Использование театрализованных игр как средство коррекции и развития речи у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Большую роль в развитии коммуникативных способностей детей с ТНР играет театрализованная игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование театрализованных игр как средство коррекции
и развития речи у дошкольников с ОНР.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Главной целью моей работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция её нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- развивать коммуникативные способности детей;
- развивать творческие способности детей;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, что очень важно для детей с ОНР.
Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- монологической и диалогической речи;
- различных способов общения со сверстниками;
-психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- адекватного межличностного общения;
-отношения ребенка к себе (самооценка);
-умения отождествлять себя с различными образами;
- познавательных процессов;
-эмоционально – личностной сферы.
Одним из важнейших факторов развития детей в театрализованной деятельности является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В группе оборудована театральная зона, а также «уголок» уединения, где ребенок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль, или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.
Для развития творчества необходима комфортная психологическая обстановка и тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе, семье.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития, задачи социализации детей; выполняет психотерапевтическую функцию.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
С первых этапов с детьми проводится работа по обучению правильному речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата, мимики, навыкам словообразования, построения предложений. Навыки и умения с успехом закрепляются через перевоплощение в сказочных персонажей или полюбившихся детьми героев во время игр-драматизаций.
Большое влияние театрализованная игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё, определенной способности к коммуникации. Очень важно научить детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональное состояние. Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения», чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей. Совместно с детьми группы мы изготовили фонарики настроений. Они способствуют детям понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения, зажечь хорошее настроение на занятиях.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. После этого можно предложить детям загадать загадки, имитируя движения различных животных. В ходе практического занятия, где дети рисовали, работали руками, мною обязательно проводится пальчиковая гимнастика, иногда с использованием музыкального сопровождения из методики Железновых. Пальчиковые игры развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Так же в своей работе использую физкультминутки (подражательные игры). Они формируют двигательные навыки, способствуют развитию выразительных движений, развивают слух, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. В своей работе я стараюсь подбирать их по лексическим темам. Привыкая к подобным занятиям, дети меньше устают, и любой материал легко усваивается ими в ходе игры. Методика предлагает следовать строго по инструкции, но я предлагаю детям импровизировать в соответствии со своим внутренним побуждением.
В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, очень полезно использовать различные виды театра.
Совместно с детьми в нашей группе был изготовлен театр на прищепках «Кто сказал мяу?». Изготовление героев своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания. Всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание), совершенствование навыков общения, происходит в процессе коллективной работы, управления ими в процессе театрализованной игры.
Для более успешного решения коррекционных задач большое внимание уделяю совместной работе с родителями. Чтобы заинтересовать родителей в данном направлении к празднику «День матери» мы с детьми подготовили видео подарок с небольшой постановкой. Все это вызывает не только положительные эмоции у детей, укрепляет в них уверенность в своих силах, но и помогает сделать родителей нашими союзниками.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Работа над выразительной речью приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Театрализованная деятельность делится на следующие основные группы (Шмидт Т.В. Театрально-коррекционная деятельность в ДОУ):
1. Режиссёрские игры.
В режиссерских играх артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность, как сценарист и режиссер управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности (интонация, лексическая и синтетическая выразительность).
2. Игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок использует роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной выразительности и невербальных (мимика, жест, поза) средств выразительности.
Виды игр-драматизаций: игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, игры-импровизации, постановки образов на основе текста, произведений
3. Специальные игры (этюды, упражнения, речевые игры). Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику, направлены на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры можно использовать в соответствии с тематическим планом работы, при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр:
- поставить достаточно четкие задачи;
- незаметно передать инициативу детям;
- организовать совместную деятельность;
- не оставлять вопросы без внимания.
Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход
к каждому ребенку. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....
Характеристика театрализованной деятельности как средства коррекции связной речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уча...
Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация...
Статья "Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушениями зрения"
Материал для воспитателей коррекционных детских садов со зрительной патологией...
Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"
Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....