Альбом по звуку «Н»
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
- Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука.
- Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы.
- При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.
- Узкий конец языка плотно прижимается к верхним резцам на границе с бугорками дёсен — альвеолами.
- Смычка сохраняется, а воздушная струя проходит через нос.
- Губы слегка разомкнуты, их положение зависит от соседних звуков.
- Сокращение системных фонем- основной звук.
Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н'] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Дифференциация звуков н, нь
Буква н
Цель
Закрепить навык произношения звука и в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, печатанию слогов и слов; познакомить с правилом употребления прописной буквы в именах; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет первый звук в своем имени.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Логопед называет слова: нос, носки, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь и т.д. Задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышится во всех этих словах?» (звук н и н’).
2. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий, звонкий).
3. Воспроизведение слоговых радов:
на—но-—ну—ны ан—он—ун—ын
ня—не—ню—ни сна—сно—сну—сны
мна—мно—мну—мны янь—ень—юнь—инь
4. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звук н.
Словарный материал: ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.
5. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
верхний—нижний высушить—намочить веселый—грустный короткий—длинный
налево—направо снять—надеть высоко—низко под—над
6. Упражнение «Составь предложение». Словарный материал:
Кот, спать, окно, на, Васька. Сидеть, на, диван, Ната. Дети, гора, с, кататься. Нина, деревня, ехать, в. Антон, линейка, на, класть, книга. Ботинки, с, ноги, снимать.
Составление схемы предложений с предлогами.
III. Физкультминутка.
Хлопаем в ладошки — А когда скажу «Вставай»,
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Пусть попляшут ножки Ножки вместе, ножки врозь.
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест — опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся, Что за шум и что за гам?
IV. Знакомство с буквой.
Показ буквы н.
Печатание буквы.
Упражнение с разрезной азбукой. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. Словарный материал:
ан—на—нам—нас—нос—сон—сын—сы—усы но—ноты—нота—Ната
Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Печатание слогов и слов под диктовку:
ан—он—ун—ин—ын—ни—на—но—ну—ны
нам—нас—нос—сон—сын—Ната—Нина—Инна
Игра «Закончи слово». Словарный материал: ко..., пио..., бана..., сы..., де.,., со..., пельси... ,лимо..., пе..., бато..., стака..., те..., дива..., экеа...тюле..
V. Подведение итога занятия.
Конспект урока на тему «Звук {Н’}. Буква Н»
Тема занятия: Звук {Н’}. Буква Н.
Задачи:
- познакомить со звуком {Н’} и буквой Н, продолжать знакомить с классификацией звуков
- развивать умение выделять на звук слова с заданным звуком
- продолжать «чтению», и составлению слогов с помощью условных звуковых обозначений
- закреплять знания детей о гласных звуках
- развивать мелкую моторику рук
- развивать речь, внимание, мышление
- воспитывать доброжелательные отношения
- формировать самостоятельность
Оборудование: наборное полотно с буквами, конверты со звуковыми обозначениями, кружки синего и красного цвета, счетные палочки, демонстрационный материал, пособие на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Организационная часть.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями.
Вы рады их видеть? Тогда покажите, как вы рады приходу гостей, (улыбаются). Здесь они оказались неслучайно. Гости хотят посмотреть, как мы готовимся к школе.
– Погладьте свои ручки, погладьте себя по головке.
Поднимите руки вверх, опустите руки вниз – сбросьте с себя все плохое настроение. Улыбнитесь соседу, и зарядите друг друга доброй энергией.
– Дети! Вы любите путешествовать?
- Как называется страна, в которую стремятся попасть сказочные герои, присутствующие у нас на уроках? («Азбука»).
Сегодня мы с ними продолжим наше путешествие.
– Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить правильно звуки.
Вспомните какие органы речи помогают нам произносит звуки. (Губы, зубы, язык, щеки)
«Зонтик» - кончик языка вверх к небу, удерживать, затем расслабить. (3-4 раза)
«Улыбка» - широко растягиваем губы в улыбке. (3-4 раза)
«Зубная щетка» - языком совершаем круговые движения. Рот закрыт. (3 – 4 раза)
«Лошадка» - цокаем языком (5 – 6 раз)
- А теперь закройте глаза и прислушайтесь. (Включается запись звука воды, птиц, колокольчика, песни, смех ребенка, и лай собаки). Откройте глаза.
Какие звуки вы услышали? (Дети перечисляют, что они услышали).
Как все, что вы услышали называется одним словом?(Звуки).
Что вы знаете о звуках?
- Какие звуки речи вы знаете?
- На какие группы делятся звуки?
- Чем обозначаются звуки?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какой согласный звук вы узнали на прошлом занятии?
- С какими звуками дружат согласные звуки?
- Что получается, когда дружат согласный и гласный звуки?
Молодцы!!! Итак, путешествие начинается!
(Выставляю паровоз). Игра «Разложи правильно!» Разложите карточки по вагончикам в зависимости от того, в начале, в середине или в конце слышится звук {Н}.
3.С кем познакомились игрушки в домике звука {Н}?
Нам сегодня предстоит открыть тайну нового звука и новой буквы.
Рассказ про игрушки.
- Кто хозяин домиках Нины?
Значит мы сегодня будем говорить о звуке {Н’}.
Картина, где изображено, как Нина вредничает, обозначает звук {Н’}.
Работа с пособием.
1) Покажите на рисунке звук {Н’}
Почему он обут в зеленые башмачки?
Выложите с помощью звуковых обозначений слоги : НЯ – АНЬ, ЭНЬ, НЕ, НЁ, ОНЬ, УНЬ, НЮ, НИ, ИНЬ, ЫНЬ.
2) Игра «Отгадай загадку»
Загадки.
Физкультминутка.
5)Работа с рисунком (с. 27)
- Сравните звуки {Н} и {Н’}. Чем они отличаются? Одинаково ли произносятся?(Нет, губы улыбаются, а при звуке {Н} – нет).
- Каким цветом обозначаются звук {Н}, а каким {Н’}?
Ребята, Мудрая Сова мне сказала, что завтра в городе Сочи произойдет грандиозное событие, которое ждали с нетерпением. Про какое событие идет речь? (Олимпийские игры).
6) Игра «Какой звук?».
Ребята, будьте внимательны. Сейчас я буду называть слова, связанные с предстоящей олимпиадой. Если вы услышите в них звук {Н}, вы показываете синий кружочек, а если мягкий звук {Н’}, то зеленый кружочек.
Биатлон, коньки, трамплин, чемпион, лыжня, спортсмен, награда, огонь, команда, мишень.
7)Работа с рисунком (с. 23). (Закрепление).
А сейчас мы поиграем в такую игру. Игра называется добавь слог.
Добавьте слог НА или НЯ в конце слова.
Ба(ня), Зи(на), Та(ня), спи(на), вес(на), пес(ня), сте(на), Мари(на).
Добавьте слог НЫ или НИ в конце слова.
Кра(ны), ко(ны), са(ни), сло(ны), ды(ни), бара(ны), коле(ни).
Знакомство с буквой Н.
Это буква «эн». Она обозначает звуки {Н} и {Н’}.
- Какими цветами вы заштрихуете половики этой буквы и почему?
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!
Показать на доске, как мы печатаем букву. Проводи м 2 прямые палочки и прямой линией их соединяем.
Дети с помощью счетных палочек выкладывают букву Н.
8)Чтение слогов.
Итог занятия.
- О каком звуке мы сегодня говорили?
Чем отличаются звуки {Н} и {Н’}?
Какую новую букву вы узнали?
Оценка деятельности.
Ребята, Мудрая Сова принесла в конверте смайлики, но они разные.( Выкладываю на поднос). Посмотрим, чем они отличаются? (Настроением: радость и задумчивость)
Если вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если вам было трудно, новы очень старались, возьмите задумчивого смайлика.
А теперь наши друзья прощаются с вами, до завтра!
Игры со звуком [Н,Нь]
Звук Н
Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку подсказать слово в конце каждого стихотворения.
Часовщик, прищурив глаз,
Чистит часики для... (нас).
Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (Носорог).
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым... (ножиком).
Игра «Наоборот».
Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука Н.
Налево - (направо)
Высушить - (намочить)
Под - (над)
Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.
Около села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина - у ели. Алёна - у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.
Звук Нь
Игра «Назови ласково».
Взрослый предлагает ребёнку назвать ласково следующие предметы (объекты):
Нитка - (ниточка) | день - (денёк) |
Няня - (нянечка) | Даня - (Данечка) |
Дыня - (дынька) | Анюта - (Анюточка) |
Игра «Составь предложение».
Взрослый предлагает ребёнку составить предложение по следующим опорным словам:
Никита - конь | Небо - самолет |
Тоня - нитки | Соня - песня |
Ваня - коньки | Аня - дыня |
Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком НЬ, которые в нём встречаются.
У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся.
Звук Н-НЬ
Игра «Твердый-Мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ - зеленый квадратик.
Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.
Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
Надя - песни | Нюся - сон |
Маня - зонт | Алена - коньки |
Витя - санки | Нюра - темнота |
Автоматизация звука [н,нь] в предложениях,поговорках,пословицах,скороговорках,загадках,стохотворениях
Повтори предложения.
Вон Ната и Нонна. У Наты батон. У Нонны банка. В банку налили суп. У Антона унты. У Наты бант. Ната несет банан. Нина и Нонна у окна. У Наты грязные ноги. Ната носит воду. Она моет ноги. Антон поет по нотам. Нина видит канавы. У Нонны апельсины. У Нины мандарины. Лена носит бантик. У Нонны пенал. У Наты длинные ноги. Нонна и Ната подруги. Настя носит платье. Нонна носит юбку. Ната у Насти дома. У Насти новая юбка. У Нонны новый дом. Нонна моет окно. Антон надел новые носки. У Антона белый телефон. Воин несет вахту. Кот надел на ноги сапоги. У Нины ботинки. У канала - Нонна. Нонна моет банку. Нина носит очки. Ната и Нонна едут в новый дом. Нонна носит куклу на руках. Антон и Настя живут в новом доме. У Антона новая игрушка.
Повтори поговорки.
На.- на - на - Ната у окна.
Ну - ну - ну - идет Ната к окну.
Но - но - но - моет Ната окно.
Ны - ны - ны - Нате снятся сны.
Но - но - но - в нашей комнате темно.
Ан - ан - ан - папа чинит кран
Повтори пословицы, поговорки.
Много снега - много хлеба.
Гость не много гостит, да много видит.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Наделано наспех - и сделано насмех.
Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.
Один в поле не воин.
Повтори скороговорки.
Пан пану дал бананы.
Наш Полкан попал в капкан.
Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.
Повтори загадки.
Одна нога и та без сапога.(Гвоздь)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.(Луна)
Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.(Волна)
Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.(Ноги)
Меж двух светил посередине один.(Нос)
На пальце одном ведерко вверх дном.(Напёрсток)
Выучи стихотоворения.
Старый слон.
Спит спокойно
Старый слон,
Стоя спать
Умеет он.
(С. Маршак)
Сонный слон.
Дон-дон, дон-дон!
В переулке ходит слон
Старый, серый, сонный слон.
Дон-дон, дон-дон!
(И. Токмакова)
Повтори предложения.
Нина не виновата. Нюся немая. Няня нянчит Нину. Няня моет Нину. Нюся несет сани. Няня несет нитки. Никита не умеет ходить. Незнайка не умеет писать. У Нины болит нёбо. У Нины нет ниток. Нюси нет дома. Нюся едет на коне. Нина несет сумку на спине. Кони унеслись от волка. Недавно Никита видел коней. На небе нет облаков. Никита несет коньки. Нюра несет маленькую дыньку. Нюра поет песни. В небе несется самолёт. Нина не любит дыни. Недотепа не хочет работать.
Повтори чистоговорки.
Ня - ня - ня - я веду коня.
Ню - ню - ню - воду дам коню.
Ни - ни - ни - не пьют кони.
Не - не - не - едем на коне.
Нём - нём - нём - мы идём с конём.
Повтори пословицы, поговорки.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Взглянет - лес повянет.
День, как день, да год не тот.
Не бросай друга в несчастье.
Повтори скороговорки.
У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.
У маленькой Сани сани едут сами.
Повтори загадки.
Голубая простыня весь свет покрывает.(Небо)
Не пух, не мех, а оденет всех.(Хлопок)
Слаще меда, легче пуха.
Отдохни! - всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.(Лень)
Выучи стихотворение.
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
И сказала няня Нине:
«Видишь солнце на картине?
И в такой весенний день
Пень отбрасывает тень».
(О. Егорова)
Повтори предложения.
У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Нюся моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину. Нюся разговаривает по телефону. Даня нарисовал картину. Надя катается на коньках. Ваня катается на санках. Соня убирается в комнате. Надя несет дыню. Наф - Наф и Ниф - Ниф - поросята. Лена спешит на занятия. Дина смотрит в небо.
Повтори чистоговорки.
Ни - ны - ни - маленькие пони.
Ны - ни - ны - красивые сны.
Ну - ню - ну - вижу Лену.
Не - нэ - не - иду к Ване.
На - ня - на - наступила весна.
Ня - на - ня - поет няня.
Повтори пословицы, поговорки.
В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Одна пчела немного меду наносит.
Повтори загадки.
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.(Ноты)
У кого днем один глаз,
А ночью много?(У неба)
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?(Конь)
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.(Слон)
Выучи стихотворение.
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом не прирос.
(Ф. Бобылев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический альбом на звук С
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....
Логопедический альбом на звук Ш
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....
Логопедический альбом на звук Щ
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....
Логопедический альбом на звук Ж
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....
Логопедический альбом на звук З
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....
Логопедический альбом на звук Ц
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....
Логопедический альбом на звук Ч
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....