Конспект логопедического занятия
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пестерева Татьяна Юрьевна

Грамматическая тема: Звук и буква "В"

Лексическая тема: "Зимующие птицы"

Цель: Формирование правильной речи на этапе вопросно ответной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

(подготовительная группа)

Грамматическая тема: Звук и буква «В»

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Цель: Формирование правильной речи на этапе вопросно-ответной речи.

Задачи:

Логопедические:

  • закрепить у детей правильную артикуляцию звука «В»;
  • закрепить понятие «согласный звук»;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • актуализация и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие дыхания.

Общеразвивающие:

  • развитие пространственных представлений;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • развитие речеслухового внимания и памяти;
  • развитие навыков конструктивного праксиса.

Воспитательные:

  • развивать любовь к живой природе;
  • развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц (ворона, воробей, сорока, свиристель, снегирь, дятел, сова, синица), схема с изображением наложенных контуров птиц, дыхательный тренажер (птицы на дереве), зерна фасоли и овса, изображение буквы «В», счетные палочки, кружки с изображением солнышка, предметные картинки (вода, солнце, арбуз, облако), фланелеграф, рабочие тетради детей.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Давайте с вами вспомним, какие птицы остаются с нами всю зиму.

Дети: Голубь, ворона, дятел, сорока, воробей, сова, клест, свиристель, синица, снегирь.

Логопед: Правильно. А как называются эти птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Верно.  Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Зимующие птицы».

Логопед: Давайте назовем, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, перья, клюв, лапы, хвост.

Логопед: Правильно, а чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской, опереньем.

Логопед: Ребята, вспомните, как эти птицы подают голоса.

Ворона что делает?

Дети: Ворона каркает.

Логопед: Голубь?

Дети: Голубь воркует.

Логопед: Синица?

Дети: Синица свистит.

Логопед: Молодцы! Повторим все вместе.

Дети: Повторяют.

Логопед: Какой первый звук в слове ворона и воробей?

Дети: «В»

Логопед: Сегодня мы поговорим об этом звуке. Давайте его произнесем.

Дети: Выполняют.

Логопед: Мы встречаем преграду, не можем петь этот звук. Значит этот звук, какой?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руки на горлышко и послушаем, оно дрожит. Значит, какой это звук?

Дети: Звонкий.

Логопед: Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Звук «В» обозначается буквой «В» (показ буквы).

Давайте посмотрим, сколько здесь элементов: палочка и два полуовала. Давайте нарисуем в воздухе «В»

Дети: Выполняют.

Логопед: Ребята, давайте возьмем зеркала и побудем птичками.

- Вытянем губы трубочкой (наши клювики) и подержим. Я считаю до 5. Потом отдохнем и выполним еще раз.

- Улыбнемся себе в зеркале, уголки рта растянем, зубы не видны и подержим.

Сделаем горочку. Рот открыт, кончик языка упирается за нижние зубы, боковые края подтянуты к верхним зубам.

- Накажем непослушный язычок. Покусаем кончик языка.

(все упражнения выполняются не менее 5 раз)

Дети: Выполняют упражнения.

Логопед: Зимой нашим птицам холодно. Давайте поможем им и построим для них волшебный домик и солнышко (раздаются кружки – солнышко и счетные палочки, на доске нарисован образец)

Ребята, возьмите палочки, с левой стороны постройте домик, а справа – солнышко с лучиками.

Дети: Строят домик и лучики у солнышка.

Логопед: С какой стороны вы построили солнышко?

Дети: С правой.

Логопед: С какой стороны домик?

Дети: С левой

Логопед: Молодцы, теперь птицы согреются.

Логопед: Ребята, давайте птичек отправим в наши домики, и мы им поможем (раздаются тренажеры «Птицы на дереве»)

Возьмем картинки, поднесем ко рту и, не раздувая щек, подуем на птичек, чтобы они улетели в наш домик.

Дети: Выполняют.

Логопед: Ребята, наши птицы проголодались. Давайте их покормим зернышками. Возьмите зерна, отложите 5 больших зерен в  правую сторону, а 5 маленьких в левую сторону.

Дети: Раскладывают зерна.

Логопед: Сложили ручки в замок, мизинцы и большие пальцы сомкнуты вместе:

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела.

Дети: Выполняют упражнение и проговаривают действия.

Логопед: Большие зерна, для каких птиц?

Дети: Большое зернышко для вороны.

Логопед: Маленькие зерна для кого?

Дети: Маленькое зернышко для синички.

Логопед: А теперь, чтобы нашим птицам хорошо жилось в домике, придумаем им волшебные названия (картинки птиц)

Если у сороки белые бока, то она какая?

Дети: Белобокая.

Логопед: Скажи полным ответом: белобокая сорока.

Дети: Повторяет.

Логопед: У вороны острый клюв?

Дети: Остроклювая ворона.

Логопед: У снегиря красная грудь?

Дети: Красногрудый снегирь.

Логопед: У дятла красная голова?

Дети: Красноголовый дятел (каждый ребенок должен повторить)

Логопед: А теперь все вместе повторим.

Дети: Выполняют.

Логопед: Ребята давайте немножко отдохнем.

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Дети: Выполняют упражнение.

Логопед: Выставляется картинка с наложенным контуром птиц (ворона, сова, воробей, тетерев, свиристель)

Какие птицы спрятались на картинке?

Дети: Ответы детей (ворона, сова, воробей, тетерев, свиристель)

Логопед: Кто найдет спрятавшую птицу, получит ее трафарет и обведет в тетради. Дома можно раскрасить.

Дети: Обводят птиц по контуру.

Логопед: Ребята давайте повторим все вместе: ворона, воробей, сова, свиристель, тетерев.

Дети: Повторяют.

Логопед: Какой звук вы слышите во всех этих словах, мы с ним уже знакомы?

Дети: «В»

Логопед: Где слышен звук «В» в слове ворона: в начале, середине или конце?

Дети: В начале.

Логопед: В слове сова?

Дети: В середине.

Логопед: В слове тетерев?

Дети: В конце.

Логопед: На картинке спряталась птичка. Даны картинки (Солнце; Облако; Вода; Арбуз)

Нужно запомнить первые звуки в названии предметов и потом сложить их. Затем посмотреть, что получится.

Ребята, что получилось?

Дети: Сова.

Логопед: Правильно, сова.

Логопед: Мы сегодня говорили о зимующих птицах, о звуке «В», обводили контуры птиц, кормили их и строили для них волшебный домик, придумывали волшебные слова, искали, кто спрятался на картинке.

Ребята, а дома не забудьте разукрасить птицу и прописать букву «В».

Вы все хорошо работали, молодцы!

До свидания.

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....