Логопедический альбом на звук З
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_na_zvuk_z.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

для звука З

Правильная артикуляция звука ЗC:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\724360077.png

Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционного уклада звука З

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

«Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

«Горка», «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Катушка».

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

ЗВУК З СТАВИТСЯ АНАЛОГИЧНО ЗВУКУ «С», ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФОНАЦИЕЙ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК.

Автоматизация звука З в слогах:

За-за-за

Зо-зо-зо

Зу-зу-зу

Зы-зы-зы

Аз-аз-аз

Оз-оз-оз

Уз-уз-уз

Ыз-ыз-ыз

Автоматизация звука З в словах:

Зал, залп, зайка, запад, запах

мозаика, язык, возы, тазы, пузырь

обоз, мороз, воз, таз,

Автоматизация звука З в словосочетаниях:

полезная кукуруза
загадочный замок

звуки мазурки
безумная затея
знакомая ваза

забавный зайка
розовые розы
забытая забава
золотые зубы
бронзовый загар

Автоматизация звука З в предложениях, чистоговорках:

Зоя любит музыку.

На здании знамя.

Дрозды вьют гнёзда.

Звонко звонит звонок.

Никогда не опаздывай на занятия.

За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу.
Зу-зу-зу - Вова на возу.
За-за-за - зал, завод, забор, глаза.
Зы-зы-зы - розы, вазы и тазы.

Автоматизация звука З во фразовой речи

Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.

В ЗООПАРКЕ

Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыбами. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообразие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезьян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом на звук С

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....

Логопедический альбом на звук Ш

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....

Логопедический альбом на звук Щ

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....

Логопедический альбом на звук Ж

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....

Логопедический альбом на звук Ц

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....

Логопедический альбом на звук Ч

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....

Логопедический альбом на звук Л

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Л....