Консультация для воспитателей "Использование загадок в дидактической игре"
консультация на тему
Консультация для воспитателей об использовании загагок в работе с деть ми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование загадок в дидактической игре | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»
Консультация на тему:
Использование загадок в дидактической игре
(Старший дошкольный возраст)
Воспитатель МБДОУ детский сад № 6
г. Заполярный
Мурманская область
Козлова Татьяна Егоровна
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать; делать умозаключения.
Важную роль в формировании интеллектуальных умений, играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлений.
Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида:
- с перечислением признаков;
- метафорические;
- загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Однако, такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений.
Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять их видов с различной структурой логической задачи:
1. Загадки только с точно названными признаками.
2. Загадки только с зашифрованными признаками.
3.Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными
признаками.
4.Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными
признаками.
5. Комбинированные загадки с точно названными и
зашифрованными признаками.
В загадках первого вида нет иносказаний, признаки названы:
«Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.
Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний:
«В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.)
Такие загадки Труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать.
«Золотая» — желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).
Для отгадывания загадок с отрицающими сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков.
Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: «Жидко, бело. Не вода, не снег».
В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет».
Перегруппируем признаки: «Серебряный, стадо овец пасет.Не украшение, не пастух».
Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.
В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания.
Рассмотрим для примера загадку: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».
1.Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое»,
«зеленая».
2.Расшифрованные признаки:
Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается.
(«Зеркало».)
Загаданное прозрачно. («Стекло».)
Загаданное со всех сторон окружено зеленым. («Рама зеленая».)
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд. Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
Приведем некоторые причины их ошибок:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не - понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно* проанализировать, сравнить и обобщить
признаки, указанные в загадке.
Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов я явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно выслушивал загадку и мог повторить ее при отгадывании и сравнений.
Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький), движения (способ и скорость), местонахождения и др.
Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то
будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и
сравнение.
Воспитатель должен знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадках: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения, противоречащие отгадк.
Даже - если дан правильный ответ, следует различать
случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:
- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанные в загадке;
- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных
отгадок, сравнивает их признаки, и связи, с указанными в загадке;
- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками:
1. Загадывание загадок.
2.Отгадывание загадок.
3.Доказательство правильности отгадок.
4.Сравнение загадок, об одном и том же.
5.Сравнение загадок о разном.
Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете — березе.
1, Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
2.Белый 'передник, зеленая коса.
3.Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
4, Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки. -
Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они, различаются?
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и о зеленых листьях
березы.
Загадка различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй — белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит поляне, а – в - другой, об этом не говорится.
И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке, у березы есть белое платье и зеленая шапка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда.
В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?
В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:
«Так смеялся, что губа треснула».
«Зимой - белый, а летом серый».
Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй — об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Отгадай и сравни загадки о животных»
Дидактические задачи.
Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Подготовка к игре.
- Наблюдение, за животными во время прогулок, экскурсий,
- Посещения зоопарка.
- Беседа о животных.
Материал и оборудование.
Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Правила игры.
Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об, одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры:
Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки.
В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких: и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, собаке, зайце и др.
«Часто умывается, а с водой не знается». (Кошка.)
«С усами родится, и на усатых охотится». (Кошка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020
Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...
Использование загадок в дидактической игре.
Использование загадок в дидактической игре...
Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет
Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр. Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил:...