Методическая разработка "Развиваем речь"
методическая разработка по развитию речи на тему

Симонова Наталья Григорьевна

Методическая разработка "Развиваем речь" представляет собой комплекс (цикл) из 6 занятий, которые проводятся преимущественно в игровой форме и задают "зону развития" выше основного материала. Занятия собраны из опыта работы ведущих логопедов-практиков, мне известных. С моими корректировками, добавками, заменами, с учетом особенностей группы старших дошкольников, с которыми я работаю. Также - с учетом программы логопеда, то есть основного материала, выдаваемого детям в нашем детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razvivaem_rech.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Цикл занятий «Развиваем речь»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие №1 «Домашние птицы»

(с опорой на материал Лихтинен Елены Сергеевны)

Программные задачи:

- уточнить названия домашних птиц;

- изучить внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; - подобрать слова-действия и слова-признаки;

- учиться образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- работа над предложением;

- упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.

Активизация словаря: 

- названия домашних птиц,

- глаголы: расхаживала, разбежались,

- определения: медлительный, заботливая, игривые, притяжательные прилагательные.

Оборудование: 

- демонстрационный материал – картинки с изображением домашних птиц;

- раздаточный  - карточки с изображением домашних птиц.

1. Организационный момент

Отгадайте загадки:

Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко ...
(Курица)

Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……
(петушок)

Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы -  ребёнок,
А зовут меня …
(цыплёнок)

Хохотали - гоготали,
И от смеха в пруд упали!
И поплыли ловко,
Есть у них сноровка.
Никогда не трусят
Забияки ... .
(Гуси)

Красные лапки
Топают по грядке
Мимо яблоньки в саду,
Прямо к старому пруду
Кря-кря-кря разносит ветер-
Любят Поночку все дети!
(утка)

Во дворе он сельском ходит,
Все неладным том находит.
Не встречал я злее злюк!
Птица та - болтун ..
.(индюк).

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки
(утенок)

2.Расширение, уточнение, систематизация словаря

Работа с картинками.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

- Как можно назвать их одним словом?

- Что есть только у птиц?

- Какие это птицы? (домашние). Почему?

Выставить картинку с изображение курицы, петуха, цыплят.

- Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом.

- Кто как голос подает?

- Что есть у курицы? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв…)

- Где она живет?

- Чем питается?

- Какую пользу приносит?

Аналогично рассмотреть индюка.

3. Словообразование (притяжательные прилагательные)

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Яйцо курицы – куриное яйцо, пух курицы - …, мясо курицы - …, лапы курицы - ….

 Дом курицы – курятник

4. Расширение объема словаря.

Игровое упражнение «Подбери слова - действия»

Курица – квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает.

Индюк – болбочет, шипит, надувается.

Индюшка – расхаживает.

Индюшата – разбежались.

Игровое упр. «Подбери слова-признаки»

Индюк – злой, сердитый, грустный, медлительный.

Индюшка – заботливая, быстрая.

Индюшата – веселые, игривые, быстрые, пушистые.

5. Словоизменение.

Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

6. Развитие связной речи.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Придумай, какой характер у вашей птицы.

7. Физминутка.

Дидактическая игра «Скажи ласково», «Один - много».

8. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов по плану

- Кто это? (назвать внешние признаки)

- Чем питается?

- Как голос подает?

- Где живет?

- Какую пользу приносит?

9. Итог занятия

Занятие №2

 «Как царь учил своих дочерей говорить»

(с опорой на материал Ольшиной Галины Ивановны)

Цель:

Демонстрирование знаний и умений детей в занимательной форме.

Задачи:

- развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат, звуковой анализ и синтез слов;

- правильно употреблять поставленные звуки в чистоговорках и потешках;

- развивать фонематический строй речи (предлоги, слова - антонимы, множественное число имен существительных);

- развивать диалогическую форму речи и коммуникативные навыки, воспитывать культуру поведения.

Действующие лица:

Царь.
Две дочери царя.
Пес Моторик.
Веселые язычки.
Буратино.
Бабки-Ёжки.
Рыбки.
Настя-краса.
Помощники из зала.

Ход:

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него две дочери красоты неописуемой. Да вот беда, лишила их злая колдунья дара речи. Что не слово – то смех один.

Царь: Здравствуйте, дочери мои любимые!

Дочери: Здластвуй, саль-батюска!

Царь: О горе мне, горе! Не могу больше слышать речей ваших. Пойду искать лекарство вам в волшебную страну «Звуков и слов».

Ведущий: И отправился царь в дальний путь. Взял с собой верного пса Моторика да волшебный пультик. Сел на телегу и поехал.

Дети (ребенок): Едет, едет царь на тележке.

Хор: Скрип, скрип, скрип. Скрип, скрип, скрип.

Ребенок: Листья шуршат.

Хор: Ш-ш-ш-ш.

Ребенок: Птички свистят.

Хор: Фить-пирю, фить-пирю!

Ребенок: Белка на ветке орешки грызет.

Хор: Цок-цок, цок- цок!

Ведущий: Долго ли коротко ли ехал царь. Наконец приехал в город «Веселых язычков».

Царь: Кто вы?

Веселые язычки: Мы Веселые язычки. Учим всех говорить правильно.

Царь: А как?

Веселые язычки: У нас есть волшебные зеркала и веселая гимнастика (показывают элементы артикуляционной гимнастики «Лягушка», « Часики», «Чашечка»).

Царь: Как интересно! «Веселые язычки», дайте, пожалуйста , для моих дочерей ваше волшебное зеркальце и веселую гимнастику.

Царь (обращается в Моторику): Верный мой пес, беги скорее во дворец, отнеси моим дочерям подарок от «Веселых язычков».

Царь (обращается к «Веселым язычкам»): И что? Мои дочери теперь будут правильно говорить?

Веселые язычки: Нет. Это только начало. Иди дальше и попадешь в город «Звуковых пеньков».

Ведущий: Вдруг поднялся сильный ветер.

Хор детей: Ззз-ззз-ззз.

Ребенок: Затряслись, задрожали листики на деревьях.

Хор: Ввв-ввв-ввв.

2-й ребенок: Завыли волки в лесу.

Хор детей: Ууу-ууу-ууу.

3-й ребенок: Стали капать крупные капли дождя.

Хор: Кап-кап-кап.

Ведущий: Царь услышал знакомые звуки. Какие?

Зал: З, в, у, к.

Ведущий: Какое слово получилось?

Зал: Звук. Царь наступает на пенек.

Звучит аудиозапись: Вы попали в город «Звуковых пеньков», повторите за мной: зы-за.

Царь: Коза, что ли? Где мой пультик? Тут волшебное волшебство. Позову я помощь зала.

Звучит аудиозапись: Па-ба-па, ка-га-ха, ста-сто-сту. (Выходят три ребенка, наступают на пеньки и повторяют).

Звучит аудиозапись: Мы звуковые пеньки, дарим запись всем, кто смело идет по стране «Веселых звуков и слов».

Царь (берет диск или кассету): Верный мой пес Моторик. Неси скорее запись моим дочерям! (Моторик берет запись и убегает. Дочери надевают наушники и беззвучно повторяют слоговые ряды).

Ведущий: Идет царь дальше. Видит, стоит в поле «Маленьких слов» машина. А около машины сидит Буратино.

Царь: Я тебя узнал по длинному носу. Только забыл как зовут. Спрошу-ка, я у зала? (Нажимает пульт).

Хор: Бу-ра-ти-но!

Царь: Какое длинное у тебя имя. Сколько же в нем слогов?

Хор: Четыре.

Царь (обращаясь к залу): Молодцы! Все-то вы знаете! (Обращается к Буратино). А ты что тут расселся как на именинах?

Буратино: Да вот, царь-батюшка, повезли меня мои друзья в страну «Грамматику», а не хочу ехать, не хочу учиться. Они взяли и спрятались от меня.

Царь: Ты что, их не видишь?

Буратино: Я их вижу, а сказать правильно, где они – не могу. Вот они и не выходят. Помоги мне царь-батюшка.

Царь: Отчего не помочь, помогу! (шепотом) Только я и сам не знаю, как правильно сказать. Попрошу-ка я помощь зала. Из зала выбегают три ребенка, Подбегают к машине и по очереди говорят.

1-й ребенок: Мальвина на машине. Посажу ее в машину.

2-й ребенок: Пьеро под машиной. Вылез из-под машины.

3-й ребенок: Карандаш за машиной. Вышел из-за машины.

Буратино: Спасибо, царь – батюшка. Я понял, что без маленьких слов даже машина не поедет.

Царь: Ну и вы, «Веселые человечки», помогите мне. Возьмите моих дочерей в страну «Грамматику».

Ведущий: Отправил царь-батюшка своих дочерей в страну «Грамматику», а сам пошел в обратный путь. И видит он, на поляне дом стоит. Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем. В этот дом вас приглашаем. (Звучит мелодия «Бабки-Ёжки». За столом сидят Бабки-Ёжки и спорят, Появляется царь).

Царь: О чем спорите, бабусеньки-ягусеньки?

Бабки-Ёжки: Вот милок, летели мимо города «Говорунов», да и налепили нам на метелки какие-то каляки-маляки. Все волшебство свое перепробовали, а разгадать не можем.

Бабка-Ёжка: Ах, как вкусно пахнет человеческим духом. Да ну их, эти каляки-маляки. Давай лучше съедим этого царя.

Ведущий: Нажал царь на кнопку, Прибежал верный пес Моторик. Схватил он каляки-маляки и унес их. Не успели Бабки-Ёжки и рта открыть, как наши дети их разгадали. (Пес Моторик приносит «зашифрованные скороговорки и раздает их в зале. Дети рассказывают скороговорки 5-6 штук).

Ведущий: Торопился Моторик, да и потеряля одну каляку-маляку. Бежала мимо Настя-краса да и нашла каляку-маляку.

Настя (читает загадку для взрослых): Живая живулечка на живом стульчике. Кто это? А кто загадку разгадает тот и приз получит.

Ведущий: Заслушались Бабки-Ежки, да забыли про царя. А царь пошел дальше. (На сцене бассейн и две рыбки).

Игра с залом «Дождик»

Описание: У детей на пальцах руки маленькие бумажные шапочки капелек. Дети повторяют за рыбками фразы и выполняют соответствующее движение.

Рыбки (по очереди):

Дождик капает с утра (пальцы барабанят по поверхности стола),

Нам гулять идти нельзя.

Будем с дождиком играть,

Будем капельки считать.

Капля первая большая (большой палец руки)

На нос села мне играя.

А вторая как слеза (указательный палец скользит по щеке)

По щеке моей сползла.

Третья капелька – на лбу

Мне сказала: «Отдохну» (средний палец).

И четвертой место есть,

На плечо можно присесть (безымянный палец).

А для пятой капли я

Две ладошки припасла (обе ладошки вместе).

Пока с каплями играли,

Тучки в небе убежали.

Солнце светит нам опять,

Значить, можно погулять (снять с пальцев руки шапочки – капельки, пробежаться пальцами по поверхности стола).

Царские дочери: А мы тоже учили эту игру в стране «Грамматике». Давайте, мы тоже поиграем, только в другую игру, «Один –много».

1-я: Окно.

2-я: Окна.

1-я: Дерево.

2-я: Деревья.

1-я: Ухо.

2-я:Уши.

Появляется царь.

Царь: Здравствуйте, мои милые дочери!

Царские дочери: Здравствуй, царь наш батюшка!

Царь: Как вы складно да хорошо говорите!

Ведущий: Стал царь-батюшка их обнимать и целовать да всех на званный пир звать.

Ребенок из зала: И я там был. Мед пил. Да по усам текло, а в рот не попало.

Ведущий: Тут и сказки конец., а кто слушал - молодец.

Царь: Приходи честной народ. Угощение всех ждет.

Занятие №3

«Мир сказок и приключений»

(с опорой на материал Давыдовой Светланы Алексеевны)

Программные задачи:

- расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок); воспитывать к ним интерес;

- совершенствовать изобразительные умения и навыки:

- развивать речь, память;

- воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

Оборудование:

- листы ватмана с наклеенной серединкой цветка по количеству команд детей;

- карта сказочной страны;

- картинки с характерными домиками сказочных персонажей, самих персонажей;

- аудио-записи узнаваемых детских песен из популярных сказок (Винни Пух, Буратино, Красная Шапочка, Волк и семеро козлят и др.)

Ход занятия:

Дети делятся на команды, каждая из которых получает (выбирает) сказочное название. Каждой команде дается лист бумаги с наклеенной серединкой цветка. За правильный ответ дети получают лепестки разного цвета и наклеивают их на лист в виде ромашки к готовой серединке. К концу игры у каждой команды расцветет «волшебный» цветок.

- Взгляните на карту нашего путешествия (карта нарисована на доске). В самом начале пути стоят сказочные ворота. Они пока закрыты, и, для того чтобы они открылись, мы должны вспомнить какие-нибудь волшебные слова из любой сказки. Кто вспомнит? (Ответы детей: сим-салабим, крибле-крабле-бумс…).

- Мы попали на лесную тропинку. Нам навстречу – три поросенка. Вспомните, как их зовут? Из чего поросята строили свои домики? За поросятами гонится злой и голодный волк. Нам нужно спасти поросят. Для этого надо быстро вспомнить сказки про волка, и тогда он уйдет в другую сказку. (Ответы детей.)

- Поросята спасены! Они благодарят нас и просят спеть песенку «Нам не страшен серый волк».

- Идем дальше. У нас на пути домики. Нужно отгадать из каких они сказок, кто в них живет? (Рисунки домиков сказочных персонажей прикреплены к доске, после того как дети отгадают, рисунки снимаются, под ними обнаруживаются знаки, по которым можно идти дальше).

- У нас на пути музыкальный домик. В нем живут песни из разных сказок. Хозяйка домика, Фея, просит каждую команду вспомнить эти песенки. (Звучат записи песен из «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Незнайка», «Вини Пух», дети угадывают).

- Путь продолжается. Но что это? Тревожные крики слышатся в лесу – это загорелся Кошкин дом. Надо как можно быстрее потушить пожар. (Проводится конкурс-эстафета пожарных - дети вспоминают, какими словами в сказке созывали на пожар: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом!» С этими словами проводится эстафета, дети (по одному от каждой команды) бегут к стульям, на которых разложены принадлежности для тушения огня – ведро, макет огнетушителя, совок, берут по одному предмету и возвращаются к команде. Проводится эстафета).

- Итак, кошкин дом спасен, можно двигаться дальше. На пути домик Бабы Яги. Она преграждает дорогу и не хочет пропускать детей, пока они не выполнят ее задание. Приходится соглашаться – ведь в избушке Бабы Яги заколдованы герои сказок. А задание такое: вот картинки с героями сказок, нужно определить из какой сказки эти персонажи. (Показ картинок: лягушка, добрый молодец, кощей, царевна, поросята, волк и т. д. Ответы детей). Ура, наши герои на свободе и мы идем дальше.

- Впереди нас ждет сказочная почта. Тут мы прочитаем телеграммы, присланные сказочными персонажами, и подумаем, кто бы мог послать их. (Воспитатель зачитывает «сказочные» телеграммы, а дети отгадывают герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму). «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!» «Буду, буду умываться по утрам и вечерам». «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!» «Помогите найти Кая». «Поздравляю Иа с днем рождения!» «Спасибо, ласточка, за чудесное спасение!» (Дети отвечают, воспитатель раздает последние лепестки, дети наклеивают их на лист.)

- Посмотрите, у каждой команды получился красивый цветок с разноцветными лепестками. А мы сможем вспомнить сказку, в которой у главного героя, девочки, тоже был замечательный волшебный цветок? (Ответы детей). Молодцы! Вам понравилось путешествие со сказочными героями? На этом наше путешествие в мир сказок и приключений заканчивается, но впереди вас ждет еще много новых встреч с удивительными сказками и приключениями.

- А сейчас я хочу предложить вам нарисовать героя любой сказки. Постарайтесь нарисовать так. чтобы можно было узнать, из какой сказки ваш герой. Это может быть и добрый. и злой персонаж. Мы устроим выставку ваших рисунков в фойе детского сада. (Дети рисуют).

Занятие №4

«Большой и маленький братец»

(с опорой на материалы сайта http://vscolu.ru)

Программные задачи: 

- закреплять понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение;

- упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости;

- развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: 

- фишки красного, зелёного и синего цветов на каждого ребёнка;

-  условные домики зелёного и синего цветов;

-  предметные картинки на мягкие и твёрдые согласные звуки;

- мяч.

Ход занятия

Сказка «Жили-были звуки»

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол — нижнее нёбо, дверь — губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть) ...Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком  языка) ...И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет [м-м-м], то к потолку прижмёт [т-т-т], то заставит звуки шипеть [ш], фыркать [ф], свистеть [с], хрипеть [х]. То бьёт Змей Горыныч хвостом [р]. Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками». (По Л.П. Царёвой.)

Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

Рассказ педагога о том, что у некоторых согласных звуков есть маленький братец, который звучит мягко. Большой братец звучит твёрдо и носит синее платье, а младший братец звучит мягко и носит зелёное платье. Когда произносятся мягкие звуки, губы словно улыбаются.

Игра «Твёрдый или мягкий»

Педагог просит определить твёрдый или мягкий звук и поднять фишку соответствующего цвета.

Игра «Назови пару» (в кругу с мячом).

Детям необходимо назвать мягкую пару твёрдым согласным звукам [р], [л], [к], [м], [н], [п], [х], [т], [ф], [с], [б], [з], [в], [д], [г].

Чтение отрывка стихотворения С. Куклина:

— Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор...

А вот что на Т ты сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты, кажется, что-то напутал немножко?

— Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на С назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка... и кошка!

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела...

Игра «Назови словечко» (проводится в кругу с мячом)

Педагог просит детей назвать слово на заданный звук.

Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками)

Детям нужно выделить первый звук в слове, определить, твёрдый он или мягкий согласный, положить картинку возле условного домика соответствующего цвета.

Занятие №5

«Моя семья»

(с опорой на материалы Шоховой Светланы Ивановны)

Программные задачи: 

  • закрепить у детей пред-ставление о понятии «семья»;
  • пополнить сло-варный запас детей словами - признаками, предметами, действиями;
  • учить детей отвечать на вопросы полными предло-жениями;
  • предложить составить рассказ о своей семье с помощью вопросов воспитателя, используя семейное фото;
  • воспитывать уважение к старшим и младшим родственникам, формировать способность соблюдать традиции и обычаи своей семьи.

Содержание программы:

1) загадки.

2) дидактическая игра «Кому что принадлежит».

3) дидактическая игра «Моя родня».

4) знакомство с русскими пословицами о семье.

5) физминутка

6) стихотворение о семье

7) рассказ о своей семье по фотографии.

Материалы: Сюжетная картина «Вся семья дома», семейные фотографии детей, атрибуты к игре «Кому что принадлежит»: очки, палочка, спицы, фартук, газета, машина, кастрюля, пылесос, посуда, топор, тапочки, молоток, сетка с продуктами (можно использовать предметные картинки), атрибуты к игре: плоскостной домик с выдвижными окошками, в которые выглядывают члены семьи.

Загадки о членах семьи

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

 

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Дидактическая игра «Кому что принадлежит?»

        Воспитатель раздает детям материалы для игры (очки, палочка, спицы, фартук, газета, машина, кастрюля, пылесос, посуда, топор, тапочки, молоток, сетка с продуктами) и просит назвать, кому они принадлежат (каким членам семьи).

- Дети, вы любите своих родных?

- Конечно, ведь благодаря маме и папе вы появились на свет. Они дали вам жизнь. А бабушки и дедушки до сих пор помогают вам учить уроки, вы ездите к ним на каникулы и просто в гости.

Дидактическая игра «Моя родня»

        Воспитатель предлагает детям изобразить своих членов семьи: выражение лица, как говорят, какие слова употребляют в речи.

Русские пословицы о семье

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Физминутка

"Самолёт"

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

 

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки .)

И на место все садись! (Сели на места.)

Стихотворение о семье

Яков Аким. Моя родня

Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щётка

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня.

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Рассказ о семье по семейной фотографии

        Воспитатель предлагает детям по желанию рассказать о своей семье по семейной фотографии (просит принести заранее). Упражнение способствует диагностике внутрисемейных отношений со стороны воспитателя, а также осознанию внутрисемейных отношений со стороны дошкольников.

Занятие №6

Логопедическая, интеллектуальная викторина

(с опорой на материал Халиуллиной Алины Камиловны)

Герои: ведущая и клоун Ириска

Оформление: в музыкальном зале стулья расставлены парами в виде паровоза, на стене оформлена схема пути следования поезда.

Оборудование: музыкальное сопровождение, костюм клоуна, знаки станций, карточки 3х цветов (кранный, желтый, зеленый), волшебные предметы из сказок, карточки с вопросами, бумага и карандаши, грамоты и подарки для участников игры.

Цели и задачи: 

- закрепить и расширить знания детей о сказках, о пословицах;

- развивать внимание, память, мышление, быстроту, слуховое восприятие, общую и  мелкую моторику, развивать умение словообразования, звуковой анализ слова, развивать умения отгадывать загадки, развивать артистические способности детей;

- воспитывать интерес к литературе;

- вспомнить и обобщить знания детей о прочитанных сказках; развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать речевую активность; создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка; выявление творческого и нравственного потенциала;

- активизировать и проверить имеющиеся знания у детей о Правилах дорожного движения.

Ход игры.

Клоун Ириска (помогает ведущему проводить подвижные игры, помогает с выносным  и наглядным материалом и т.д.)

- Здравствуйте, здравствуйте! Приглашаем вас в увлекательное путешествие в нашем поезде «Узнаем все». Располагайтесь по удобнее, мы отправляемся в путешествие!

Ведущая (объясняет задания, задает вопросы и задания).

- Дорогие пассажиры! Наш поезд следует из города Почемучек в город Всезнаек.  Вы не забыли, что наш  поезд называется «Узнаем все»? По пути следования мы будем говорить обо всем на свете и узнаем много нового. В каждом вагоне у нас сидит одна группа, и каждый вагон будет бороться за звание «самого активного вагона».  Наш клоун Ириска забыл сказать, что в нашем поезде едут наши члены жюри, смотрящие наших вагонов. Мы знаем их как справедливых и честных людей. Это (перечисление членов жюри). За каждый правильный ответ жюри присваивает вагону одно очко, а в конце нашей поездки очки суммируются,  и мы узнаем самый активный вагон поезда.

        Пока я вам все это рассказывала, впереди уже показалась 1ая станция.

        С поезда выскакивает клоун и объявляет название 1ой станции.

- 1ая станция «Светофор»

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор.

Перед вами все цвета

Вам представить их пора.

 Вопросы по правилам дорожного движения.

- Что обозначают света светофора? (красный – стой, желтый – приготовься, зеленый – иди).

- Где ездят машины? (по трассе, по дороге).

- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы? (тротуар).

- Где можно переходить улицу пешеходам? (по пешеходному переходу – зебра).

- Как нужно переходить улицу? (сначала посмотреть влево, а потом вправо и переходить).

- Как называются люди, которые едут в автобусе или в трамвае? (пассажиры).

- Если вы идете по обочине, то по какой стороне дороги нужно идти? (на встречу транспорту).

Ведущая: Молодцы, давайте поедим дальше, припевая звук «У»..

- 2ая станция «Сказка»  

Сказка по лесу идет – сказка за руку ведет,

Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть с нами рядышком живет.

 Из какой сказки эти слова? (задание для детей).

- Кто хлебал из моей чашки? (Три медведя).

- Мерзни-мерзни волчий хвост. (Лисичка-сестричка и серый волк).

- Сяду на пенек, съем пирожок. (Маша и медведь).

- Что-то старая стала. Сядь-ка мне на мордочку и … (Колобок).

- Тянут - потянут вытянуть не могут (Репка)

- А яйцо то не простое,  а золотое. (Курочка ряба)

Из какой сказки эта вещь? (Куриное яйцо, блюдечко с яблоком, сапоги скороходы, золотая расческа, волшебная палочка, репка, скатерть-самобранка и др.)

Кто больше всех назовет сказки, в названии которых присутствуют  числа.

Клоун Ириска: Ребята, вы все такие молодцы! Вы знайте очень много сказок. А сейчас я предлагаю поехать дальше, только припевать мы будем звук «А»

 

- 3ья станция «Математика» -

Задание для воспитателей.

1) Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (3)

2) Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько всего было людей? (3 – муж, жена и брат жены).

3) Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего трое. Как же так? (3)

4) Летела стая гусей. Два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (3)

 Задание для детей.

1) На полу стоят 6 валенок. Сколько ребят пришло в детский сад в валенках? (3)

2) На батарее лежат 8 варежек. Сколько ребят ходили на прогулку? (4)

3) Сколько ножек у 2х столов? (8)

4) Сколько рогов у 3х коров? (6)

Игра «Змея». Дети становятся на канат (змею), когда играет музыка, они ходят вокруг каната. А когда музыка заканчивается, нужно успеть встать на этот канат. Кому не хватило места, тот выбывает из игры. С каждым разом канат укорачивается. 

Дальше припеваем звук «О»

- 4ая станция «Медицина» -

1.  Задание «Закончи пословицу».

- Мойте руки перед едой - … (будете здоровы).

- Кто аккуратен, тот… (людям приятен).

- Чистота – лучшая… (красота).

- Чистая вода… (для хворобы беда).

- Чаще мойся, воды… (не бойся).

- Будь аккуратен, забудь про лень,… (чисти зубы каждый день).

- 5ая станция «Слово» -

Игра со всеми «Доскажи словечко»

  1. Ну и платье: сплошь иголки, его носят только ... (елки).
  2. Не колючий, светло-синий, по утрам повсюду ... (иней).
  3. Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
  4. Ты посоли ее немножко. Ведь это вкусная ... (картошка).
  5. Заставил плакать всех вокруг, он не драчун, а просто ... (лук).
  6. Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов, про дворцы хрустальные и про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны ... (подушка).
  7. Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (цапля).
  8. У меня пропал носок, утащил его ... (щенок).
  9. Серый волк в густом лесу встретил рыжую ... (лису).
  10. Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, быстро делаю ... (зарядку).

- 6ая станция «Умелые ручки» -

Задание – нужно с одного конца на другой конец добежать с прищепкой на руках и прикрепить лучики(прищепки) к основе (к солнцу) выигрывает та команда  которая быстрее справится с заданием.

- 7ая станция «Музыкальная» -

1. Игра «Угадай  звук окружающей природы»

Заранее подготовленные записи ( шум моря, крик дельфинов, шум деревьев, шум грозы, шум дождя, пение птиц, стук дятла)

- 8ая станция «Экология» -  

 Игра для детей «Кто кем был?»

Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), бабочка (гусеницей), овца (ягненком), человек (ребенком), женщина (девочкой), мужчина (мальчиком), лягушка (головастиком), слон (слоненком), свинья (поросенком), индюк (индюшонком), рыба (икринкой), утка (утенком).

Показываются картинки, дети должны отгадать кто кем был.

- 9ая станция «Сильный, ловкий, смелый» -

Игра со всеми «Музыкальный стул».

Стулья расставлены по кругу. Количество стульев меньше на один, чем количество игроков. Под музыку дети танцуют возле стульев, по окончании музыки должны присесть на стулья, кто не успел присесть тот и выходит из игры.

После игры дети занимают свои места в поезде и продолжают  путь припевая  «УА»

- 10ая станция «Мир вокруг нас» -

 Игра «Что лишнее?»

- сумка, портфель, чемодан, велосипед;

- сарафан, платье, ботинки, пальто;

- кровать, диван, кресло, дверь;

- кисточка, фломастер, карандаш, ручка;

- окно, крыша, стена, дом;

- брат, сестра, друг, племянник;

- книга, сковорода, кастрюля, ложка;

- пять, семь, квадрат, девять;

- Ваня, Оля, Коля, Андрей;

- яблоко, конфета, каша, жвачка;

- трамвай, троллейбус, машина, лошадь;

- плюс, минус, равно, кубик.

Клоун Весельчак

- Ура! Вот мы и приехали в город …. А с какими результатами мы приехали сообщит нам жюри

Награждение детей.

- Дискотека-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Рече-кубики"

Методическое пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Речь с движением наше любимое увлеченье

В методической разработки указаны игры с движением,что очень нравиться моим малышам!...

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности....

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!» Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и п...

Методическая разработка "Речь с движением"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 комбинированного видаПетроградского района Санкт-ПетербургаИнтегрированное занятие по физическому и речевому развитию д...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....