Логопедический альбом на звук Ч
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_na_zvuk_ch.docx88.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

для звука Ч

Правильная артикуляция звука Ч

C:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\Ч.png

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

Зубы не смыкаются;

Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Комплекс упражнений

для выработки артикуляционного уклада звука Ч

Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Чашечка.  

Цель. Вырабатывать умение поднимать широкие края языка в верх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Постановка звука Ч

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Автоматизация звука Ч в слогах:

Ча-ча-ча

Чо-чо-чо

Чу-чу-чу

Чи-чи-чи

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Автоматизация звука Ч в словах:

Чай, чайник, чудо, чемодан, часы

Кочан, волчок, бычок, туча, дача

Мяч, врач, калач, трубач, дичь

Автоматизация звука Ч в словосочетаниях:

Могучий дуб.

Четвёртый мальчик.

Честные мальчики.

Колючий ёжичек.

Тёмная ночка.

Начать читать.

Четверо внучат.

Качать водичку.

Чёрные грачи.

Горячий чайник.

Автоматизация звука Ч в предложениях, чистоговорках:

Грачи таскают личинки и червей.

Мальчики качались на качелях.

В саду тачка без ручки.

Девочка уронила мяч.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - раз болит, пойди к врачу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча - буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи - помогают нам врачи.

Автоматизация звука Ч во фразовой речи

Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
- В рот не суй, что попадётся!

Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно. Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

C:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\log.-raskr.-ch 2.jpgC:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\log.-raskr.-ch 2.jpgC:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\log.-raskr.-ch 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом на звук С

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....

Логопедический альбом на звук Ш

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....

Логопедический альбом на звук Щ

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....

Логопедический альбом на звук Ж

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....

Логопедический альбом на звук З

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....

Логопедический альбом на звук Ц

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....

Логопедический альбом на звук Л

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Л....