Виды работы педагога по формированию связной речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»
Консультация для воспитателей:
Тема: «Виды работы педагога по формированию связной речи у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед:
Воскресенская М.О.
г.о. Подольск
Октябрь 2018г.
Цель: познакомить воспитателей с основными видами работ по формированию связной речи у детей.
Время проведения: Октябрь 2018г.
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Остановим свое внимание на методике развития связной речи.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем речи.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
- Собственно речевые умения.
- Умения речевого этикета.
- Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
- Умение общаться в совместной деятельности, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
- Невербальные (неречевые) умения.
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Для привлечения ребенка к диалогу можно использовать следующие приемы:
демонстрацию игрушек, картинок; обращение к опыту ребенка; элементарные вопросы, вызываемые обстоятельствами; сюжетно-ролевые игры; индивидуальные и коллективные разговоры, беседы; образцы ответов и вопросов; словесные поручения и совместные трудовые действия.
Задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
1. Описание – это характеристика предмета в статике.
2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
3. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.). При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается во время планомерного обучения детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Рассказывание по серии картинок и по картине
Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко использовались серии картинок и сюжетные картины. Для обучения дошкольников рассказыванию по сериям картинок и по картине применяются разнообразные приемы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ, указание и т.п.
Структура обучающего занятия по составлению рассказа по картине:
- Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона (прослушивание отрывка музыкального или литературного произведения, отгадывание загадки, дидактическая игра и т.п.).
- Рассматривание картины под руководством педагога. Беседа по картине.
- Сообщение плана рассказа по картине педагогом (совместное составление плана с педагогом, самостоятельное составление плана детьми).
- Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
- Рассказ по картине несколькими детьми по частям.
- Обобщающий рассказ по картине одним ребенком или педагогом.
- Оценка работы детей. Подведение итога занятия.
Структура занятия по пересказу текста:
- Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
- Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.
- Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
- Сообщение детям плана пересказа или совместное составление плана детьми.
- Пауза для подготовки детей к ответам.
- Пересказ текста несколькими детьми.
- Обобщающий пересказ педагогом или одним из детей.
- Оценка работы детей.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своим примером, а значит его собственная речь должна быть, прежде всего, выразительной, грамотной, богатой и соответствующей возрасту детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения между детьми и взрослыми....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать: ...
О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...
Работа педагога по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Коммуникация - это основная функция связной речи. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики и...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...