"Формирование педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников"
статья по развитию речи по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 166 г.Кранодар является краевой площадкой передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Кранодарского края.
Наш опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми - это результат недостаточной родительской компетентности, в том числе и в области речевого развития дошкольников. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах речевого развития дошкольников, вынуждены строить предположения, пользоваться подсказками других людей, которые, иногда неправильно влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. Этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение, как важнейшее условие становления родительской компетентности в детском саду.
Цель – разработка и апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников.
Объект исследования - педагогическая компетентность родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи - реализация структурно-функциональной модели формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников будет эффективной если:
- осуществляется целенаправленное формирование готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей;
- применяется дифференцированные формы и активные методы взаимодействия с родителями;
- осуществляется информационно-методическое сопровождение процесса формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация:
Наш опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми - это результат недостаточной родительской компетентности, в том числе и в области речевого развития дошкольников. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах речевого развития дошкольников, вынуждены строить предположения, пользоваться подсказками других людей, которые, иногда неправильно влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. Этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение, как важнейшее условие становления родительской компетентности в детском саду.
Ключевые слова:
педагогическая компетентность родителей, речевое развитие дошкольников, педагогическая грамотность родителей, мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.
Цель – разработка и апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников.
Объект исследования - педагогическая компетентность родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи - реализация структурно-функциональной модели формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников будет эффективной если:
- осуществляется целенаправленное формирование готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей;
- применяется дифференцированные формы и активные методы взаимодействия с родителями;
- осуществляется информационно-методическое сопровождение процесса формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи проекта:
1. Провести анализ психолого - педагогической и философской литературы для раскрытия структуры и содержания педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников.
2.Разработать критериально - диагностический аппарат оценки детей дошкольного возраста и педагогической компетентности родителей в воспитании данного качества.
3. Изучить актуальное состояние основных характеристик речевого развития дошкольников.
4.Обосновать и апробировать структурно - функциональную модель формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников и определить её эффективность.
Нами были выделены типы семей с низким потенциалом воспитания детей:
1. Педагогически несостоятельные родители: они проявляют определенную активность в воспитании детей, но их воздействия непоследовательны и неосновательны. Внутрисемейное общение носит ограниченный характер. Общеобразовательный уровень родителей невысокий. Часто родители воссоздают семью, в которой воспитывались они сами.
2. Педагогически пассивные родители: они не проявляют активности в воспитании ребенка. Часто отношения между родителями напряженные. Внутрисемейные отношения носят деструктивный характер.
3. Антипедагогические родители: они своим поведением и отношением формируют отрицательные наклонности у детей, неуважительное отношение к другим людям, к моральным нормам. В семье доминируют меркантильные интересы.
Под понятием родительской компетентности в области речевого развития дошкольников сегодня понимают следующее:
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;
- способность решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности по развитию речи, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;
- возможности создания условий, где дети получают поддержку взрослого в области речевого развития дошкольников;
- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области речевого развития дошкольников;
-способность родителей организовать семейную деятельность по формированию у ребенка правильной речи.
Понятия, описывающие компетентность родителей, в области речевого развития дошкольников:
1. Педагогическая культура родителей определяется: компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей. Основные аспекты проявления:
-понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
-практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
-осуществление воспитательной деятельности;
-знания о развитии, воспитании, обучении детей.
Источник: социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции.
2. Педагогическая грамотность родителей: комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.
-знание мотивации субъекта;
-понимание особенностей психической деятельности;
Источник: социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей.
3. Эффективные родители: когда существует в семье система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка, в его речевом развитии.
Основные аспекты проявления:
-система взаимодействия родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания. Источником являются:
- социальный и профессиональный опыт;
- дополнительное образование родителей (тренинги, практикумы);
- самообразование.
4. Педагогическая компетентность родителей определяется качеством образованности родителей, выражающееся как система ценностных оснований социокультурных и семейных традиций в воспитании ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка в развитии речи. Основные аспекты проявления: взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития речи ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Источником педагогической компетентности служат все вышеперечисленные.
Это позволяет определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринять усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей в области речевого развития дошкольников можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка в области речевого развития.
В своей работе мы объединили данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.
Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.
Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.
Коммуникативно-деятельностный компонент содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.
Мы определили показатели педагогической компетентности родителей:
1. Мотивационно-личностный - это:
- заинтересованность родителя в успешном результате воспитания детей;
- потребность в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;
- позитивное самоотношение;
- адекватная самооценка как родителя (будущего родителя);
- личностная готовность к переменам;
- стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы:
- наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю;
-желание заниматься развитием своего ребенка в соответствии с врожденными способностями,
-потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в области речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Гностический – это когда у родителей есть знания:
- о развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте;
- о ведущих видах деятельности ребенка на разных этапах развития
- знать о кризисных проявлениях того или иного возраста, помогать ребенку преодолевать трудности в общении.
-знать о закономерностях психического развития и основных психологических потребностях ребенка.
- знать стили семейного воспитания и особенности каждого из них;
-знать о методах воспитания и владеть ими.
3. Коммуникативно - деятельностный – это наличие умений и навыков:
-развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;
-стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;
- применять эффективные методы воспитания;
- способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;
- строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.
-уметь общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности
-создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения для воспитания и обучения ребенка.
Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей в области речевого развития дошкольников как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.
В работе с родителями мы используем следующие формы и методы работы.
В мотивационно - личностном компоненте – это анкетирование.
В гностическом компоненте - родительские собрания, беседы, конференция, просмотр видео и прослушивание аудиоматериалов, дни открытых дверей.
В коммуникативно - деятельностном компоненте – это дискуссия, ролевое проигрывание ситуаций, практикум, родительские чтения, ролевое проигрывание речевых ситуаций, игровое родительское взаимодействие с детьми по развитию речи, родительский ринг, обмен опытом.
Грамотное сочетание современных форм работы с семьей и использование методов активизации родительского опыта позволит наиболее эффективно повысить уровень каждого из компонентов компетентности родителей в области речевого развития дошкольников. Использование системы дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов компетентности родителя в воспитании детей, является важным условием формирования их педагогической компетентности.
Педагогическую компетентность родителей мы определили как качество, представляющее собой комплекс знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также значимых личностных качеств родителей, необходимых для речевого развития дошкольников.
Уровни проявления компонентов педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников.
Гностический:
1. Высокий уровень - обладает в полном объеме знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания ребенка в семье, о психологических особенностях его личности. Проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний.
2. Средний уровень - обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье не в полном объеме; о психологических особенностях личности ребенка. Потребность в пополнении знаний выражена недостаточно.
3. Низкий уровень - не обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания ребенка в семье; психологических особенностей личности ребенка. Потребность в пополнении знаний не выражена.
Мотивационно - личностный компонент:
1. Высокий уровень - обладает высокой заинтересованностью в успешном результате развития речи ребенка. Ярко выражены: понимание важности самореализации ребенка. Желание понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Постоянно осуществляет рефлексию и эмпатию, самоконтроль.
2. Средний уровень - обладает заинтересованностью в успешном результате воспитания ребенка. Неярко выражены: понимание важности развития речи ребенка; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проявления рефлексии и эмпатии, самоконтроля непостоянны.
3. Низкий уровень - мало или не заинтересован в успешном результате развития ребенка. Не понимает важности самореализации ребенка. Стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности выражено слабо или не выражено; не проявляет или проявляет очень редко рефлексию и эмпатию.
Коммуникативно - деятельностный компонент.
1. Высокий уровень - полностью владеет методами воспитания развития речи у ребенка и рационально их применяет. Умеет привлечь внимание ребенка и развивает его положительное отношение и интерес к деятельности; создаст благоприятную среду для проявления самостоятельности ребенка. Способствует появлению эмоционального подъёма от результатов детской деятельности. Строит взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (адекватно оценивает деятельность ребенка, поддерживая его самооценку, правильно определяет эмоциональное состояние ребенка, выбирает адекватные способы общения с ним, умеет устанавливать с ребенком партнерские взаимоотношения)
2. Средний уровень - владеет методами воспитания ребенка. Умение привлечь внимание ребенка, развивать его положительное отношение и интерес к деятельности выражены неярко; мало значения придает созданию благоприятной среды для развития речи ребенка. Не всегда уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Неярко выражено умение строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Не всегда адекватно оценивает деятельность ребенка и поддерживает. Не всегда верно определяет эмоциональное состояние ребенка и выбирает адекватные способы общения с ним, не умение устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком.
3. Низкий уровень - не владеет методами воспитания ребенка. Умение привлечь внимание ребенка к различным видам деятельности выражено слабо: не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка. Не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, не определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ребенком, не умеет наладить с ним партнерские взаимоотношения.
Заключение
В современных условиях, когда обостряются внутрисемейные отношения, возрастает численность разводов и неполных семей, родители нуждаются в квалифицированной помощи в области развития речи детей. Так как речь в будущем для ребёнка – это свободное общение, не закомплексованность, отличная учёба в школе.
Воспитатель Беляева Ю.А.
Педагог – психолог Алиева Д.А.
Зам. по ВМР Солодкая И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей
Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...
«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР через взаимодействие специалистов ДОО»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечен...
Формирование педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы
Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком...