Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Всё это прекрасно сочетает в себе логоритмика – коррекционная методика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи, движения и музыки. Слегка перерабатываем, видоизменяем и адаптируем логоритмику к условиям применения её в конкретной микросреде своего детского сада, своей группы. И в итоге, в системе работы по воспитанию и образованию детей появляется и прочно обосновывается речедвигательная деятельность – комплексная методика, основанная на взаимодействии речи и движения, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребёнка.
Почему – речь с движением?
Почему речь с движением? Именно с движением! В наш век компьютерных, интернет-технологий наблюдается катастрофический дефицит движения, активности. Всё больше времени дети дошкольного возраста проводят за компьютером и у экранов телевизора. А это, как известно, плачевно сказывается на здоровье и развитии растущего организма в целом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется больше времени уделять двигательной активности детей для профилактики гиподинамии. Так вот речедвигательная деятельность преследует ещё и эти задачи.
Речедвигательная деятельность воздействует на моторику и речь.
Основная её цель – улучшение качества речи путём развития двигательной сферы. В соответствии с целью определяются образовательные и воспитательные задачи.
В образовательные задачи входит:
- формирование двигательных навыков и умений,
- знакомство с разнообразием движений,
- с пространственной организацией тела,
- с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся:
- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,
- воспитание способности ритмично двигаться, произносить текст под музыку и без нее,
- критически относиться к своим движениям и речи .
Рекомендации по организации речедвигательной деятельности.
Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе проводится одно занятие по активизации речедвигательной деятельности 1 раз в неделю длительностью 15, 20 и 30 минут (соответственно возрастной группе). В планировании занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, новогодний праздник, зимующие птицы и т.п.) Основы для занятий самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Проводимые занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура занятия:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятия могут включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
В процессе практической деятельности были опытным путм выявлены и сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для проведения занятий по развитию речедвигательной активности:
· создание благоприятной психологической атмосферы для проведения занятий;
· постоянное привлечение внимания детей;
· побуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.
Важное место в этом процессе отводится роли педагога. Инструктор должен:
· хорошо двигаться под музыку и без неё, выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;
· обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса, передавать свои чувства голосом и мимикой, уметь пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей;
· уметь владеть собой, вызывать доверие детей и обладать актерскими способностями, способствовать формированию потребности в общении с взрослыми и сверстниками и мотивации на преодоление возникающих трудностей.
При проведении занятий важным является правильно организовывать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_v_dvizhenii.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Всё это прекрасно сочетает в себе логоритмика – коррекционная методика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи, движения и музыки. Слегка перерабатываем, видоизменяем и адаптируем логоритмику к условиям применения её в конкретной микросреде своего детского сада, своей группы. И в итоге, в системе работы по воспитанию и образованию детей появляется и прочно обосновывается речедвигательная деятельность – комплексная методика, основанная на взаимодействии речи и движения, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребёнка.
Почему – речь с движением?
Почему речь с движением? Именно с движением! В наш век компьютерных, интернет-технологий наблюдается катастрофический дефицит движения, активности. Всё больше времени дети дошкольного возраста проводят за компьютером и у экранов телевизора. А это, как известно, плачевно сказывается на здоровье и развитии растущего организма в целом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется больше времени уделять двигательной активности детей для профилактики гиподинамии. Так вот речедвигательная деятельность преследует ещё и эти задачи.
Речедвигательная деятельность воздействует на моторику и речь.
Основная её цель – улучшение качества речи путём развития двигательной сферы. В соответствии с целью определяются образовательные и воспитательные задачи.
В образовательные задачи входит:
- формирование двигательных навыков и умений,
- знакомство с разнообразием движений,
- с пространственной организацией тела,
- с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся:
- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,
- воспитание способности ритмично двигаться, произносить текст под музыку и без нее,
- критически относиться к своим движениям и речи .
Рекомендации по организации речедвигательной деятельности.
Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе проводится одно занятие по активизации речедвигательной деятельности 1 раз в неделю длительностью 15, 20 и 30 минут (соответственно возрастной группе). В планировании занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, новогодний праздник, зимующие птицы и т.п.) Основы для занятий самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Проводимые занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура занятия:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятия могут включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
В процессе практической деятельности были опытным путм выявлены и сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для проведения занятий по развитию речедвигательной активности:
· создание благоприятной психологической атмосферы для проведения занятий;
· постоянное привлечение внимания детей;
· побуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.
Важное место в этом процессе отводится роли педагога. Инструктор должен:
· хорошо двигаться под музыку и без неё, выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;
· обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса, передавать свои чувства голосом и мимикой, уметь пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей;
· уметь владеть собой, вызывать доверие детей и обладать актерскими способностями, способствовать формированию потребности в общении с взрослыми и сверстниками и мотивации на преодоление возникающих трудностей.
При проведении занятий важным является правильно организовывать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Что имеем в результате?
Результатом проводимой работы является следующее:
- у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный; улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха, заметна положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;
- у детей улучшается качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает колоссальное влияние на качество восприятия любого вида информации в целом;
- творческие способности детей проявляются намного активнее;
- заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика, в связи с этим координация речи с движением при выполнении различных упражнений становится намного качественнее.
Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Речь с движением наше любимое увлеченье
В методической разработки указаны игры с движением,что очень нравиться моим малышам!...
Методическая разработка по логоритмике «Речь с движением – наше любимое увлечение».
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической корре...
Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности....
Методическая разработка проекта На тему : «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»
ПРОЕКТ «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»Вид проекта: исследовательско-творческий;по составу участников - детско-взрослый;Проблема: необходимость устройства в группе уютного...
Методическая разработка проекта На тему: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»
Вид проекта: исследовательско-творческий;по составу участников - детско-взрослый;Проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.Цели: разв...
Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны...
Методическая разработка" Речь с движением-наше любимое увлечение"
Всем приятного прочтения !...