Конспект занятия по развитию речи по теме "Профессии в детском саду" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенство­вание навыка слогового анализа и синтеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad._professii_02.02.2018.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Детский сад. Профессии»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятии, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, рабочие тетради и тетради «Занимаемся вместе» по числу детей,  цветные карандаши.

Предварительная работа. Подготовка к игре ««Семейка слов».

Ход  занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи.  Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие. Дети занимают свои места.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях работников детского  сада, почитаем и поиграем.

Рассказывание четверостиший о работниках детского сада.  [Развитие общих речевых навыков.]

Логопед предлагает детям вспомнить четверостишия, которые они выучили с родителями.

Логопед. Вспомните стихи о работниках детского сада. Постарайтесь рассказать их выразительно, четко произносите слова, следите за произношением звуков.

1-й ребенок.                 Все болезни лечит врач,

                                    Он уколет — ты не плачь.

                               Веселей смотри вокруг:

                                Детский врач — ребятам друг.         А Степанов

2-й ребенок.                 Встанет дворник на заре,

                            Снег расчистит во дворе.

                            Дворник мусор уберет

                             И песком посыплет лед.                    В. Статное

3-й ребенок.                 Чтоб здоровыми мы были.

                                  Звуки все произносили,

                                  Кто заботится о нас?

                                  Логопеды — это раз,

                                         Массажисты, медсестра

                                  И, конечна, доктора.                           Н. Нищева

4-й ребенок.                 Кто улыбкой нас встречает,

                            На вопросы отвечает,

                            Учит нас считать, лепить

                            И поделки мастерить?

                            Наши воспитатели —

                             Нам друзья   приятели                     Н. Нищева

2. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики.        

3.  Игра «Веселое путешествие», [Совершенствование навыка  слогового  анализа  слов.]

Логопед  приглашает детей поиграть.  На доске   закреплено плоскостное изображение паровозика и двух вагонов. На первом вагоне цифра 2, а на втором 3. Перед детьми на ковре воспитатель рассыпает картинки  (повар, прачка, дворник, психолог, медсестра, массажист, логопед и т.д.).

Логопед.  Давайте отправим  в путешествие тех людей, которые работают в детском саду. Посадите во второй вагон тех, в названиях чьих профессий два слога, а в третий — тех, в названиях чьих профессий три cлога.

Дети выполняют задание. Логопед  оценивает их работу.

4. Игра «Нужные предметы». [Совершенствование грамматического  строя речи]

Логопед показывает  на доске  предметные картинки:  поварешка, сковорода, кастрюля, скакалка, мяч, обруч, шприц,  лекарство,  вата, зеркало, шпатель.

Логопед. Теперь давайте поговорим о  предметах, которыми пользуются работники детского сада. И ответим  на вопрос «Кто чем пользуется?» Каждый составляет предложение.

1-й ребенок. Логопед пользуется зеркалом, шпателем,  соской.

2-й ребенок. Повар пользуется поварешкой, кастрюлей, сковородой.

3-й ребенок. Руководитель физвоспитания пользуется обручем, скакалкой, мячом.

4-й ребенок. Медсестра пользуется шприцем, лекарством, ватой.

Логопед. Отлично. Вы справились с очень трудным заданием.

5. Упражнение «Составь и прочитай слова». [Совершенствование  навыка составления и чтения слов.]

Логопед помещает на  магнитную доску карточки со слогами и приглашает детей прочитать  слоги.

Логопед. A теперь из этих слогов составьте по одному слову и прочитайте эти слова.

Дети составляют и читают слова: соки, гуси, косы, бусы. Логопед оценивает выполнение задания.

6. Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Бегут на месте, крутят   воображаемый

руль.

Бегут, расставив руки, как  крылья.

Остановились, наклонили  воображаемый сосуд.

Круговое  движение   правой  рукой.

Вновь бегут, расставив руки.

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу  пропеллер.

 В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели.

                                                                                                                                                         Н. Маяковский.

7.  Игра «Семейка слов». [Расширение словаря по теме «Детский сад. Профессии» (образование однокоренных слов).]

Логопед. Все  педагоги  воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.

Логопед. Как называется  человек, который воспитывает детей?

1-й ребенок. Воспитатель.

Логопед. Какие  дети  в детском саду?

2-й ребенок. Воспитанные.

Логопед. Как  воспитатели  называют  детей?

3-й ребенок. Воспитанники.

Логопед.  Что получают дети в детском саду?

4-й ребенок. Воспитание.

Логопед.  Отлично. Это было очень трудное задание.

8. Пальчиковая гимнастика  «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей сделать пальчиковую гимнастику.

В  нашей  группе  все  друзья.                Ритмично  стучат  кулачками  друг  о  друга

Самый  младший – это  я.                        Разжимают  пальчики,  начиная

Это  Маша,                                         с  мизинчика.

Это  Саша,

Это  Юра,

Это  Даша.

9. Работа в тетради № 2 [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

10. Ребус «Самое нужное». [Совершенствование  навыков  звукового и слогового анализа и синтеза.]

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями прачки, дворника, воспитателя,  логопеда, врача.

Логопед. А сейчас мы с вами разгадаем ребус «Самое нужное». Узнаем, что нужно для работы всем, кто трудится в детском саду. Посмотрите на первую картинку. Кто это?

Дети. Это прачка.

Логопед. Какой звук предпоследний в этом слове?

Дети. Звук [к].

Логопед. Пойди к доске, Ваня, и напиши букву, соответствующую этому звуку под первой картинкой.

Ребенок пишет букву К.

Логопед. Кого вы видите на второй картинке?

Дети. Это дворник.

Логопед. Разделите это слово на слоги

Дети.  Дворник.

Логопед. Определите первый звук во втором слоге.

Дети. Звук [н/].

Логопед. Иди к доске, Ариша, и напиши букву, соответствующую этому звуку под второй картинкой.

Ребенок пишет букву Н

Логопед. Кто изображен на третьей картинке?

Дети. Это воспитатель.

Логопед. Разделите  это  слово  на  слоги.

Дети. Вос – пи – та – тель.

Логопед.  Определите второй звук  во втором слоге.

Дети.  Звук [и].

Логопед. Иди к доске, Лиана, и напиши букву, соответствующую этому звуку под третьей картинкой.

Ребенок пишет букву  И

Логопед. Кто изображен на четвертой картинке?

Дети. Это логопед.

Логопед.  Определите третий звук в этом слове.

Дети. Звук [г].

Логопед. Иди к доске, Кирилл, и напиши букву.

Ребенок пишет букву Г.

Логопед. Кто изображен  на  последней картинке?

Дети. Это врач.

Логопед.  Определите третий звук в этом слове.

Дети. Звук [a].

Логопед. Иди к доске,  Ваня, и напиши букву

Ребенок пишет букву А

Логопед.  Прочитайте получившееся слово.

Дети. Книга.

Логопед.  Теперь  вы знаете, что нужно всем, кто работает в детском саду. Вы справились с очень трудным заданием. Поаплодируйте себе.

Логопед убирает картинки и вытирает доску.

11. Окончание занятия [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия, предлагает детям рассказать,  что им было интересно делать на занятии, оценивает работу детей.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группеЦели:Развивать навыки разговорной речиЗадачи:1. Пополнять и активизировать словарь детей (прачка, хлопотать) .2. Формиро...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  И  ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

НОД по развитию речи «Весна, весна на улице…» в старшей логопедической группе

Тема: «Весна, весна на улице…»Цель: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей по теме «Весна»; учить называть признаки  весны....