Технологическая карта Антонимы
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Технологическая карта  Антонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта Антонимы29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию, используя слова – антонимы.

Задачи:

Образовательные:

-    продолжать формировать представления детей о языковых явлениях (слова, противоположные по значению - антонимы);

  • расширить представления  детей об окружающем мире;
  • учить устанавливать последовательность различных событий.

Развивающие:

-    развивать познавательную активность;

  • развивать навыки общения, способность воспринимать;
  • развивать любознательность.

Воспитательные:

-   воспитывать доброжелательное  отношение  к сверстниками.

Материалы и оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».

Ход деятельности:

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организацион-ный этап,

 3 мин.

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Сообщение о предстоящей деятельности.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Организация образовательного пространства.

В.: Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова - «наоборот».

Игра «Слова-противоположности»:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово. Воспитанник возвращает мяч, говоря в ответ слово с противоположным значением:

горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

Приветствие, участие в игре.  Дети называют противоположные по смыслу слова.

 

Актуализация,

3 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Чтение рассказа «Лекарство»

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

В.: Я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал:

«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

- Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? 

- Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней?

Слушают рассказ. Отвечают на вопросы.

Ответы детей: горькое лекарство – сладкая конфета.

Горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой, бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик сидит на твёрдом табурете.

Расширение

имеющихся

представлений, 8 мин.

Продолжать формирование представления детей об антонимах (закрепление, расширение, обобщение, систематизация). Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «А что у тебя?»

 

- Пальчиковая гимнастика:
И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко,

Что это?

Каждый ответит.

(Это часы)

 Воспитатель раздает парные предметы каждому ребёнку.

- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? 

 - Мы будем играть с вами в игру «А что у тебя?». Не забудьте правильно называть каждый предмет.

Образец: - Миша, у меня большой мяч, а у тебя? - А у меня, Алёна, маленький мяч.

Участвуют в игре. Попеременно загибают пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.

Вместе с воспитателем дети повторяют загадку.

Дети встают друг напротив друга парами. Отвечают на вопросы друг друга, употребляя в своей речи антонимы.

Расширение

имеющихся

представлений. + Динамическая

пауза, 4 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение

Утомляемости.

Игра «Найди пару». Физкультминутка.

-Поиграем? Найдите пару.

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов. Ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем близко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Соединяют карандашом пары противоположных изображений.

Выполняют упражнения.

Практическая

работа,  

5 мин.

Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания, развивать любознательность.

Сказка «Два брата» (инсценируется детьми).

А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».

- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой).

-Олег любит работать, а Тимофей не любит работать? (Олег -трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

- Олег ничего не боится, какой он? (смелый).

- А, Тимофей? (трусливый).

- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).

- Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).

- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

- Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).

-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.

Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки.

Смотрят инсценировку, отвечают на вопросы.

Пересказывают сказку.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Метод трёх вопросов.

Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали?

Высказываются по поводу полученной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты тематических, фронтальных и других проверок

Данные технологические краты помогут старшему воспитателю, методисту, заведующему, педагогическому активу и т.п. организовать фронтальную или тематическую проверку образовательного процесса группы, ко...