Дидактическое пособие "Фартук загадок"
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Шауберт Наталья Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23

СТАНИЦЫ СТАРОЛЕУШКОВСКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое пособие

 «Фартук загадок»

 

 

Подготовила:  воспитатель разновозрастной

группы детей раннего возраста (1-3 лет) 

Шауберт  Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

2018

 

 

image

 

image

 

 

Пояснительная записка

 

   Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

   Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Актуальность

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а так же  формировать навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.Дидактическое пособие предназначено для воспитателей младших групп дошкольных образовательных учреждений. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.

Цель: развитие связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.

Задачи:

1.Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей.Развивать связанную речь детей

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.Учить детей активно участвовать в совместных играх;

3.Воспитывать у детей интерес к русским народным  сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Фартук используется для инсценирования различных сказок.

В возрасте от 1.5 лет необходимо играть с ребенком в сюжетные игры: вместе инсценировать сказки, стихи, различные истории. В этом  же возрасте нужно учить ребенка сравнивать, запоминать, группировать предметы.

 

Описание пособия

Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно,на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев  из бумаги

Игровой материал: Картинки с героями сказок «Репка», «Теремок»,«Колобок», картинки деревьев.

Материалы: фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра,фоамирана),  клей, изображения сказочных персонажей из бумаги)

Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.

1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука, на которой хорошо бы держались картинки.

2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.

3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки .

4. Приклеиваем кусочки ткани (фланели) на вырезки. Можно также воспользоваться и бархатной бумагой.

5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку .

Фартук используется для инсценирования различных сказок.

   «Фартук сказок»одно из пособий, с помощью которого вы можете легко и просто организовать веселые игры для малыша!

Рекомендуемый возраст от 1, 5 лет.

 

Виды деятельности:

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

музыкально-художественная;

познавательная.

 

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

физическое развитие;

 художественно-эстетическое развитие.

Планируемые результаты использования данного дидактического пособия в системе дошкольного образования:

педагоги:

овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

дети:

- развитие в игровой форме  речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

  - развитие мимики, жестов, движения.

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.

 

 

Варианты игр:

 1. «Расскажи сказку «Репка»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови ласково героев сказки»

Репка — репонька.

Дед — дедушка.

Бабка — бабушка.

Внучка — внученька.

Собака — собачка.

Кошка — кошечка.

Мышь — мышка.

 

 2. «Кто за кем»

Цель:. развитие элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний.

Задачи:

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать наглядное мышление,

3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.

Ход игры.

Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.

 

3.  «Расскажи сказку «Теремок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик-попрыгайчик

Волк – зубами щелк

Лисичка-сестричка…

3.  «Расскажи сказку «Колобок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Воспитатель: - Послушайте загадку.

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Спеть песенку Колобка»

4. «Найди лишнее»

Цель: развитие внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям  найти лишних персонажей к той или иной сказке.

5. «Помоги показать сказку»

Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развиваютмимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель  с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям  показать  и рассказать о них  при помощи мимики и жестов или звукоподражания.

Как ходит медведь?

Как мышка пищит?

Покажите как прыгает зайчик? И.д…

 

Список используемых методических пособий, Интернет-ресурсов:

1.Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение , 1991 —207 с.;

2.Сайт «MAMA.RU» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4890

3.Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. «Игры и игрушки для детей раннего возраста»/методическое пособие/М.:МГППУМ.: МГППУ, 2004. - 72 с.;

4.Фопель К. «Привет, ручки! Привет глазки!» / М., 2005.

   5. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html.

    6.Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

    7.Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fartuk_skazok.docx530.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23

СТАНИЦЫ СТАРОЛЕУШКОВСКОЙ

Дидактическое пособие

 «Фартук сказок»

                                      Подготовила:  воспитатель разновозрастной

                               группы детей раннего возраста (1-3 лет)  

                                       Шауберт  Наталья Викторовна

2018

C:\Users\Uzer\Desktop\фото\детский сад\дс\20180102_155515.jpg

Пояснительная записка

   Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

   Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Актуальность

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а так же  формировать навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.     Дидактическое пособие предназначено для воспитателей младших групп дошкольных образовательных учреждений. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.

Цель: развитие связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.Учить детей активно участвовать в совместных играх;

3.Воспитывать у детей интерес к русским народным  сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Фартук используется для инсценирования различных сказок.

В возрасте от 1.5 лет необходимо играть с ребенком в сюжетные игры: вместе инсценировать сказки, стихи, различные истории. В этом  же возрасте нужно учить ребенка сравнивать, запоминать, группировать предметы.

Описание пособия

Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно,на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев  из бумаги

Игровой материал: Картинки с героями сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», картинки деревьев. 

Материалы: фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра, фоамирана),  клей, изображения сказочных персонажей из бумаги)

Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.

1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука, на которой хорошо бы держались картинки.

2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.

3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки .

4. Приклеиваем кусочки ткани (фланели) на вырезки. Можно также воспользоваться и бархатной бумагой.

5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку .

Фартук используется для инсценирования различных сказок.

   «Фартук сказок» одно из пособий, с помощью которого вы можете легко и просто организовать веселые игры для малыша!

Рекомендуемый возраст от 1, 5 лет.

Виды деятельности:

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

музыкально-художественная;

познавательная.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

физическое развитие;

 художественно-эстетическое развитие. 

Планируемые результаты использования данного дидактического пособия в системе дошкольного образования:

педагоги:

овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

дети:

- развитие в игровой форме  речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

    - развитие мимики, жестов, движения.

    - формирование навыков сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.

Варианты игр:

 1. «Расскажи сказку «Репка»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови ласково героев сказки»

Репка — репонька.

Дед — дедушка.

Бабка — бабушка.

Внучка — внученька.

Собака — собачка.

Кошка — кошечка.

Мышь — мышка.

 2. «Кто за кем»

Цель:. развитие элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний.

Задачи:

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать наглядное мышление,

3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.

Ход игры.

Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.

3.  «Расскажи сказку «Теремок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик- попрыгайчик

Волк – зубами щелк

Лисичка-сестричка…

3.  «Расскажи сказку «Колобок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Воспитатель: - Послушайте загадку.

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Спеть песенку Колобка»

4. «Найди лишнее»

Цель: развитие внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям  найти лишних персонажей к той или иной сказке.

5. «Помоги показать сказку»

Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам,  мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель  с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям  показать  и рассказать о них  при помощи мимики и жестов или звукоподражания.

Как ходит медведь?

Как мышка пищит?

Покажите как прыгает зайчик? И.д…

Список используемых методических пособий, Интернет-ресурсов:

1.Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение , 1991 —207 с.;

2.Сайт «MAMA.RU» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4890

3.Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. «Игры и игрушки для детей раннего возраста»/методическое пособие/М.:МГППУМ.: МГППУ, 2004. - 72 с.;

4.Фопель К. «Привет, ручки! Привет глазки!» / М., 2005.

   5. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html.

    6.Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

    7.Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/

C:\Users\Uzer\Desktop\фото\детский сад\IMG-20171219-WA0001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - дидактическое пособие "Необыкновенные приключения в городе математических загадок"

Данное пособие многофункционально и может быть использовано как в младшем так и в старшем дошкольном возрасте. Можно использовать его и для мониторинга, используя предложенное ниже сопровождение...

Дидактическая игра по развитию речи "Составление загадок" во второй младшей группе

Дидактическая игра по развитию речи "Составление загадок" во второй младшей группе...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека дидактических игр, стихов, загадок,рассказов по ПДД для детей

Дидактические игры, стихи, загадки , рассказы о правилах дорожного движения для детей....

Опыт работы на тему:"Использование дидактических игр при отгадывании загадок"

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредото...

Консультация для воспитателей "Использование загадок в дидактической игре"

Консультация для воспитателей об использовании загагок в работе с деть ми старшего дошкольного возраста....

Картотека стихов и загадок для работы с дидактическими играми

картотека в помощь к методическому пособию...