Логопедический проект "Мы красиво говорим"
проект по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
К а л и н и н г р а д с к а я о б л а с т ь
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК» МО «Янтарный городской округ»
_________________________________________________________________________
238580,пгт.Янтарный,ул.Советская, 64,т. 565-197,т./ф. (40153) 3-71-43,
е-mail: mdou.yantarik.64@mail.ru
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ КРАСИВО ГОВОРИМ»
Автор: учитель-логопед Паскаль М.Д.
2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия.
Вид проекта: творческий, групповой, среднесрочный.
Продолжительность проекта: февраль-май
Участники проекта: дети старшей группы (возраст 5-6 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- художественно-эстетическая
- физическое развитие
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного артикуляционного уклада открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
ЦЕЛИ
- формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
- заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;
- вести просветительскую работу среди педагогов дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.
ЗАДАЧИ
1.В доступной форме познакомить детей старшей группы с органами речи, их назначением.
2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
3. Формировать умение готовить сообщение в форме познавательного рассказа с опорой на модель. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей старшей группы.
4. Учить коллективному сочинению сказки.
5. Разработать конспект итогового занятия по данной теме.
6. Развивать коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый»/
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников;
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- выпуск книжек-самоделок «Сказки о Веселом Язычке»;
- создание стенгазеты «Наши органы речи»;
- фотовыставка «Дети в мире веселых звуков».
- презентация проведенных мероприятий.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Подбор и изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
II этап. Основной.
- Работа с детьми:
Беседы:
- «Наши органы речи» (знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки).
- «Для чего люди говорят».
- «Мы красиво говорим».
Артикуляционная гимнастика:
- разучивание артикуляционных упражнений с использованием игровых приемов (логопедические сказки, игрушки);
- коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики:
«Живое зеркало».
«Игрушки».
«Профессии».
«Праздник правильной речи».
Изобразительная деятельность.
- рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;
- коллективное оформление стенгазеты «Наши органы речи»;
- лепка «Язычки»;
- оригами «Лягушки», «Шапка для маляра»
- итоговая презентация книжек-малышек «Сказки о Веселом Язычке».
Физическое развитие.
- разучивание комплекса общеразвивающих упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» (упражнения: «Часики», «Маляр», «Качели»);
- пластические этюды «Блинчик», «Гармошка», «Лошадка».
Развитие мелкой моторики и стимуляция речевых зон коры головного мозга:
- разучивание комплекса общеразвивающих упражнений «Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить» (пальчиковая гимнастика);
- разучивание комплекса упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук с использованием различных приспособлений ( массажные мячики, шестигранные карандаши, бельевые прищепки, губки, кубики и т.д.).
2. Взаимодействие с родителями.
- Консультация «Нарушения звукопроизношения у детей – определение, признаки, причины возникновения».
- Консультация «Строение артикуляционного аппарата».
- Семинар-практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
- Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей».
- Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
- Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
- Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек об органах артикуляционного аппарата «Сказки о Веселом Язычке».
3. Взаимодействие с педагогами:
- Консультация «Нарушения звукопроизношения: виды, причины».
- Консультация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».
- Консультация «Средства развития мелкой моторики рук у детей».
- Семинар-практикум «Методика выполнения артикуляционных упражнений».
- Семинар-практикум «Учимся, играя».
III этап. Заключительный.
- Организация выставки книжек-малышек, созданных детьми совместно с родителями.
- Фотовыставка «Дети в мире веселых звуков».
- Итоговое занятие «Праздник правильной речи» для детей совместно с родителями.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Формы работы | Содержание мероприятий | Ответственный |
1 | ФЕВРАЛЬ | ||
Работа с детьми | Разучивание артикуляционных упражнений с использованием игровых приемов (логопедические сказки, игрушки). НОД «Живое зеркало». Коллективное оформление стенгазеты «Наши органы речи». Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» (упражнения: «Часики», «Маляр», «Качели»). | Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед | |
Работа с родителями | Консультация «Нарушения звукопроизношения у детей – определение, признаки, причины возникновения». Консультация «Строение артикуляционного аппарата». | Учитель-логопед | |
Работа с педагогами | Консультация «Нарушения звукопроизношения: виды, причины». Консультация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». | Учитель-логопед | |
2 | МАРТ | ||
Работа с детьми | Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке. НОД «Игрушки». Лепка «Язычки». Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений «Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить» (пальчиковая гимнастика). | Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед | |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений». Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков. Приглашение родителей на индивидуальные занятия. | Учитель-логопед | |
Работа с педагогами | Семинар-практикум «Методика выполнения артикуляционных упражнений». | Учитель-логопед | |
3 | АПРЕЛЬ | ||
Работа с детьми | Разучивание артикуляционных упражнений с использованием игровых приемов (логопедические сказки, игрушки). НОД «Игрушки». Оригами «Лягушки», «Шапка для маляра» и т.д. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук с использованием различных приспособлений ( массажные мячики, шестигранные карандаши, бельевые прищепки, губки, кубики и т.д.). Пластические этюды «Блинчик», «Гармошка», «Лошадка» и др. | Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели | |
Работа с родителями | Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей». | Учитель-логопед | |
Работа с педагогами | Консультация «Средства развития мелкой моторики рук у детей». | Учитель-логопед | |
4 | МАРТ | ||
Работа с детьми | Закрепление артикуляционных упражнений с использованием игровых приемов (логопедические сказки, игрушки). Итоговое занятие «Праздник правильной речи». Итоговая презентация книжек-малышек «Сказка о Веселом Язычке». | Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели | |
Работа с родителями | Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек об органах артикуляционного аппарата «Сказка о Веселом Язычке». Итоговое занятие «Праздник правильной речи». | Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели | |
Работа с педагогами | Семинар-практикум «Учимся, играя». Презентация проведенных мероприятий. | Учитель-логопед |
РЕСУРСЫ
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое (планирование, конспекты занятий, литература),
- материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы:
-беседы
- показ
- чтение и обсуждение
- игровые упражнения
- совместная деятельность
- рассказывание
РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДАЛЕНИЯ РИСКОВ
Риски:
1.Низкий интерес со стороны детей.
2.Низкая информированность родителей, их пассивность.
Предупреждение рисков:
Для повышения интереса воспитанников и их родителей, провести разъяснительные беседы о проектной деятельности, всю работу с детьми проводить в игровой увлекательной форме, привлечь родителей к активному участию в проекте, к поддержанию инициативы своих детей.
ВЫВОДЫ
Проект позволил реализовать поставленные задачи и цели. В результате проектной деятельности у детей сформировались представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. У детей выработаны тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки правильного звукопроизношения. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса, направленного на преодоление речевых нарушений детей. Педагоги дошкольного учреждения повысили свою компетентность по коррекционно-логопедическому направлению развития речи детей.
ЛИТЕРАТУРА
- С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. Развитие психофизической базы речи у детей дошкольного возраста: Детство-пресс, 2017
- Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей дошкольного возраста: Сфера, 2016
- Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: Каро, 2008
- Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Издательство: Детство-Пресс, 2009
- Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей: Литера, 2004
- Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие: Корона-Принт, 2007
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика: Детство-пресс, 2009
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Гном и Д, 2005
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: ГНОМ и Д, 2007
- М.В. Еромыгина. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика: Детство-пресс, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики пальцев рук....
Для чего нужно правильно и красиво говорить!?
Консультация для родителей...
Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...
Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....
Логопедический проект " Мы играем, изучаем и красиво говорим"
Проект по постановке звука "Л". Для чего нужен проект? Участники проекта, их взаимодействие.Ответы на эти вопросы в статье....
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...
Проект "Я красиво говорю. Логопедические рифмушки".
Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный.Срок реализации: В течение 3 месяцев.Количество участников проекта: (взрослые и дети) дети и родители лого...