"Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой"
материал по развитию речи на тему

Сычёва Юлия Сергеевна

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

Сычёва Юлия Сергеевна

с. Покрово-Пригородное

Тамбовский район

Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой.

Тема  моего выступления тесно связана с темой моей работы  по самообразованию, которая звучит так : «Роль литературы в жизни ребенка». Литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.  Особое внимание я уделяю сказкам, потому что они в жизни ребенка занимают, пожалуй, такое же важное место, как и игра. Сказка – это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Дети очень активны по своей природе, поэтому они не любят просто слушать сказки: им нужно действовать, творить, опираясь на них. Мы привыкли традиционно преподносить и воспринимать сказочный  материал: прослушивание, беседа, пересказ. Я учу детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать новые сюжеты. То есть дети выступают не в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.

В своей работе я использую нетрадиционные методы работы со сказкой. Подробнее остановлюсь на методе моделирования. Сущность этого метода заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу, делает открытие. Метод моделирования учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для интерпретации сказок.

Слайд (актуальность)

Актуальность использования  моделирования в работе со сказкой заключается в следующем: в век глобальной компьютеризации наши дети перестали фантазировать, размышлять. Информация дается в большом объеме и готовом виде. Моделирование вовлекает ребенка в творческий процесс, помогает его речевому развитию, мышлению.

Слайд (цели)

Я поставила перед собой следующие цели:

  1. Обучение детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
  2. Развитие  речи  посредством художественной литературы.

Слайд (задачи)

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Обогащать словарный запас.
  2. Формировать звуковую культуру и грамматический строй речи.
  3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  4. Развивать  мышление и воображение.

Слайд (этапы)

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

1. Усвоение и анализ материала;

2. Перевод его на знаково-символический язык;

3. Работа с моделью.

Слайд (предметно-схематическая модель)

В начале  освоения детьми моделирования сказок я предлагаю простейшую предметно-схематическую модель. Это может быть какой-то предмет или картинка, которые  должны стать отправной точкой детской фантазии. Такая модель в основном используется при сочинение оригинальных сказок. Мы описываем предмет или существо на картинке, предполагаем, в какую ситуацию они могут попасть и т.д.

   Более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Здесь уже использую заместители. Это могут быть геометрические фигуры, контуры, силуэты. В зависимости от сюжета мы отбираем фигуры одного или разных размеров и цветов. Модель должна отображать обобщенный образ предмета. Например: три розовых круга одного размера – сказка «Три поросенка»; (слайд «Три поросёнка))  три коричневых круга разных размеров – сказка «Три медведя», (слайд «Три медведя») семь разноцветных овалов – сказка «Цветик-семицветик». (слайд «Цветик_семицветик») По таким моделям просто работать с уже известными сказками. Дети очень любят вводить в сказку новых персонажей, изменять концовку, смешивать сюжеты сказок.

 При сочинении по моделям дошкольники испытывают сложности. Детям необходимо объяснить, что прежде чем создать произведение, нужно продумать сюжет, главных героев. Здесь важно научить использовать условные обозначения персонажей и атрибутов. Ребенок может предварительно нарисовать своих персонажей. Волшебный рисунок поможет создать волшебную сказку.

Слайд (рисунки по точкам)

 Поэтому особые требования предъявляются к подбору таких рисунков. Они должны быть действительно волшебные, и я предлагаю детям множество точек. Затем вместе с детьми соединяем точки так, чтобы получились рисунки предметов , людей, забавных животных, рассказ о которых можно соединить в одной сказке. Точка - это тоже знак, заместитель. И в данном случае  мы используем точки как отправной момент составления сказок.

Слайд (Театрализация сказок)

Моделирование я активно использую в театрализации и создании музыкальных сказок.

Ребенок здесь  является активным участником проекта . Ему предоставляется возможность пофантазировать. Он придумывает героев будущей сказки, рисует их, создает декорации.

Слайд (Мы художники и сценаристы)

 Ребенок реализует свои творческие способности, являясь автором, художником, режиссером и в последствие артистом.

Слайд ( Музыкальные сказки).

 В создании музыкальных сказок активное участие принимают и родители.

Слайд (Кукольный и пальчиковый театр)

 Также мы используем возможности кукольного и пальчикового театра.

Слайд (Результат)

Результаты работы Слайд

Результатом моей работы является:

1.Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.

2. Умение детьми решать проблемные ситуации.

3. Высокий уровень творческого воображения.

Слайд (Вывод)

В ходе своей работы я пришла к такому выводу. Использование моделирования вызывает интерес у детей и помогает решить  проблему быстрой утомляемости в процессе образовательной деятельности, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческое мышление и воображение.

Закончить выступление я хотела бы стихотворением собственного сочинения. (слайд)

«Читайте детям сказки...»

Услышавши однажды сказку,

В неё влюбляемся навек –

Ведь без её добра и смысла

Прожить не может человек.

В них путь и опыт наших предков.

В них зло всегда побеждено.

Дарить любовь, уроки деткам

Одним лишь им предрешено.

Читайте детям своим сказки

В саду, и в школе, и в семье!

Ценней, волшебнее подарка

Вы не найдёте на Земле !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"

Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Конспект открытого мероприятия в нетрадиционной форме работы с родителями во 2 младшей группе: постановка кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса»

Нетрадиционные формы работы с родителями.   Конспект  постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе с участием родителей...

Презентация "Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой"

Сказка – это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Дети очень активны по своей природе, поэтому они не любят п...

Игровое моделирование , как нетрадиционная форма работы с родителями

Игровое моделирование , как нетрадиционная формаработы с родителями...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....