Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами ТРИЗ
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Подборка дидактических для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kart_triz_raz_rechi.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
.
№ 1 «Камень, брошенный в пруд» (или «Цепочка слов») Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение. Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит каждое слово должно тянуть за собой следующее. Например, Зима-снежная-холодная; - А что бывает холодным? Мороженое, лед, ветер - За каждое слово ставится вагончик, воспитатель отталкивается от последнего слова. |
|
№ 2 «Что будет, если…» Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?» Ход игры: Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д. №3Солнышко светит Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения. Правила игры: Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится... Ход игры: Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина, поезд... №4 «Хорошо – плохо» Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". 2 вариант: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке. Ознакомление с окружающим миром. В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело. В: Огонь - это плохо. Почему? Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде. Живая система. В: Листопад - это хорошо? Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. В: Листья под ногами - плохо. Почему? Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя. | №3 « Раз, два, три… ко мне беги»! Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление. Правила игры: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: "Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части. Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая). Можно использовать задания на функцию объекта. Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио… Интересно использование заданий на временную зависимость. Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…). Развитие речи. При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…) |
№ 5 «На что похоже» Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Правила игры: Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Ход игры: В: На что похож абажур? Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге. В: На что похожа улыбка? Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду. В: Половник. Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее. Неживая природа. В: На что похож дождь? Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ. В: А душ какой бывает? Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи. Развитие речи (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов). В: На что похожа иголка? Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки. В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические. Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая. Звуковая культ.речи В. На что похож звук « Р» и слова с этим звуком | №6 «Уменьшаем и увеличиваем» Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: - ок, - чик, - чек, -ище. Правила игры. Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек. Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка. То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант. Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище. |
№ 7 « Назови, одним словом». Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. Правила игры. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. № 8 «Опиши, одним словом» Цель: обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. Правила игры. Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги — бумажный, варенье из клубники — клубничное, сок из яблока — яблочный. Пусть и ребенок потренируется в придумывании заданий для вас.
| № 9 «Цепочка» Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей. Правила игры: Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться. Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т.д. №10 «Расставь по порядку» Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь. Правила игры: Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая? При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта. |
№ 11 «Мои друзья» Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком. Ход игры: В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать. К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка. В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям. В: Мои друзья - это то, что может говорить. К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы… Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.: В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире. К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча. В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы. К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль. В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать. К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж. В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце). К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары. Как усложнения для 6-7 лет. Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А". Д: Бегать, прыгать, летать. Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например, ребенок 1: стол и вода ребенок 2: сахар и стакан с водой ребенок 3: ручка и стол ребенок 4: молоко и чашка чая ребенок 5: краска и вода ребенок 6: зонт и дождь ребенок 7: часы и шкаф. В: Что же взаимодействует между собой? К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды. В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя. В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют. К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола. Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли. Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы: В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать. Д: Лиса, волк. В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь… | №12 «Чем был - чем стал» Цель: на определение линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь. Правила игры: 1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. Ход игры: В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы. В: Что хорошего в стеклянном столе? Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка. В: А что плохого в таком столе? Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди… В: А что еще может быть из стекла? Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков. В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем! Воспитатель обобщает ответы детей. В: Телевизор. Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей. В: Было семечком, а стало? Д: Стало ростком. В: Было головастиком, а стало? Д: Лягушонком. В: Был дождь, а стал? Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли. В: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево? Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой По варианту №1. В: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало… Д: стало цементом, стеклом, посудой. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном… |
№ 13 «Волшебный светофор» Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь. Правила игры: У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться. Ход игры: Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины). В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии). Данная игра может использоваться при рассмотрении картины. В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные). Живая и неживая системы. В: Кактус. (поднимает зеленый кружок). Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне. Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок. Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов. В: Для чего кактусу колючки? Д: Чтобы его не срывали, он так защищается. Воспитатель поднимает желтый кружок. Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне. Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне… В: Дождь. (поднимает желтый кружок). Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух. Воспитатель поднимает красный кружок. Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере. В: К чему относиться дождь? Д: К природному миру, к неживой системе. Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета. Д: Дождь - это много-много капелек воды. В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее. Развитие речи. Грамматический строй речи. В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"? Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга …. В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок. Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека… Воспитатель поднимает зеленый кружок. Д: Это слово состоит из звуков, слогов. Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги. Ознакомление с художественной литературой. (используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения). В: "Мойдодыр" Чуковского К.И. Воспитатель поднимает желтый кружок. Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа. Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту. | № 14 « Шкатулка со сказками» Цель: на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей. Понадобится коробочка с 8-10 (картинками). Правила игры. Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом. |
№ 15 «Передай другому» Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление. Правила игры. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые». Картинка передаётся следующему игроку. Другой игрок называет своё слово – сочетание и передаёт другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д. № 16 «Отгадай секрет». Цель: учить детей строить гипотезы. Ход игры: Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак ( например, мохнатая книга). Просит детей высказывать предложения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. Ответы детей – у медведя, собаки и т.д. | № 17 «К нам пришёл волшебник: я ощущаю только руками и кожей.» Цель: учить детей ощущать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки. Ход игры: Нужно представить ощущения, возникшие при воображаемом касании руками с объектом на картине. Например: я глажу руками кошку и чувствую, что у неё пушистая шерсть; котенок лизнул мне руку, и я почувствовал, что язычок у него шершавый. № 18 «Путаница» Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта. Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами ( например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту типичное свойство. |
. | |
№ 19 «Угадай по описанию» Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей. Правила игры: Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь. Ход игры: Ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного цвета и т.д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец. | № 20 « Дразнилка» Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. Ход игры: В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка… В: Пылесос. Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище… В: Мяч. Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка. В: Снег. Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. В: Когда он может быть укрывалкой? Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло. В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега. В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? Д: Испарялочка, исчезалка… В: Помидор. Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. В: Подразните его в этот момент! Д: Украшалочка, украшалка. |
№ 21 «Что можно сказать о предмете, если там есть» Цель: на определение под - системных связей объекта, развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей. Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Ход игры: В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах. В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг? Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика. В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшеные слова? Д: Это такие слова как "спасибо", "здравствуйте", "будьте добры"? Это может быть вежливый человек, добрый человек, книга. Развитие речи (обогащение словаря). В: Что можно сказать о системе, в которой нет света? Д: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закрытый. В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет? Д: Это живой объект? В: Да. Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими. В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это? Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду. Звуковая культура речи. В: Что можно сказать об объекте, если в нем есть звук "А" (можно использовать схемы). Д: Мама, рама… Живая и неживая природа. В: Что можно сказать об объекте, если там есть "МЯУ"? Д: Кошка, котенок. В: Что можно сказать об объекте, если там есть журчание? Д: Ручей, река, а еще в животе иногда журчит. Это может быть фонтан. В: Что можно сказать об объекте, если там есть кора? Д: Это может быть дерево, кустарник, пенек. В: Что можно сказать о системе, если там есть сбор урожая, дожди, листопад? Д: Это осень! Ознакомление с окружающим миром. В: Что можно сказать об объекте, если там есть мотор? Д: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос. В: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат? Д: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь. В: А если это неживая система? Д: Тогда это шкаф, больница, аптека… | № 22 «Давай поменяемся» Цель: учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение. Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Ход игры: Р1: Я - часы. Я умею показывать время. Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее. Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям. Р4: Я - машина. Я перевожу людей. В: Давайте поменяемся функциями. Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время. Живая и неживая системы. Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок. Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком. Неживая природа. Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков. Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков. Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков. Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает. |
№ 23 «Найди друзей» Цель: на развитие логического мышления, учить правильно, находить функции объектов и называть их. Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию. Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта. Ход игры: В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию. Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон … В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать? Д: Умеет летать самолет, пчела, утка. В: А самолет сам летает? Д: Нет. Его человек ведет. В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их! Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы. В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок. В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков. Д: Ножницы, топор, плита В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно. Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике. | № 24 «Инопланетный язык» Цель: на закрепление букв, слогов, учить детей образовывать слова из слогов, развивать речь, мышление детей. Правила игры. Если малыш уже освоился с буквами, можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый известный — кто больше придумает слов на одну букву. Другая игра — взрослый называет открытый слог (ка-, ми-, ру-, зо-и так далее), а ребенок придумывает слово, которое начинается на этот слог. Ребенок может назвать слово, придуманное им на ходу. Не стоит говорить, что такого слова нет. Лучше постарайтесь придумать вместе с ребенком, что бы оно могло значить. Одобряйте проявление выдумки и фантазии со стороны малыша. Специально придумывайте слова, которых не бывает в обычной жизни. Подходит любое сочетание звуков (цоканье, бульканье, свист и тому подобное). Можно придумывать названия инопланетных зверей или разных предметов. Поощряйте любое словотворчество ребенка. |
№ 25 «Маша-Растеряша» Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки. Ход игры: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку). В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя. | № 26 «По кругу» Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление. Правила игры. Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок повторяет словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку следующему игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и передаёт следующему игроку и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗа "Новая Красная Шапочка"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Новая Красная Шапочка" с использованием элементов ТРИЗа. Занятие развивает связную речь детей, формирует мотивацию к учению, развивает нагля...
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"
Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...
Развитие речи с элементами ТРИЗ
Для обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»
Цель: создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста 4-7 лет....