Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"
материал на тему
Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Нетрадиционные формы работы со сказкой.
Форма проведения: Компашки по симпатиям.
План проведения: I. Теоретическая часть
- Значение сказки для развития творческих способностей детей.
- Знакомство с новыми методами работы со сказкой.
- Использование в работе со сказкой дидактических игр по программе «ТРИЗ-РТВ»
Игра: "Маша и медведь"
"Красная шапочка"
"Корзинки для козлят"
П. Практическая часть
Задания воспитателям:
- « Из сказки задачку»
- « Сказка продолжается »
- « Изменение ситуаций в знакомых сказках»
- «Перевирание сказки»
- «Сказка, по-новому»
- «Решение противоречий в сказке»
- «Сказка по комическим рисункам»
- «Сказка с новым концом»
- «Моделирование сказки»
III. Рекомендации: Применение тризовских приемов в разных возрастных группах.
Дети очень любят слушать сказки. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Она зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. В ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминая и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными выражениями, проявляющимися в присказках, присловиях, прибаутках, крылатых выражениях и поучительных изречениях.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, гордости оттого, что он что-то создает. Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.
Сказка - это радость мышления: и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Во-первых, народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Первое впечатление долго сохраняется, помогая дошкольнику понять и оценить не только сказки, но и другие литературные произведения. Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно, примечательно, что когда для ребенка важнее всего становится содержание, сказка уже менее интересует ребенка. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимых средств познания мира, овладения реальностью.
Во-вторых, в процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком.
В-третьих, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», "Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко близко») и о времени («давно сейчас», «сначала - потом», «вчера - сегодня завтра»). Традиционно начало сказки «жил был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки - и ребенок очень скоро это обнаруживает - иной, чем тот, в котором он живет. Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.
Анализ методической литературы показывает, что вопросами изучения сказок в дошкольных учреждениях уделяется все большее внимание. Сказка это зернышко, из которого прорастает эмоциональная опенка ребенком жизненных явлений, это колыбель мысли и необходимо поставить воспитание дошкольника так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувства собственного достоинства, когда сердце касается сердца, а ум - ума.
Сказку можно сделать средством развития творческих способностей путем пробуждения воображения и фантазии детей, тогда почему сказка должна всегда заканчиваться одинаково?
Мы предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Мы хотим познакомить вас с некоторыми новыми методами работы со сказкой:
«Из сказки задачку»
Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.
Пример. Сказка «Волк и семеро козлят»
Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?
«Сказка продолжается»
Цель. Путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Ведь мы давно привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок.
Пример. Репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.
«Изменение ситуации в знакомых сказках» Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Новая ситуация. На пути девочки встречается волк...
«Перевирание сказки»
Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).
Пример. Сказка. «Красная Шапочка»
Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т.д.
Сказка. «Колобок»
Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр...
«Сказка, но по-новому»
Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т.е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.
Пример. Старая сказка. «Крошечка Хаврошечка»
Сказка по-новому. Хаврошечка злая и ленивая.
Старая сказка. «Красная Шапочка»
Сказка по-новому. Злая Красная Шапочка, а волк добрый.
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия это значит научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить. Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - чтобы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка. «Репка»
Проблемный вопрос. А если бы не прибежала мышка?
«Сказки по аналогии с известными»
Цель. Научить детей сочинять аналогии, а так же проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения.
Пример. Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка».
Сказки «Лиса и заяц» и «Заюшкина избушка».
«Сказки по комическим рисункам»
Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.). все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т.д., в результате получается смешная сказка.
«Сказки с новым концом»
Цель. Учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.
Пример. Традиционная концовка. «Три медведя»
Маша убежала от медведей. Возможные варианты. Маша помирилась с медведями.
«Моделирование сказок».
Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.
Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.
Пример.
Так мы показываем три одинаковых (но величине и цвету) кружка: - значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка». Дети предлагали использовать кружки одного размера, но разного цвета. Утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры.
Или три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка естественно, они говорят о сказке «Три медведя».
Существуют еще такие методы работы со сказкой, как: «Семейная сказка». «Сказка и сериал». «Сказка с середины» и другие. Все эти методы более подробно изложены в книге Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
Для себя мы должны отметить, что моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже l ложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника.
Так же можно использовать в работе со сказкой дидактические игры, предложенные разработчиками программы «Триз».
Игра «Маша и медведь»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга. Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Игра «Красная Шапочка».
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей к дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Игра «Корзинки лля козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...
Семинар – практикум для педагогов «Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».
семинар...
Презентация "Семинар-практикум, как одна из форм работы с педагогическим коллективом
В презентации рассматривается семинар-практикум, как форма работы с педагогами. Плюсы и минусы семинара-практикума, его особенности....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему «Инновационные формы работы с родителями"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
Семинар-практикум для воспитателей: «Современные формы работы ДОУ с семьёй»
Цель:Учить коллег транслировать родителям положительный образ семьи в воспитании ребенка....
Семинар - практикум для педагогов "Инновационные формы работы с родителями"
Семинар-практикум для педагогов...