буклет на тему:"Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе"
консультация по развитию речи на тему

Бибина Марина Юрьевна

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у детей с двух месяцев до семи лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx314.34 КБ

Предварительный просмотр:

http://4.bp.blogspot.com/-RvIYpkuz91k/Ue5C8lU646I/AAAAAAAAPDg/XXUnrLVYPNs/s1600/15464769-the-boy-and-girl-listening-to-music.jpg

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:

дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);

артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости)

Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.

Учитель-логопед: Бибина М.Ю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

https://fr.hdyo.org/assets/art-talking-1-4078f41af7e0382b1df1bce527f70ae6.jpg

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/07/k_5a01a8fbbd2a4/437400_3.jpeg

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги.

В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. - лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных - п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - а, у, и согласные - п, б, м, н, т, д, к, г.

К двум годам дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает самостоятельно в речи употреблять простые по структуре слова.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается. Ребенок заменяет трудные по артикуляции звуки простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь,   звуки л и р - звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие - ть, дь. В этом возрасте четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, фь, в, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

На четвертом году жизни происходит укрепление артикуляционного аппарата. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. 

К пяти годам у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата.

Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - л, р, рь, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

К семи годам произносительная сторона речи ребенка приближается к речи взрослых. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

буклет на тему:"Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе"

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у детей с двух месяцев до семи лет...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе...