РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem__umenie__sostavlyat__rasskaz__po__kartine.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ
Одной из важнейших задач при подготовке к обучению в школе является развитие связной монологической речи.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли лежит в основе всестороннего развития ребенка, помогает ребенку быть общительным, развивает уверенность в своих силах. По тому, как ребенок может строить свое высказывание, можно судить о степени его общего развития и сформированности речевых навыков. В процессе обучению детей составлению рассказов, у них формируются все компоненты речи, накапливается словарь, формируется грамматический строй речи.
Монологическая речь психологически сложнее, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, в то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательна, чем в процессе разговора, диалога.
Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно, без помощи взрослого овладеть всеми нюансами построения связного монологического высказывания. Поэтому в период дошкольного обучения перед педагогом ставится ряд общих задач:
1. Учить детей рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Учить понимать тему высказывания, используя различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.
2. Учить замечать в картине главное – подробно останавливаться на его рассматривании и описании; замечать важные детали.
3. Учить грамматически правильно оформлять предложения.
4. Активизировать и расширять словарный запас
5. Формировать у детей элементарные знания о структуре текстов разных типов. Использовать разные способы связи предложений в рассказе, обеспечивающих целостность и связность текста.
6. Воспитывать интерес к составлению рассказов.
При разработке конспектов занятий по составлению рассказов- повествований по картине мы используем обобщенную схему, позволяющую не допустить пропуска важных элементов обучения:
1. Накопление детского опыта для формирования представлений об описываемом событии (рассматривание живых объектов, природных явлений; чтение художественной литературы по теме рассматриваемой картины; беседы воспитателя с детьми, для накопления, конкретизации знаний и установления причинно-следственных связей). Этот этап может быть вынесен в отдельное занятие или за рамки специально организованных занятий.
2. Подготовка детей к рассказыванию (беседа по содержанию картины; речевые упражнения для активизации и накопления словаря; речевой образец взрослого; мотивация рассказывания ребенком; рассматривание схем, таблиц, уточнение условных обозначений, если такие предполагаются в ходе занятия)
3. Речевая практика дошкольника – рассказывание (ей отводится основное время занятия)
4. Оценка детских рассказов (является дополнительным стимулом, и ориентирована на улучшение качества детской речи).
Работа по составлению рассказов по картине позволяет развить у старших дошкольников умение строить развернутое, законченное, композиционно и грамотно оформленное высказывание.
В качестве примера приводим конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа).