Логопедический альбом на звук З
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_na_zvuk_z.docx | 57.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ
для звука З
Правильная артикуляция звука З
Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.
Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.
Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.
Комплекс упражнений
для выработки артикуляционного уклада звука З
«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
«Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).
«Горка», «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
ЗВУК З СТАВИТСЯ АНАЛОГИЧНО ЗВУКУ «С», ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФОНАЦИЕЙ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК.
Автоматизация звука З в слогах:
За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу Зы-зы-зы | Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз Ыз-ыз-ыз |
Автоматизация звука З в словах:
Зал, залп, зайка, запад, запах мозаика, язык, возы, тазы, пузырь обоз, мороз, воз, таз, |
Автоматизация звука З в словосочетаниях:
полезная кукуруза звуки мазурки | забавный зайка |
Автоматизация звука З в предложениях, чистоговорках:
Зоя любит музыку. На здании знамя. Дрозды вьют гнёзда. Звонко звонит звонок. Никогда не опаздывай на занятия. | За-за-за - уходи домой, коза. |
Автоматизация звука З во фразовой речи
Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.
В ЗООПАРКЕ
Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыбами. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообразие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезьян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический альбом на звук С
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....
Логопедический альбом на звук Ш
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....
Логопедический альбом на звук Щ
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....
Логопедический альбом на звук Ж
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....
Логопедический альбом на звук Ц
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....
Логопедический альбом на звук Ч
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....
Логопедический альбом на звук Л
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Л....