Cоздание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Шустова Татьяна Анатольевна Н.Новгород

Дидактические игры, как средство развитие речи детей в средней группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shustova_t.a.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детски сад №437»

Воспитатель: Шустова Татьяна Анатольевна

Создание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, направленные на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности.

Значение дидактической игры очень большое:

-Развитие речи

-Развитие умственных и познавательных способностей

-Социально- нравственное развитие ребенка-дошкольника.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Настольно- печатные игры – могут представлять собой  парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,  .

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Соглпсно ФГОС ДО:

- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

- познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Ведущая идея: создание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.

В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МАДОУ. В соответствии с этим в начале и в конце года проводится обследование по различным областям по методике Афонькиной. Начиная с 2017 года все обследования воспитанников проводятся с письменного согласия родителей в соответствии с ФЗ – 273. Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О.С.Ушаковой.

Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Всего обследовано в сентябре  24 человека из них 10 высокий уровень речевого развития; 14 человек средний уровень речевого развития.

  На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую  цель работы: Способствовать развитию  речи детей 4 -5 лет в дидактических играх.

 Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:

  1. Активизировать употребление в речи названий объектов социального окружения и живой природы. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
  2. .     Пополнять словарь на основе углубления знаний детей о окружающем мире и природе.

3.     Формировать умение правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

4.     Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.

5.     Воспитывать культуру общения.

   Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей средней группы в дидактических играх: 

1.     Накопление представлений об окружающем  и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.

2.     Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры.

3.   Закрепление умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности.

 Особую роль  для реализации потенциальных  возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности, а также для всестороннего развития играет построение РППО среды.

     В группе  мы создали естественную, комфортабельную,  рациональную организованную  обстановку, насыщенную игровым материалом и разнообразными дидактическими средствами.

        Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда  мобильна и много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Результаты наблюдения  за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей имеет организация интересной, содержательной  деятельности, в которой дети приобретают опыт общения. 

      Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Что сначала, что потом», «Дикие и домашние животные». Большой интерес вызывают «Пазлы»,  в которых заложены элемент самоконтроля.

     Детей так же очень увлекает участие взрослого в игре, например, Арина и Стёпа играли в игру «Расскажи сказку», и пригласили воспитателя. После этого к игре подключились еще другие дети. Так же Настя, играя в детскую игру «Собери семью», разложила взрослых животных, затем добавила детёнышей.

Так же детям очень понравилась схема артикуляционной гимнастики «Утро язычка».

  Сначала мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями во время прогулки на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд). Мы использовали разные виды игр: лексико-грамматические игры, дидактические игры и упражнения, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Чьи детеныши? ” "Накормим зверей”,  “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”, “быстро – медленно”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, развивает координацию голоса с движением.

     Потом  когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм.    Для закрепления правильного произношения использовали скороговорки и чистоговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи.

       Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.

     Когда дети освоили игры, мы стали  использовать те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель - обобщение умений, навыков общения и  перенос в другие виды деятельности. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты). уделяем внимание молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. Дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.

     Дети стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о посещении зоопарка и т д. Ребята с удовольствием заучивают стихотворения, слушают сказки, составляют рассказы-впечатления.

     Параллельно с работой с детьми по развитию речи средствами дидактических игр, мы осуществляли сотрудничество с родителями.

   Информировали родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.

В родительском уголке ведется рубрика “Край мой родной”, где мы рассказываем о названиях месяцев, что они обозначают. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей.

   В работе с родителями мы используем следующие формы:

1.Родительские собрания, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;

2. Совместные мероприятия: праздники, фотовыставки.

3. Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.

Мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в развитии речи детей.

  «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Повторное обследование развития речи по методике О.С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось  развитие связной речи и словаря детей.

  Исходя из результатов наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали: повышение уровня речевого развития каждого ребёнка, увеличение числа задаваемых детьми вопросов, повышение самостоятельной речевой активности детей, повышение культуры общения.

      Результаты показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.

 Перспективы работы: продолжать работу по развитию речи средствами дидактических игр и моделирования,  способствовать воспитанию культуры общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи детей в логопедической группе "Знайки"

Система  совместной работы  логопеда и воспитателя в группе  компенсирующей направленности для детей с задержкой речевого развития....

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

    Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного  развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным...

Система работы по развитию речи детей в ДОУ

Как построить работу воспитателя по развитию речи...

Работа по развитию речи детей з-4 лет через дидактические игры

Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать акт...