Для чего нужно правильно и красиво говорить!?
материал (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек сов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письмен ную речь, что ведёт к снижению успеваемости.
Конечно, серьезные речевые дефекты - предмет сферы деятельности врачей-логопедов. Но всё же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.
6 короговоркй - игровые задания - своего рода развлечение в
кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо несёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Все скороговорки значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков
Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова , но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой ско роговорки на иллюстрации.
2. Попросите; его оГгьж'нить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя
руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово пли
на слог).
- Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в
другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хло
пать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать
и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) — кто быстрее проговорит скороговор
ку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно ус ложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем произнести её, поменяв местами начало и конец. Например:
Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совмест ные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стреми тельное время.
Желаем успеха!
Предварительный просмотр:
Для детей от 4 до 5 лет
"Один и несколько"
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.
Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).
Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки."
Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.
"Ну-ка, зайка, поезжай-ка!"
Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.
К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: "Поезжай, зайка". Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: "Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!"
"Хвальбишки-хвастунишки"
Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.
"Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов."
Взрослый: "У меня один апельсин".
Ребёнок: "А у меня много апельсинов".
Взрослый: "У меня только одно яблоко".
Ребёнок: "А у меня много яблок".
Взрослый: "У меня одна машинка".
Ребёнок: "А у меня много машинок".
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.
"Где стоит матрёшка?"
Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе." Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д.
"Фантазёры"
Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.
Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то...(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)", "Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..."
Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.
"Загадай загадку"
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.
Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).
Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).
Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
Источник: Ресурсы Интернет // Сайт Детский сад 2483
Предварительный просмотр:
Для детей от 5 до 6 лет
"Чьи покупки?"
Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
"Кто кого обгонит?"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина… (Машина обгонит человека).
"Незнайкины ошибки"
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).
"День рождения Мишутки"
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример:
Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба … - Мишутка ждёт…
Морковь … - Мишутка ждёт…
Грибы … - Мишутка ждёт…
Зерно … - Мишутка ждёт…
Трава … - Мишутка ждёт…
Предварительный просмотр:
Для детей от 6 до 7 лет
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Два приятеля"
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Найди картинку"
Цель: развитие анализа и синтеза.
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
Уточки
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Расти, пена!
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.
День рождения
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Милиционер
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свистки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Подуй в дудочку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.
Музыкальный пузырёк
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).
Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.
Надуй игрушку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
- Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.
Бумажный флажок
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.
Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - не рассматривается в данном статье. Такая работа проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.
Игры для развития речевого дыхания
Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Девочки поют
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.
Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована.
В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.
- Теперь будем петъ общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.
Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА - и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Змейка
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Весёлая песенка
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: кукла или матрешка.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Весёлое путешествие
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Птицы разговаривают
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1. Подушка
Даша вышивает подушку. Она вышила шёлком кошку и мышку. Мышка убегает, а кошка догоняет мышку. Вот и готова подушка. Не догонит кошка мышку!
- Вопросы и задания:
- Кто вышивает подушку?
- Что вышила Даша на подушке?
- От кого убегает мышка?
- Кого догоняет кошка?
- Кто кого не догонит?
- Перескажи рассказ сам.
2. Кошка Душка
Наша кошка Душка – мышеловка. Кошка ловит мышек ловко. Нет мышей в нашем доме. Ушли мышки подальше от кошки Душки.
- Вопросы и задания:
- Кто кошка Душка?
- Как кошка ловит мышей?
- Кого нет в нашем доме?
- От кого ушли мышки?
- Перескажи рассказ сам.
3. Кошкина каша
Маша кушала пшенную кашу. Тут в кашу упала мошка. Маша отдала кашу кошке. Кошка довольная, а Маша голодная.
- Вопросы и задания:
- Что кушала Маша?
- Что упало в кашу?
- Кому отдала Маша кашу?
- Кто довольный, а кто голодный?
- Перескажи рассказ сам.
4. На болоте
На болоте большие камыши. Шумят камыши: «Ш-ш-ш». Maшут мохнатыми головками: «Ш-ш-ш». А в камышах лягушки. Лягушки квакают: «Ква-ква-ква». Шумно на болоте.
- Вопросы и задания:
- Какие на болоте камыши?
- Как шумят камыши?
- Кто в камышах?
- Почему шумно на болоте?
- Перескажи рассказ сам.
5. Шапка да шубка
У Миши новая шубка и новая шапка. Бабушка купила Мише шубку, а дедушка купил Мише шапку. Надел Миша шубку, надел шапку и пошёл гулять.
- Вопросы и задания:
- У кого новая шубка и новая шапка?
- Кто купил Мише шубку?
- Кто купил Мише шапку?
- Что надел Миша?
- Куда Миша пошёл?
- Перескажи рассказ сам.
6. Жук
Женя на лужайке поймал жука. Жук жужжит: «Ж-ж-ж». Женя побежал домой. Он покажет жука маме.
- Вопросы и задания:
- Кого поймал Женя на лужайке?
- Как жужжит жук?
- Куда побежал Женя?
- Кому Женя покажет жука?
- Перескажи рассказ сам.
7. Ёжик
Лежит в норке под ёлкой ёжик. У ёжика иголки, и у ёлки иголки. Иголки колки. Кружится около ёлки рыжая плутовка. Ждёт не дождется она, когда ёжик выбежит наружу.
- Вопросы и задания:
- Кто лежит в норке под ёлкой?
- У кого иголки?
- Какие иголки?
- Кто кружится около ёлки?
- Кого ждёт рыжая плутовка?
- Перескажи рассказ сам.
8. Ёжик и ежата
Вот бежит ёжик. У ёжика ежата. Ёжик журит ежат: «Куда же вы убежали одни? Мама-ежиха переживает».
- Вопросы и задания:
- Кто бежит?
- У кого ежата?
- Кого журит ёжик?
- Как ёжик журит ежат?
- Перескажи рассказ сам.
9. Лужи
Был дождик. Во дворе глубокие лужи. Женя и Жора рады. Они будут бегать по лужам.
- Вопросы и задания:
- Что было?
- Где глубокие лужи?
- Кто рад?
- Кто будет бегать по лужам?
- Перескажи рассказ сам.
10. Жаба
Жила на болоте жаба. Была она одинокая и жадная. Не хотела жаба никого жалеть, не желала жаба ни с кем дружбу водить. «Не нужна мне дружба, я и так проживу», – думала жаба.
- Вопросы и задания:
- Кто жил на болоте?
- Какая была жаба?
- Чего жаба не хотела?
- Как думала жаба?
- Перескажи рассказ сам.
11. Ужи
Женя на болоте видел ужа. У ужа на голове два жёлтых пятна. Женя не убежал от ужа. Ужи не ядовитые, ужи не жалят. Не надо обижать ужей.
- Вопросы и задания:
- Кого видел Женя на болоте?
- Какие пятна на голове у ужа?
- Почему Женя не убежал от ужа?
- Перескажи рассказ сам.
12. Хитрая жаба
В глубокой луже живёт жаба. Жаба большая. Жаба широко открывает рот и тяжело дышит. Жабе жарко. Летел мимо жабы жук и жужжал. Он думал, что жаба еле живая и уже не может ловить жуков. А жаба ловко прыгнула и на лету поймала жука. Вот так и добывает жаба еду, не отходя от лужи.
- Вопросы и задания:
- Где живёт жаба?
- Какая жаба?
- Кто летел мимо жабы?
- Как жаба поймала жука?
- Как жаба добывала еду?
- Перескажи рассказ сам.
13. Плюшевый медвежонок
У Паши был день рождения. Бабушка и дедушка подарили Паше плюшевого медвежонка. Шкурка у медвежонка гладкая и нежная. Паша катал медвежонка на машине.
- Вопросы и задания:
- У кого был день рождения?
- Кто подарил Паше плюшевого
медвежонка?
- Какая у медвежонка шкурка?
- Паша катал медвежонка на чём?
- Перескажи рассказ сам.
14. Дружные животные
Летом Маша приехала к бабушке и дедушке в деревню. У них много домашних животных. Кот Пушок живёт в доме. Пушок ловит мышей. В конюшне живёт лошадка Рыжуха. У Рыжухи маленький жеребёнок Рыжик. В коровнике живёт корова Милашка. У Милашки маленький телёнок Гаврюша. Животные живут дружно.
- Вопросы и задания:
- К кому приехала Маша летом?
- Где живёт кот Пушок?
- Кто живёт в конюшне?
- У кого маленький жеребёнок?
- Кто живёт в коровнике?
- Как живут животные?
- Перескажи рассказ сам.
15. Машина
У Миши новая машина. У этой машины широкие шины. Миша катает машину по комнате. Вот машина заехала под шкаф. «Там будет для машины гараж» – подумал Миша.
- Вопросы и задания:
- У кого новая машина?
- Какие у этой машины шины?
- Где Миша катает машину?
- Куда машина заехала?
- Что подумал Миша?
- Перескажи рассказ сам.
16. Старушка
Шёл Саша из школы. Впереди него шла старушка. Старушка оступилась и упала. Саша помог старушке встать и проводил её до дома. Старым и слабым надо помогать.
- Вопросы и задания:
- Откуда шёл Саша?
- Кто шёл впереди него?
- Что случилось со старушкой?
- Что сделал Саша?
- Перескажи рассказ сам.
17. Сыроежка
Выросла в лесу красивая сыроежка: ножка белая, а шляпка красная. Всякий увидит - и сразу съест. Решила сыроежка спрятать свою красивую шляпку под сухими листьями. Вот теперь сыроежку нелегко отыскать, надо ворошить сухие листья и траву.
- Вопросы и задания:
- Какая сыроежка выросла в лесу?
- Какая у сыроежки шляпка, какая ножка?
- Почему сыроежка решила спрятать свою
красивую шляпку?
- Легко ли отыскать сыроежку под
листьями?
- Перескажи рассказ сам.
18. Малышок-голышок
Был у Маши малышок-голышок. Сшила Маша ему рубашку. На рубашке – кармашек. Красивая вышла рубашка! Надела Маша на малыша-голыша рубашку. Теперь малышок не голышок, он в рубашке.
- Вопросы и задания:
- Кто был у Маши?
- Что сшила Маша малышу-голышу?
- Какая вышла рубашка?
- Что на рубашке?
- Что Маша надела на малыша-голыша?
- Почему теперь малышок не голышок?
- Перескажи рассказ сам.
19. Лошадка
Папа купил Мише большую лошадку на колесиках. У лошадки на спине седло. Сел Миша в седло и поскакал: «Но, но, лошадка!»
- Вопросы и задания:
- Какую лошадку купил папа?
- Что у лошадки на спине?
- Куда сел Миша?
- Как Миша погонял лошадку?
- Перескажи рассказ сам.
20. Новые сапожки
У Алеши новые сапожки. Красивые сапожки, красные. Надел Алеша новые сапожки и пошёл гулять.
- Вопросы и задания:
- У кого новые сапожки?
- Сапожки какие?
- Что надел Алёша и пошёл куда?
- Перескажи рассказ сам.
21. Петушок
Петушок нашёл семена подсолнуха. Стал петушок быстро-быстро клевать их. Торопился петушок скорее склевать семена, пока не нашли их куры. Торопился, торопился, да и подавился. Весь посинел, едва отдышался. С тех пор петушок, как еду найдёт, кукарекает, всех кур зовёт.
- Вопросы и задания:
- Что нашёл петушок?
- Как петушок стал клевать семена?
- Почему петушок торопился съесть семена?
- Почему петушок посинел?
- Почему петушок кукарекает, когда еду найдёт?
- Перескажи рассказ сам.
22. Золотые рыбки
У Жоры дома аквариум. В аквариуме живут золотые рыбки. Жора ухаживает за ними: меняет воду в аквариуме и каждый день даёт рыбкам корм. Никогда Жора не забывает о золотых рыбках.
- Вопросы и задания:
- Что дома у Жоры?
- Кто живет в аквариуме?
- Как Жора ухаживает за золотыми
рыбками?
- Кто никогда не забывает о золотых
рыбках?
- Перескажи рассказ сам.
23. Зоин зоопарк
У маленькой Зои был день рождения. Зоя позвала на праздник друзей. Дети подарили Зое разные подарки: обезьянку, заводную козу, божью коровку, зайку, жирафа. Разложила Зоя подарки и говорит: «Это же животные! Теперь у меня будет свой зоопарк! Животные, живите дружно!»
- Вопросы и задания:
- У кого был день рождения?
- Кого Зоя позвала на праздник?
- Что подарили Зое дети?
- Что сделала Зоя?
- Что она обнаружила?
- Что Зоя приказала животным?
- Перескажи рассказ сам.
24. Заветное желание
Было у Жени одно заветное желание. Хотел Женя быть железнодорожником, регулировать движение поездов, как папа.
В день рождения родители подарили Жене железную дорогу. Женя был рад подарку. Сбылось его заветное желание!
- Вопросы и задания:
- Какое желание было у Жени?
- Кем хотел быть Женя?
- Что хотел делать Женя?
- На кого хотел быть похожим Женя?
- Что подарили Жене родители в день
рождения?
- Как сбылось заветное желание Жени?
- Перескажи рассказ сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Скороговорка поможет правильно и красиво говорить"
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они р...
Методическая разработка "Как картинки помогают правильно и красиво говорить"
Методическая разработка раскрывает актуальность и эффективность использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. В ней содержатся основные правила, ко...
"Скороговорка поможет правильно и красиво говорить"
Консультация логопеда для родителей...
Скороговорка поможет правильно и красиво говорить
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развива...
Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они р...
Правильно дышим - красиво говорим
Фонетическая ритмика является неотъемлемой частью комплексной работы с детьми с ОВЗ и играет существенную роль как в формировании и коррекции произносительной стороны речи детей, так и в развитии у ни...
Проект "Правильно дышу-красиво говорю"
Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....