Повествование по картине и набору игрушек
презентация по развитию речи на тему

Тебенькова Оксана Александровна

Описание работы по обучению детей дошкольного возраста рассказу - повествованию на основе наглядности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povestvovanie_po_kartine_i_naboru_igrushek.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повествование Повествование по картине и набору игрушек Авторы: Бажина Е.Ю. – воспитатель МАДОУ № 74 Тебенькова О.А. – воспитатель МАДОУ № 74 Ефремова Ю.И. - воспитатель МАДОУ № 74

Слайд 2

Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. - высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка

Слайд 3

Монолог – высказывание, не всегда рассчитанное на реакцию другого. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи, при этом важно сохранять ее живость и непосредственность.

Слайд 4

В младших и средних группах возникает форма речи - сообщения в виде монолога – описания игрушки В старшем возрасте – монолога - повествования . Задача воспитателя научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, чтобы дети глубже переживали своё отношение к окружающему и ярче отражали его в рассказах.

Слайд 5

Монолог описание повествование рассуждение контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Слайд 6

Повествование - тип речи (или такой текст), в котором говорится о событиях, происходящих действиях. Обычно это рассказ, в котором есть сюжет и действующие персонажи. В таких текстах есть описание природы и внешности людей, но преобладает в них повествование, изложение событий.

Слайд 7

Виды рассказов : на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е. на материале образов памяти), на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Слайд 8

Рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия о предметах, игрушках о картинах Описание предметных картин Описание сюжетной картины Рассказ по последовательной сюжетной серии картин Повествовательный рассказ по сюжетной картине : Описание пейзажной картины и натюрморта . Рассматривание игрушек и предметов Описание игрушек Отгадывание загадок Рассказы - инсценировки с игрушками Сюжетный рассказ по одной игрушке – связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки Сюжетный рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации Придумывание детьми загадок об игрушке

Слайд 9

В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка оказывает положительные эмоции, желание высказаться. Игрушка? Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Слайд 10

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНАМ В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 11

Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

Слайд 12

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 13

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И. Левитана «Весна . Большая вода» ребенком 6,5 лет: « Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 14

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Задачи научить рассматривать картину (игрушку), формировать умение замечать в ней самое главное постепенно перейти от занятий номенклатурного характера (от перечисления к связной речи) активизировать речь детей научить отвечать на вопросы по их описанию сформировать элементарное представление о структуре высказывания подвести детей к составлению небольшого связного рассказа-повествования соблюдать последовательность изложения в описании игрушки или картины. описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений; последовательным, с использованием образной речи активизировать и расширять словарный запас учить составлять связный текст ребенком дается полное описание признаков продолжается работа над структурой высказывания (описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры) используются все виды картин и все виды детских рассказов дети должны составлять рассказ по набору игрушек, по 1 игрушке, определять тему, развивать сюжет, соблюдать композицию.

Слайд 15

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Современные методы и приемы игра «Расскажи кукле» самостоятельный выбор объекта описания показ игрушки, идентичной персонажу картины и наоборот инсценировка (к нам в гости пришла…) разговаривают с детьми (картины, игрушки) предложить ребенку встать на место того, кто нарисован (предложить стать игрушкой) мнемотехника (наглядное моделирование) ИКТ, ЭОР мнемотехника моделирование ИКТ, ЭОР ТРИЗ постановка проблемной ситуации прием « Изосказка » (активизирует связную речь детей, формирует творческие способности) ИКТ, ЭОР Оценка рассказа Подсказ варианта Образец рассказа Составление альбомов детских рассказов Коллективные рассказы Трансформация (пересказ от 1или 3 лица)

Слайд 16

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа РППС Картины: по лексическим группам с изображением основных частей предметов с изображением действий с изображением явлений природы с изображением труда взрослых с предметами домашнего обихода с изображением цвета, размера и качества предметов наборы игрушек Картины с изображением предметов во множественном числе картины с изображением для согласования существительных и числительных Картины с постоянным и развивающимся сюжетом репродукции картин известных художников картины с постоянным и развивающимся сюжетом репродукции картин известных художников

Слайд 17

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Интеграция с другими видами деятельности наблюдение (ОО «Познавательное развитие») подвижные игры (ОО «Физическое развитие») настольный театр (ОО «Социально-коммуникативное развитие») рисование (ОО «Художественно-эстетическое развитие») чтение художественной литературы (ОО «Речевое развитие») драматизация (ОО «Социально-коммуникативное развитие») музыкальные занятия (ОО «Художественно-эстетическое развитие») экология (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие») логические занятия (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие») экспериментальная деятельность (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие») пиктограммы (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

Слайд 18

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Интеграция со специалистами Инструктор физкультуры- придумывание сказок о спортивном инвентаре ( триз ) Педагог доп. образования – «оживление» неодушевленного объекта( триз ) Инструктор физкультуры- постановка проблемного вопроса: «Для чего нужен спортивный снаряд?» Педагог доп. образования – рисование нового героя сказки ( триз ) Музыкальный руководитель – придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям ( триз ) Инструктор физкультуры- для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм – упражнениям (мнемотехника) Педагог доп. образования – рисование иллюстрации к новой сказке ( триз ) Музыкальный руководитель – при обучении детей анализу музыкальных произведений (мнемотехника) Инструктор физкультуры - Как можно использовать спортивный снаряд? С помощью какого инвентаря развить мышцы рук? ( постановка проблемного вопроса) Педагог доп. образования – Как получить определенный цвет? Как изобразить доброе лицо? ( постановка проблемного вопроса) При обучении детей анализу произведений искусства, рисунков ( мнемотехника) Музыкальный руководитель – Какую музыку мы слушаем, когда нам весело? Как человеку поднять настроение? (постановка проблемного вопроса)

Слайд 19

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Работа с родителями индивидуальные беседы с родителями чтение книг дома совместная игра (ребенок+взрослый) консультирование индивидуальные беседы с родителями чтение книг дома совместная игра ( ребенок+взрослый ) консультирование чтение книг индивидуальные беседы с родителями консультирование выполнение домашнего задания чтение книг индивидуальные беседы консультирование выполнение домашнего задания

Слайд 20

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Работа с социумом Приглашение в группу сотрудников детского сада (повар, мед. работник, сторож, и др ). Посещение совместно с родителями- ДКБ, ЦДЮТ, музей. библиотека музей спектакли концерты библиотека музей спектакли концерты библиотека музей спектакли концерты выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

ЗАДАЧИ.Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушке, описывать ее внешний вид, действия. Составлять небольшой сюжетный рассказ с использованием данных игрушек без образца воспитателя, а тол...

" Рассказывание по набору игрушек".

Раскрыты задачи по связанной речи, грамматике, звуковой культуре речи.Рекомендации родителям на закрепление звука " ж " ( игры и упражнения)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (КОММУНИКАЦИЯ) НА ТЕМУ "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК""

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (КОММУНИКАЦИЯ) НА ТЕМУ "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК""...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Речевое развитие в средней группе на тему " Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек" .

создавать условия для формирования у детей умения составлять описательный рассказ по игрушке....