"В поисках мёда для пчелы"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Чеканова Ирина Александровна

Закрепление знаний о временах года и сезонной одежде, обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, слогового анализа; знакомство со звуками (З) и (З), активизация контроля за мышечными ощущениями; тренировка воображения, сообразительности, аналитических способностей, памяти, внимания; совершенствование мышц речевого аппарата, умения принимать и изменять артикуляционные положения; закрепление умения поочередно загибать пальцы, выполнять действия в соответствии с текстом; обучение умению работать с лабиринтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: закрепление знаний о временах года и сезонной одежде, обогащение словаря,    

развитие связной речи, грамматического строя, слогового анализа; знакомство со звуками (З) и (З), активизация контроля за мышечными ощущениями; тренировка воображения, сообразительности, аналитических способностей, памяти, внимания; совершенствование мышц речевого аппарата, умения принимать и изменять артикуляционные положения; закрепление умения поочередно загибать пальцы, выполнять действия в соответствии с текстом; обучение умению работать с лабиринтом.

Оснащение: Ежик, Лисенок, пчела; картинка с изображением пчелы, аудиозапись

«Песенка про паровоз», мольберт, ширма, магниты, декорации деревьев,     артикуляционные картинки: «Блинчик», «Эскимо», «Ковшик»; листы с иллюстрациями, карандаши, зеркала.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе,  

одеждой людей, рассматривание иллюстраций о насекомых, изучение их строения, разучивание физкультминутки «Пчелки», и пальчиковой гимнастики.

1.Лексическая работа.

В.: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. Надевайте куртки, шапки.

      Что такое? (у нас нет курток, шапок) Почему? (ответы детей). А что мы должны надеть? (ответы детей). Какую одежду? (весеннюю). Обувь?(кроссовки, туфли). А валенки для какого времени года? (ответы детей). Кроссовки? (для весны, для осени).

        Дети вместе с воспитателем имитируют, как они одеваются.

- Ну, что оделись?

- В лес мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками (дети встают в колонну за воспитателем). Посмотрите, какой у нас поезд получился? (длинный).

Поехали!

(звучит музыка про паровоз, постепенно музыка затихает, раздается странный звук ( З-З-З-З-З)

В. Как вы думаете, кто это?

Если дети назовут комара, объясняю (и демонстрирую), что комар звенит более тонко, высоко и тихо). После того, как дети назовут пчелу, выставляю на мольберт соответствующую картинку.

        В.Посмотрите, ребята, а вот и наши друзья. (ответы детей Лисенок и Ежик). Они сфотографировали пчелу и принесли фотографию нам.

        -Пчела- это зверь или насекомое?

        -Назовите части тела пчелы.(брюшко, лапки, крылья, жало, голова, глаза, хоботок, усики).

        -Чем покрыто тело пчелы, как оно окрашено?

        -Для чего нужен пчелке хоботок? (с его помощью, как через трубочку, она высасывает сок из цветка).

        -Что будет, если пчелу взять в руки? (ужалит)

        -Как передвигается пчела?

        -Какой полезный продукт производят пчелы?

Пчела, которую встретили Ежик и Лисенок, была очень встревожена и расстроена. «Караул!- зажужжала пчела. – Кто-то зззахватил и утащил наш мед. Чем же теперь будут питаться наши детки, если от меда остался только зззапах?!»  «Ты видела, кто утащил ваш мед?» - поинтересовался Ежик. «Нет, не видела, -  ответила пчела.- Но мне показалось, как в кустах мелькнуло что-то большое, мохнатое и коричневое».  «Мне уже понятно, кто стащил мед», - догадался Ежик. «Тогда побежали искать его дом!» - обрадовано воскликнул Лисенок.

        -Как вы думаете, о ком подумал Ежик?

        -Как называется дом медведя?

        В. Возьмите карточку с цифрой 1.Это  карта лесных тропинок, давайте поможем Лисенку, Ежику и пчеле отыскать ту тропинку, которая приведет к берлоге медведя. (дети проводят карандашом линии по тропинке, ведущей к берлоге)

Молодцы! Помогли нашей пчелке.

2. Звуковая работа.

В. Давайте вспомним, как жужжала пчела. Что делают губы, зубы и язык во время произнесения этих звуков? (дети смотрят в зеркало, губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык упирается в нижние зубы).

-Эти звуки слышатся в каждом слове чистоговорки:  

                        

                            ЗА-ЗА-ЗА

                         Зал, завод, забор, глаза.

                        ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

                        Розы, вазы и тазы.

                        ЗО-ЗО-ЗО

                        Золото, газон и зонт.

                                         И. Лопухина

Проговариваю каждые две строки и предлагаю детям их повторить.

-Давайте поиграем с вами в игру «Доскажи словечко», в словах мы будем четко проговаривать звуки З и З:

        -шустрая стреко…(за),

        -продовольственный мага…(зин),

        -плетеная кор…(зина),

        -большой телеви…(зор),

        -кудрявая бере…(за),

        -рогатый ко…(зел).

В. Молодцы! Четко проговаривали звуки. Возьмите карточку  с цифрой 2.

На ней картинки, какого они цвета? (ответы детей)

Мы с вами будем называть картинки со словом «зеленый» (четко выговаривая звуки З и З)

        -зеленый забор

        -зеленое зеркало

        -зеленый заяц

        -зеленая звезда

        -зеленый зонт.

3. Физкультминутка.

В. Хотите поиграть в игру  «Пчелки»?  Вставайте в круг.

        Пчелки

Пчелки гудят,                                 (Дети бегут по кругу, машут руками,

В поле летят.                                        изображая пчел, можно с озвучиванием «ЗЗЗ..».)

Покружились над цветком                          (Кружатся на месте.)

И присели за медком.                                   (Опускаются на корточки.)

Набирают сладкий сок                                 (Втягивают в себя воздух через

Наши пчелки в хоботок.                               импровизированную трубочку:

                                                                        два соединенных трубочкой кулачка.)

Взвились, загудели,                                      (Встают, начинают размахивать руками.)

Домой полетели.                                           (Бегут по кругу, машут руками.)

4. Артикуляционная разминка.

В. Вы помните, куда и зачем отправились Ежик, Лисенок и пчела?

-Мы помогли им добраться до берлоги. А вот что они там увидели в щелочку, мы с вами сами покажем.

Предварительно выставляю на мольберт в текстовой последовательности тематические картинки и уточняю с детьми каждое артикуляционное упражнение. Во время рассказа артикуляционное сопровождение дети выполняют самостоятельно.

-Сидит медведь в своей берлоге, опускает лапу в бочонок с медом и облизывает ее (дети высовывают язык и как бы облизывают кулак.)

Затем достал блины, намазал их медом и стал поедать: один блин, второй, третий, четвертый, пятый. (Карточка «Блинчик», дети делают соответствующее упражнение 5 раз.) Пока ел - измазался. Начал губы облизывать (карточка и упражнение «Вкусное мороженое»). Потом еще налил в чашку (картинка и упражнение «Ковшик», 3 раза), выпил одну чашку, вторую, третью и завалился спать (дети прикладывают ладони к щеке, изображая спящего медведя). Вот тут-то Ежик, Лисенок и пчела тихонько пробрались в берлогу и забрали у медведя бочонок с оставшимся медом.

   Так Ежик и Лисенок помогли пчеле вернуть мед.

5. Пальчиковая гимнастика.

В. С язычками поиграли, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Покажите с помощью пальчиков пчелу. (дети сжимают пальцы в кулак, выставляют вперед указательный палец и вращают им по кругу, что означает кружение пчелы над цветком, можно добавить озвучивание «ЗЗЗ…».)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.        (Дети показывают пчелку.)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,                     (На каждое название насекомого

Два жука и стрекоза.                     дети загибают пальчик.)

Как фонарики, глаза.                    (Делают пальцами «очки» и

                                                        прикладывают к глазам.)

Пожужжали, полетали,                (Машут ладошками.)

От усталости упали.                     (Опускают ладони на стол.)

                       Н.Нищева

В. Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Понравилось вам в лесу?

-Что запомнилось больше всего?(Ответы детей.) В какие игры вам понравилось играть? (Ответы детей.) О чем расскажете дома?

Садитесь в паровозик, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети под музыку «уезжают» паровозиком из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. «Домовенок Кузя и пчела» Составление описательного рассказа о пчеле.

Цели:Коррекционно - образовательная:-  обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;Коррекционно - развивающие:- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;- развив...

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста «Из жизни насекомых» Действующие лица (дети) Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные девочки, Жуки-все остальные мальчики Под весёлую музыку (И. Штраус

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста«Из жизни насекомых»Действующие лица (дети)Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные дево...

Мастер-класс. Рисование пальчиками пчел. "Пчелы в улье"

Нетрадиционные техники рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал» по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы» для воспитанников младшей группы

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому  развитию на тему: «Как медведь пчел искал»по сюжету башкирской сказки «Медведь и пч...

Развлечение для детей подготовительной группы на тему «В поисках горшочка мёда»

Итоговое мероприятие для детей подготовительной группы в игровой форме для закрепления лексики на английском языке по основыным темам (Цвет, счет 1-10, семья, животные, дом, времена года, погода)....

Осы, пчелы и шмели. Если ребенка ужалила пчела.

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в ко...

Тема: «В поисках мёда для Винни-Пуха».

Конспект квест-занятия для детей 4-5 лет.  Цель, которого расширять знания детей о насекомых через позновательно-игровую деятельность....