Совместный с родителями проект по развитию речи " Волшебство загадки"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
В последнее время всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. в чём может помочь изучение загадок, какмалой формы русского фольклора.
Загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки. побуждает глубже вникать в в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику и силу воображения.Загадки побуждают к наблюдению, размышлению. познанию. развивают речь, способствуют развитию психических процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Волшебство загадки»
Подготовил и провёл: воспитатель средней группы № 7 МАДОУ № 29 г. Новороссийска Осипчук В.В.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (один месяц).
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Принцип построения: интегративный
Вступление:
Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Актуальность темы:
« Появление загадок относится к « древнейшему периоду периоду первых проблесков человеческого ума».
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии.
Цель: Исследование происхождения загадок и их видов.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
- Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций.
- Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
- Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, картотеки загадок, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков.
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме: « История происхождения загадки».
2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
3. Цикл мероприятий по обучению составлению загадок.
4.Итоговая организованная деятельность «Волшебница загадка».
Используемая литература:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М., Просвещение, 1976.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Картотека загадок.
- Копилка р.н. сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
Этапы реализации проекта:
1.Этап Организационный
| Определение цели, задач. Изучение методической литературы. |
2.Этап Подготови-тельный | Составление плана проекта. Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта). Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов. |
3.Этап Практический | Составление консультаций, бесед, рекомендаций. Творческие задания для родителей и детей. Совместные мероприятия с детьми (3 цикла): беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность. |
4.Этап Заключитель-ный | Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы). Подготовка к представлению продукта проектной деятельности. |
План работы по реализации проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие речи через загадки Пушкина
развитие речи через загадки Пушкина...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "Веселые загадки".
Цель занятия: создатьусловия для речевого творчества детей через составление загадок....
Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...
«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей»
Совместная работа с родителями по развитию речи детей...
"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников. Загадки"
Здесь вы найдёте как использовать тризтехнологии в сочинительстве загадок....
Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»
Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»...
Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»
Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»...