком тихо, читать плавно, с выражением (подражая педагогу), быстро, но не тараторить.
При чтении стихотворений обязательно обращаем внимание на автора. В начале работы дети знали только А.С.Пушкина. По мере накопления выученных стихов дети знали не только имена новых поэтов, но и немного о них самих. Например, о жизни А.А.Фета, т.к. большее количество плакатов были именно его стихи. В свободное время приносила в группу книги с портретами русских классиков. Дети с интересом рассматривают их, задают очень много вопросов. Интерес к стихам оценили и родители, когда собрались на родительском собрании, где были показаны результаты работы со стихами. К концу года дети без труда называют 15 фамилий поэтов, выразительно читают любимые стихи.
Традиционные методики ставят ребенка в обескураживающее положение, почти сразу обрушивая на него все эти трудности (запомни-повтори). Да еще обязательно сидя. Все занятия, вернее часть занятия по знакомству со стихами, проходят в движении; дети переходят от одного стихотворения к другому. Все плакаты вывешены выше уровня глаз, что позволяет ребенку при чтении расправить спину (предупреждение сколиоза).
Без нудной зубрежки, в увлекательной и полезной игре проходят занятия. Играючи, ребенок в короткие сроки осваивает то, что дается с трудом даже в школе. Если игра интересна, подвижна, разнообразна – энергия ребенка поистине неиссякаема. Дети постоянно спрашивают, когда у нас будут занятия, встретив меня в коридоре или на улице, предлагают рассказать какое-нибудь стихотворение. Не это ли главный результат работы.
Использование различных анализаторов (зрение, слух, движение) помогают в быстром запоминании текстов Прослеживается принцип ««вижу-слышу-произношу-отслеживаю». Пятая закономерность усвоения языка гласит: «Усвоение письменной речи зависит от координации между письменной и устной речью». Письменная речь усваивается, если образуется способность «переводить звучащую речь на письменную. При обучении чтению и письму к работе органов речи подключается еще работа мышц глаз и пишущей руки (письмо-это не только ручкой по бумаге, но и указкой по тексту). Организованная речевая среда (стихи-плакаты) является оптимальной для обучения так же в письменной речи, т.к. дидактический материал (стихи) предъявляются детям одновременно в звуковой и письменной форме для сопоставления.
С помощью стихов-плакатов кроме всего перечисленного можно решать огромное количество задач по развитию речи. Это:
- Развитие восприятия речи детьми (умение сосредоточиться, вникнуть в содержание речи).
- Обогащение словаря.
- Развитие понимания различных грамматических форм слова, сочетаний слов и предложений.
Многократное применение одного и того же словесного материала создает благоприятные условия для осознанного усвоения речевых моделей, а в дальнейшем и сознательного активного использования детьми данного речевого материала в разных жизненных ситуациях. В отличие от традиционной методики заучивания стихотворения мы не анализируем текст сразу после его прочтения: необходима пауза для любования и восхищения великим текстом. Если детям непонятно значение того или иного слова, я предлагаю обратиться к словарям. Сначала сама разыскиваю слова и зачитываю их толкование, через некоторое время это начинают делать сами дети, приучаясь, таким образом, работать с литературой.
Осознание своей речи потому только и возможно, что она усвоена уже интуитивно. Хорошо или плохо человек владеет речью, утверждают психологи, зависит не от того, умеет ли он осознавать свою речь, а от того, насколько полно и правильно (т. е. в соответствии с литературной традицией) он усвоил ее интуитивно, т. е. на уровне чувства, а не мышления. Традиционное употребление элементов родного языка в нормированной речи человек должен усвоить, в основном, в дошкольный период жизни. Этому способствует работа со стихами русских классиков, направленная на развитие речи детей.
Этапы работы по знакомству детей со стихами русских классиков.
1. Выбор стихов (из программы, дополнительно по вкусу педагога и, детей, родителей)
2. Изготовление стихов-плакатов. (Сразу вывешиваются 10-15 стихов с портретами поэтов. Тексты вывешиваются выше уровня глаз ребенка на высоте вытянутой руки ребенка должна быть первая строчка стиха).
3. Хоровое чтение стихов с одновременным показом текста указкой.
(Проводится в начале каждого занятия. В начале года -2-5 мин, В конце года- до 15 мин.).
- Работа с текстами стихов:
- Словарная работа
- Работа с предложением, знаками препинания
- Закрепление правил грамматики русского языка
- Работа со звуком (звуковой анализ слов, автоматизация поставленных звуков)
5. Чтение любимых стихов на занятии
6. Работа с родителями:
- Открытые занятия для родителей.
- Праздники и развлечения для родителей и с родителями.
- Использование в работе стихов, выбранных и изготовленных родителями.
- Использование стихов-плакатов дома.
7. Самостоятельное чтение стихотворений детьми по их инициативе:
- Выбор стихотворений для развлечений, праздников, конкурсов.
- В свободной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что выразительное хоровое чтение с опорой на текст (хороший текст) – эффективный метод решения многих проблем воспитания и развития наших детей:
- Охрана здоровья детей (зрение, осанка, положительные эмоции).
- Условия для проведения такой работы (предметно-развивающая среда) не требует больших затрат.
- Меняются взаимоотношения между ребенком и педагогом (гуманизация воспитания и образования).
- Нетрадиционное проведение занятий (в игре, в движении, с задействованием всех анализаторов) превращают учение в удовольствие, радость.
- В таких условиях ребенок развивается в ускоренном темпе (без особого труда ребенок начинает читать, знать и узнавать русских поэтов-классиков, их творения. Развиваются психические процессы, необходимые для дальнейшего обучения в школе: память, внимание, умение анализировать, сравнивать и т.п.
- Развивается стремление ребенка к саморазвитию. Приходит осознанность восприятия литературы. Ребенок желает сам получать знания. Не это ли идеальный конечный результат нашей педагогической работы. Хочется привести слова Сесиль Лупан «Ребенок - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Девиз нашей работы: «С каждой прочитанной или написанной строчкой узнаем что-то новое, интересное, обогащающее язык, нравственность, чувства!»
Литература.
1. К.Д.Ушинский Собр. соч. «О воспитании памяти» М 1950г.
2. Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет» С.-Петербург 1997г.
3. Я.С.Турбовсой «Игровое эмоционально - деятельностное обучение».
С.-Петербург 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Самообразования «Творчество русских живописцев в работе с детьми дошкольного возраста»
· Познакомить детей ...
Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...
Стихи о Войне для работы с детьми дошкольного возраста
Стихи о Войне для работы с детьми дошкольного возраста...