Технологическая карта Антонимы
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Цель – учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию, используя слова – антонимы.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать представления детей о языковых явлениях (слова, противоположные по значению - антонимы);
- расширить представления детей об окружающем мире;
- учить устанавливать последовательность различных событий.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки общения, способность воспринимать;
- развивать любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстниками.
Материалы и оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».
Ход деятельности:
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организацион-ный этап, 3 мин. | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Сообщение о предстоящей деятельности. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Организация образовательного пространства. В.: Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова - «наоборот». Игра «Слова-противоположности»: Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово. Воспитанник возвращает мяч, говоря в ответ слово с противоположным значением: горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий. | Приветствие, участие в игре. Дети называют противоположные по смыслу слова.
|
Актуализация, 3 мин. | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Чтение рассказа «Лекарство» | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. В.: Я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот. Рассказ «Лекарство». У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал: «- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку». - Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? - Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? | Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Ответы детей: горькое лекарство – сладкая конфета. Горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой, бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик сидит на твёрдом табурете. |
Расширение имеющихся представлений, 8 мин. | Продолжать формирование представления детей об антонимах (закрепление, расширение, обобщение, систематизация). Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. | Пальчиковая гимнастика. Игра «А что у тебя?» |
- Пальчиковая гимнастика: То тихо, то громко, Идут, стоят, Работают бойко, Что это? Каждый ответит. (Это часы) Воспитатель раздает парные предметы каждому ребёнку. - Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? - Мы будем играть с вами в игру «А что у тебя?». Не забудьте правильно называть каждый предмет. Образец: - Миша, у меня большой мяч, а у тебя? - А у меня, Алёна, маленький мяч. | Участвуют в игре. Попеременно загибают пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца. Вместе с воспитателем дети повторяют загадку. Дети встают друг напротив друга парами. Отвечают на вопросы друг друга, употребляя в своей речи антонимы. |
Расширение имеющихся представлений. + Динамическая пауза, 4 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение Утомляемости. | Игра «Найди пару». Физкультминутка. | -Поиграем? Найдите пару. На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов. Ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом. Физкультминутка: Мы летаем высоко, Мы летаем близко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко. | Соединяют карандашом пары противоположных изображений. Выполняют упражнения. |
Практическая работа, 5 мин. | Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания, развивать любознательность. | Сказка «Два брата» (инсценируется детьми). | А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата». - Жили – были два брата, Тимофей и Олег. - Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой). -Олег любит работать, а Тимофей не любит работать? (Олег -трудолюбивый, а Тимофей – ленивый). - Олег ничего не боится, какой он? (смелый). - А, Тимофей? (трусливый). - Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую). - Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес). - Пришли дети в лес и стали собирать грибы. Олег собрал первый и говорит: - Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой! Тимофей спрашивает у Олега: - Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать). -Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь. - Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов. Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки. | Смотрят инсценировку, отвечают на вопросы. Пересказывают сказку. |
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. | Метод трёх вопросов. | Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали? | Высказываются по поводу полученной информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты тематических, фронтальных и других проверок
Данные технологические краты помогут старшему воспитателю, методисту, заведующему, педагогическому активу и т.п. организовать фронтальную или тематическую проверку образовательного процесса группы, ко...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...