Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)

Фадеева Яна Александровна

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

 

Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали  в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Всё это прекрасно сочетает в себе логоритмика – коррекционная методика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи, движения и музыки. Слегка перерабатываем, видоизменяем и адаптируем логоритмику к условиям применения её в конкретной микросреде своего детского сада, своей группы. И в итоге, в  системе работы по воспитанию и образованию детей появляется и прочно обосновывается речедвигательная деятельность – комплексная методика, основанная на взаимодействии речи и движения, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребёнка.

 

Почему – речь с движением?

Почему речь с движением? Именно с движением! В наш век компьютерных, интернет-технологий наблюдается катастрофический дефицит движения, активности. Всё больше времени дети  дошкольного возраста проводят за компьютером и у экранов телевизора. А это, как известно, плачевно сказывается на здоровье и развитии растущего организма в целом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется больше времени уделять двигательной активности детей для профилактики гиподинамии. Так вот речедвигательная деятельность преследует ещё и эти задачи.

               Речедвигательная деятельность воздействует на моторику и речь.

               Основная её цель – улучшение качества речи путём развития  двигательной сферы. В соответствии с целью определяются образовательные и воспитательные задачи.

               В образовательные задачи входит:

  • формирование двигательных навыков и умений,
  • знакомство с разнообразием движений,
  • с пространственной организацией тела,
  • с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

               К воспитательным задачам относятся:

  • воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,
  • воспитание способности ритмично двигаться, произносить текст под музыку и без нее,
  • критически относиться к своим движениям и речи .

 

Рекомендации по организации речедвигательной деятельности.

Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе проводится  одно занятие по активизации речедвигательной деятельности 1 раз в неделю длительностью 15, 20 и 30 минут (соответственно возрастной группе). В планировании занятий  используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, новогодний праздник, зимующие птицы и т.п.) Основы для занятий  самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

               Проводимые  занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

               В каждое занятие  включаются пальчиковые игры или массаж пальцев.

               В результате практической работы сложилась следующая структура  занятия:

 

• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

• танец (хоровод);

• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

• песня, сопровождаемая жестами;

• мимические упражнения;

• массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;

• пальчиковая игра;

• подвижная или коммуникативная игра.

 

В зависимости от сюжета  занятия могут включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся  по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

               В процессе практической деятельности  были опытным путм выявлены и сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для проведения занятий по развитию речедвигательной активности:

·        создание благоприятной психологической атмосферы для проведения занятий;

·        постоянное привлечение внимания детей;

·        побуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.

 

               Важное место в этом процессе  отводится роли педагога.  Инструктор должен:

·        хорошо двигаться под музыку и без неё, выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;

·        обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса, передавать свои чувства голосом и мимикой, уметь пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей;

·        уметь владеть собой, вызывать доверие детей и обладать актерскими способностями, способствовать формированию потребности в общении с взрослыми и сверстниками и мотивации на преодоление возникающих трудностей.

 

               При проведении занятий  важным является  правильно организовывать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_v_dvizhenii.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

 

Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали  в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Всё это прекрасно сочетает в себе логоритмика – коррекционная методика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи, движения и музыки. Слегка перерабатываем, видоизменяем и адаптируем логоритмику к условиям применения её в конкретной микросреде своего детского сада, своей группы. И в итоге, в  системе работы по воспитанию и образованию детей появляется и прочно обосновывается речедвигательная деятельность – комплексная методика, основанная на взаимодействии речи и движения, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребёнка.

 

Почему – речь с движением?

Почему речь с движением? Именно с движением! В наш век компьютерных, интернет-технологий наблюдается катастрофический дефицит движения, активности. Всё больше времени дети  дошкольного возраста проводят за компьютером и у экранов телевизора. А это, как известно, плачевно сказывается на здоровье и развитии растущего организма в целом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется больше времени уделять двигательной активности детей для профилактики гиподинамии. Так вот речедвигательная деятельность преследует ещё и эти задачи.

               Речедвигательная деятельность воздействует на моторику и речь.

               Основная её цель – улучшение качества речи путём развития  двигательной сферы. В соответствии с целью определяются образовательные и воспитательные задачи.

               В образовательные задачи входит:

  • формирование двигательных навыков и умений,
  • знакомство с разнообразием движений,
  • с пространственной организацией тела,
  • с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

               К воспитательным задачам относятся:

  • воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,
  • воспитание способности ритмично двигаться, произносить текст под музыку и без нее,
  • критически относиться к своим движениям и речи .

 

Рекомендации по организации речедвигательной деятельности.

Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе проводится  одно занятие по активизации речедвигательной деятельности 1 раз в неделю длительностью 15, 20 и 30 минут (соответственно возрастной группе). В планировании занятий  используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, новогодний праздник, зимующие птицы и т.п.) Основы для занятий  самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

               Проводимые  занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

               В каждое занятие  включаются пальчиковые игры или массаж пальцев.

               В результате практической работы сложилась следующая структура  занятия:

 

• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

• танец (хоровод);

• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

• песня, сопровождаемая жестами;

• мимические упражнения;

• массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;

• пальчиковая игра;

• подвижная или коммуникативная игра.

 

В зависимости от сюжета  занятия могут включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся  по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

               В процессе практической деятельности  были опытным путм выявлены и сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для проведения занятий по развитию речедвигательной активности:

·        создание благоприятной психологической атмосферы для проведения занятий;

·        постоянное привлечение внимания детей;

·        побуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.

 

               Важное место в этом процессе  отводится роли педагога.  Инструктор должен:

·        хорошо двигаться под музыку и без неё, выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;

·        обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса, передавать свои чувства голосом и мимикой, уметь пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей;

·        уметь владеть собой, вызывать доверие детей и обладать актерскими способностями, способствовать формированию потребности в общении с взрослыми и сверстниками и мотивации на преодоление возникающих трудностей.

 

               При проведении занятий  важным является  правильно организовывать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.

 

Что имеем в результате?

Результатом проводимой работы является следующее:

  • у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный; улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха, заметна положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;
  • у детей улучшается качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает колоссальное влияние на качество восприятия любого вида информации в целом;
  • творческие способности детей проявляются намного активнее;
  • заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика, в связи с этим координация речи с движением при выполнении различных упражнений становится намного качественнее.

 

               Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников  необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Речь с движением наше любимое увлеченье

В методической разработки указаны игры с движением,что очень нравиться моим малышам!...

Методическая разработка по логоритмике «Речь с движением – наше любимое увлечение».

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической корре...

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности....

Методическая разработка проекта На тему : «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»

ПРОЕКТ «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»Вид проекта:     исследовательско-творческий;по составу участни­ков - детско-взрослый;Проблема: необходимость устройства в группе уютного...

Методическая разработка проекта На тему: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ»

Вид проекта:     исследовательско-творческий;по составу участни­ков - детско-взрослый;Проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.Цели: разв...

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны...