Презентация на тему "Речевое развитие - умение составлять сравнения и загадки" ТРИЗ
презентация по развитию речи на тему

Антонова Алёна Станиславовна

 

    Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность речи.

    Ребёнок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительные, глагол, наречие, но ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ нечасто используются детьми. А ведь именно они помогают значительно глубже воспринимать и отражать окружающий мир.

Для того, чтобы побуждать ребёнка использовать образные слова и выражения в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может САМ строить «красивые» слова и выражения. 

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Цель: Усвоение МОДЕЛЕЙ составления сравнений и загадок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие: умение составлять сравнения и загадки Презентацию подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «130» г. Чебоксары Антонова Алена Станиславовна

Слайд 2

I этап - создание сравнений II этап - составление загадок III этап - составление метафор Этапы обучения образной речи Цель: Усвоение МОДЕЛЕЙ составления сравнений и загадок

Слайд 3

Модель составления сравнений в оспитатель называет какой-либо объект в ыделяет и обозначает вместе с детьми признак объекта о пределяет вместе с детьми значение этого признака с равнивает вместе с детьми данное значение со значением признака в другом объекте

Слайд 5

Технология обучения детей составлению сравнений В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Например: «Цыпленок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце»

Слайд 6

Технология обучения детей составлению сравнений С детьми 3-4 лет воспитатель побуждает к составлению сравнений по заданным признакам. Например , холодное мороженое по температуре с какими-либо другими объектами: «Мороженое по температуре такое же холодное, как выпавший снег»

Слайд 8

На пятом году жизни тренинги усложняются: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется его значение (одуванчики жёлтые, как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег); Технология обучения детей составлению сравнений

Слайд 9

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами по разным признакам. При этом ребёнок сам выбирает какие-либо значения данного признака. Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак ЦВЕТА, а его значение ЗОЛОТИСТОЕ выбрано ребёнком Технология обучения детей составлению сравнений

Слайд 10

3 модели составления загадки 1. «Какой? Что бывает таким же?» 2. «Что делает? Кто или что делает так же?» 3. «На что похоже? Чем отличается?»

Слайд 11

Модель 1 « Какой? Что бывает таким же?» Какой? Что бывает таким же?

Слайд 12

Какой? Что бывает таким же? Блестящий Монета Шипящий Вулкан Круглый Арбуз Модель 1 «Какой? Что бывает таким же?»

Слайд 13

Модель 2 « Что делает? Кто или что делает так же?» Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, потом в правой части). Заполняются пустые графы графически или текстом. Используются такие слова-связки «как», «но не »

Слайд 14

Что делает? Что (кто) делает так же? Прыгает Мяч Ныряет Водолаз Плавает Рыба Модель 2 «Что делает? Кто или что делает так же?»

Слайд 15

Модель 3 « На что похоже? Чем отличается?» К выбранному объекту ищутся похожие по внешнему облику объекты, фиксируются их отличительные признаки. Например: «Сандалии похожи на кораблики, но не плавают». Обучение детей составлению загадок идёт от полуактивного этапа (воспитатель вместе с детьми составляет общую загадку) к активному этапу (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребёнок может пользоваться смешанной моделью

Слайд 16

ЗАГАДКА «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке» На что похоже? Чем отличается? Похож на мужичка Нет бороды На дом Без окон На зонтик Но толстая ножка Модель 3 «На что похоже? Чем отличается?»

Слайд 17

Модель составления загадки

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ

Важным условием успешного обучения ребенка в школе является развитие связной речи. Как помочь детям освоить важное умение в составлении связного высказывания? Существует ряд эффективных приемов, котор...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие   речи, относится формирование у них связной устной речи. Формирование связной речи необходимо для...

Обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира

Обогащение познания детей с амлиопией и косоглазием через обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира...

Мастер-класс по теме: «Формирование умения составлять композицию танца»

Актуальность занятий ритмикой, влияние музыкально-ритмических движений на основные психические процессы. Практическая работа по теме мастер-класса....

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....