Статья "Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушениями зрения"
статья по коррекционной педагогике на тему
Материал для воспитателей коррекционных детских садов со зрительной патологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_gazety_bakshaeva_o.n.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушением зрения».
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество ---- верная дорога к сердцу ребенка .Сказка , фантазия ---- это ключик ,с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
В.А.Сухомлинский
Зрительная недостаточность, заболевания органов зрения приводит к нарушениям логического(мышление, речь, память) и чувственного (восприятие, ощущения) познания. При нарушениях зрения у детей страдает целостность восприятия объектов и процессов окружающего мира. Их понятия о природных явлениях, предметах общественной жизни не полны, страдает степень обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных процессах, на формировании речи, памяти и воображении.
Одним из средств коррекции отклонений у детей с нарушением зрения являются занятия театрализованной деятельностью.
Что же у детей с нарушением зрения развивается в процессе данных занятий ? Это координация движений, развитие вестибулярного аппарата, развитие реакции, глазомера, способность определить размеры предмета и расстояние до него, развитие внимания.
В это время происходит обострение всех рецепторов: зрения, слуха, осязания. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, характерной для детей с отклонениями в развитии, -- это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это дает театрализованная деятельность.
В использовании театрализованной деятельности я ставлю несколько коррекционных задач : 1. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных , прослеживающих функций, расширение поля зрения ( настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, игры-драматизации).
2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами ---- яркими, крупными предметами (мячи, кубики)
3. Развитие ориентировки в пространстве.
Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировку в пространстве .Поэтому во время театрализованных занятий я приучаю детей действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами.
Этому способствуют игровые упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентировки:
1) прослеживание взором движения предмета от одного объекта к другому (театр настольный, на фланелеграфе);
2) прослеживание взором движения идущего ребенка в разных направлениях ( театрализованные игры-драматизации, динамические упражнения).
4. Развитие координации движений .Упражнения на мелкую моторику ( пальчиковый театр) развивает координацию движений пальцев и согласованные движения руки и речи.
Кроме того, одной из форм занятий театрализованной деятельностью в нашей группе является самостоятельное изготовление детьми игрушек-самоделок для настольного театра, театра рукавичек. На мой взгляд, это имеет большое значение в развитии творческого начала, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, а также решает многие коррекционные задачи: развитие глазомера, глазодвигательных функций, зрительного восприятия.
Использование атрибутов театрализованной деятельности дает ребенку большую возможность избавиться от имеющихся трудностей в общении.
Введение театрализованной деятельности в режимные моменты, использование игр-драматизаций при изучении новых литературных произведений дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения ( жесты, мимику, движения).
Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный запас.
Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировки в пространстве.
А самое главное - умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.
Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей....