Логопедический альбом на звук Ж
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_na_zvuk_zh.docx138.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

для звука Ж

Правильная артикуляция звука Ж

губы округлены и слегка выдвинуты вперед; C:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\357843693.png

зубы сближены;

широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционного уклада звука Ж

Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щёки.

3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Постановка звука Ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)

Автоматизация звука Ж в слогах:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жы-жы-жы

Аж-аж-аж

Ож-ож-ож

Уж-уж-уж

Ыж-ыж-ыж

Автоматизация звука Ж в словах:

жаба, жало, жалко, жёлудь, жёлтый

рожок, лужок, дружок, ужи,  этажи

уж, нож, морж, корж, еж

Автоматизация звука Ж в словосочетаниях:

жёлтая кожа
дюжина ежей
желе из ежевики
кожаный жилет
жидкое желе

нижние этажи
живой ёжик
нужная одежда
нужна жнейка
желудёвый дождик

Автоматизация звука Ж в предложениях, чистоговорках:

Медведь - таёжный житель.

Жанна идёт к багажному вагону.

После дождя можно бегать по лужам.

Рядом с ежом бежали ежата.
Жора живёт на пятом этаже.

Жу-жу-жу - я жука в руке держу.
Жа-жа-жа - на льдине два моржа.
Же-же-же - дождь прошёл уже.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жи-жи-жи - мне ежаток покажи.

Автоматизация звука Ж во фразовой речи

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖУК И СОРОКОНОЖКА

Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — подумал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже ближе к ужину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом на звук С

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....

Логопедический альбом на звук Ш

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....

Логопедический альбом на звук Щ

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....

Логопедический альбом на звук З

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....

Логопедический альбом на звук Ц

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....

Логопедический альбом на звук Ч

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....

Логопедический альбом на звук Л

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Л....