"Развитие речи" Тематический план к рабочей программе (Старшая группа)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие речи
Дата | Тема | Цель |
1 | Рассказы из опыта детей «Как мой старший брат, сестра собирался идти в школу» | Развитие коммуникативных способностей детей. Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов, предлогов. Составлять предложения грамматически правильно. |
2 | «Скоро в школу мы пойдем» | Поощрение попыток детей делиться с педагогами и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточник источник полученной информации, развивать навык совместного сюжетосложения, описательную речь, умение вести диалог. |
3 | Рассказ на тему» «Что нам осень принесла?» | Расширять и обогащать знания об овощах и фруктах, учить различать по вкусу, цвету, форме, подвести к пониманию обобщающих слов «фрукты», «овощи», использовать слова в речи, упражнять в отгадывании загадок. |
4 | «Осенний урожай» | Обобщать и систематизировать представления детей о дарах осени, развивать связную речь, дружеские отношения, уметь работать в группе, воспитывать уважение и любовь к природе. |
5 | «Рассказывание по картине И.Левитана «Золотая осень» | Закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь. |
6 | Составление рассказов об осени. | Учить детей составлять рассказы об осени по стихотворениям разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения ; развивать монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову. |
7 | Профессии людей | Закреплять знания о профессиях, расширять кругозор, познавательный интерес к профессиям, формировать уважения к труду взрослых разных профессий |
8 | Профессия - Артист | Закрепить знания о профессиях, познакомить с творческой профессией актера театра. По картинке составлять рассказ. |
9 | Рассказывание по картинке - Повар | Учить с помощью картины, составленной схемы, составить и рассказать самостоятельно рассказ. Учить описывать картину |
10 | Рассматривание картины «Осенний день» и составление рассказов | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картинке, придерживаясь плана. |
11 | Рассказывание по картине | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы самостоятельно создавать картину и составлять рассказ. |
12 | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Учить последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараться правильно строить предложения |
13 | «Осень золотая. Осенние приметы» | Закреплять представления о изменениях в природе осенью, о фруктах, овощах, ягодах, грибах. Воспитывать любовь к природе. |
14 | Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» | Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания произведения |
15 | Рассказывание по картине И.Левитана «Золотая осень» | Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь |
16 | «Путешествие к зайчику на день рождение» | Закрепить знания о гласных и согласных звуках (твердых и мягких), определение первого звука в слове. Совершенствование произношение звуков Л – ЛЬ в чистоговорках, упражнять в подборе антонимов, знакомство с многозначными словами |
17 | Рассказ воспитателя о природе «Дом под крышей голубой» | Дать понятие, что природа – это наш общий дом, учить детей различать природу живую и неживую, называть объекты живописи неживой природы, составлять небольшие рассказы «Я путешествую на облака», воспитывать любовь к природе |
18 | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» | Учить понимать юмор ситуации, внимательно слушать рассказ, придумывать его продолжение или концовку. |
19 | Беседа о труде людей осенью | Систематизировать знания детей о труде взрослых осенью, уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, укрепление жилища домашних животных, заготовка корма |
20 | «Друг познается в беде» | Обобщать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей, учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией, закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе |
21 | Чтение норвежской народной сказки «Пирог» | Познакомить с норвежской сказкой, учить находить сходство и различие в сюжетах, характерах героев сказки «Пирог» и «Колобок». Учить замечать выразительные средства. |
22 | Рассказывание на тему стихотворения С.Капутисян «Маша обедает» | Учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описательный рассказ о предметах посуды. |
23 | «Путешествие в город «Профессий»» | Расширять представления детей о профессиях. Узнавать, определять и называть атрибуты определенных профессий. Познакомить с процессом приготовления фруктового салата. Развивать речевую активность, отвечать на вопросы, рассматривать картины, развивать диалогическую речь. |
24 | «Мой город – Воркута» | Обогащать словарный запас, развивать связную речь, упражнять в составлении рассказов связно, образно. Способствовать патриотическому воспитанию, привитию любви к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей. |
25 | Беседа об осени (обобщающая) | Формировать обобщающее представление об осени, включающая знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений. |
26 | Пересказ Н.Калининой «Про снежный колобок» | Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя, опираясь на картинку. |
27 | Беседа «Кто как зимует» | Расширять и углублять представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж – спят, у зайца и у белки изменяется окраска и густота шерсти, синицы питаются личинками. Учить отыскивать причины. |
28 | «Признаки зимы» | Отметить характерные признаки зимы в природе, учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах, развивать речь |
29 | «Речка замерзла» | Учить детей составлять рассказ по картинке, при описании событий указывать место и время действий. Развивать связную речь, использовать в речи прилагательные, существительные, глаголы, правильно склонять слова. |
30 | Беседа о зимующих и перелетных птицах» | Формировать обобщающее представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворительной потребности в пищи, углублять представление о причинах отлета птиц. |
31 | «Новогодняя игрушка» | Создание социальной ситуации развития посредством составления описательного рассказа, употребление предлогов, составление предложений правильно, грамматически построенных, развивать речь детей. |
32 | «Новый год» | Познакомить детей с новогодними традициями, расширять словарь и активизировать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать интерес к празднику Новый год, воспитывать уважение к новогодним традициям |
33 | Рассматривание картины К.Юона «Русская зима» | Сформировать представление о пейзажной живописи, прививая любовь к зимним явлениям природы. Учить рассказывать по картине, составляя грамматически правильно предложения |
34 | Беседа «Улицы нашего города» | Продолжать знакомить с понятием «улица», «переулок», «площадь», «сквер», с улицами родного города. Как преобразились улицы к празднику, какие особенности. |
35 | Конкурс авторских сказок «Новогодняя история» | При составлении новогодней сказки мотивировать самостоятельно выбирать, опираясь на собственный опыт, строить грамматически правильно предложения. |
36 | «Елочка елка лесной аромат» | Учить составлять описательный рассказ, понимать и пользоваться в речи предлогами ПОД, НА, МЕЖДУ, согласовывать прилагательные с существительными, развивать речь. Через ответы на вопросы развивать память. |
37 | Рассказ из личного опыта «Игры зимой» | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях, проведенных зимних каникулах, играх, не отступая от заданной темы из личного опыта, составлять грамотно правильно предложения. |
38 | «Зима. Игры и забавы» | Развивать умение составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, обогащать словарь по теме «Зима», «Зимние игры», активизировать словарь глаголов, формировать навык употреблять в устной речи предлог НА |
39 | Рассказывание по картине «Северные олени» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, описывать внешний вид и жизнь животных. Вспомнить сказки, рассказы и стихи об этих животных. |
40 | Рассказывание Л.Толстой быль «Косточка» | Уточнить, какое произведение называется былью, формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привел обман, как нужно было поступить |
41 | Пересказ сказки «Лисичка и кувшин» | Учить рассказывать сказку без помощи воспитателя, опираясь на картинки по сказке, выразительно передавать сюжет и разговор лисы с кувшином, анализировать сказку, делать правильные выводы. |
42 | Драматизация венгерской сказки «Два жадных медвежонка» | Учить понимать образное содержание и идею сказки. Воспитывать дружеские чувства, умение делиться и уступать друг другу. Учить драматизировать сказку, передавая ее содержание, менять тембр голоса. |
43 | «Наш коми край» | Познакомить детей с картой Коми Республики, расположение городов Республики, богатство этого края, его природой, животными птицами, показ презентации. |
44 | «Викторина «Животный и растительный мир Республики Коми» | Закрепить полученные ранее знания о животных тундры, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать любовь к родному краю. |
45 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Что это" | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Сохранять психическое и физическое здоровье детей. |
46 | Звуковая культура речи | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звука. Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Прочитать отрывок сказки К.Чуковского"Федорино горе". Сохранять психическое и физическое здоровье детей. |
47 | Чтение русской народной сказки "Царевна лягушка"
| Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна лягушка". Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Сохранять психическое и физическое здоровье детей. |
Март 1 | Беседа "Наши мамы"чтение стихотворения "Посидим в тишине" | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Сохранять психическое и физическое здоровье детей. |
2. | Обучению рассказыванию по картинке "Мы для милой мамочки" | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Сохранять психическое и физическое здоровье детей. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. |
3. | Обучение рассказыванию по картинке "Зайцы" | Продолжать учить детей рассказывать о картине (Зайцы), придерживаясь плана.Приобщать детей к общепринятым правилам поведения в детском саду. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Сохранять психическое и физическое здоровье детей. |
4. | Чтение стихотворении о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Продолжать приобщать детей к поэзии. Учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Развивать умение работать в коллективе, слушать мнение других. Прочитать отрывок стихотворение И Белоусова "Весна" Продолжать знакомить детей с произведениями народного искусства(Загадки и потешки) |
5. | Дифференциация звуков С_Ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков С – Ш, на определение позиции звука в слове. |
6. | Рассматривание сюжетной картинки "Весенний день" | Совершенствовать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана. |
7. | Рассказывание по теме "Моя любимая книга" | Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
8. | Рассматривание картины "Ежи"и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. |
Апрель 1. | Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирая рифмующиеся слова. |
2. | Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём" | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. |
3. | Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва "Про пингвинов". | Учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книг Г. Снегирева «Про пингвинов». |
4. | Составление рассказа по картинке "Купили щенка" | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием |
5. | Дифференциация звуков Ц_Ч | Учить детей дифференцировать звуки Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах».Прочитать отрывок из стихотворения Н.Крандиевской "Колыбельная" |
6. | Дифференциация звуков Л_Р | Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Продолжать знакомить детей с произведениями народного искусства(Загадки и потешки) |
Мониторинг | ||
Май 1. | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. |
2. | Звуковая культура речи . Дифференциация звуков Ц_С
| Закрепить правильное произношение звуков С – Ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком С и Ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. |
3. | Обучению рассказывания по теме "Мой любимы мультфильм" | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. |
4. | Рассказывание на тему " Забавные истории из моей жизни" | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. |
5. | Звуковая культура речи работа со звуком Ж_Ш | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж - ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. |
6. | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д Нагишкина.в сокращении). |
7. | Чтение рассказа Б.Житкова"Как я ловил человеков" | Учить детей правильно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. |
8. | Рассказывание по теме "Моё любимое время года»" | Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конструирование" Тематический план к рабочей программе (Старшая группа)
Конструирование...
"Лепка" Тематический план к рабочей программе (Старшая группа)
(Старшая группа)...
"Обучение грамоте" Тематический план к рабочей программе (Старшая группа)
Обучение грамоте...
"Рисование" Тематический план к рабочей программе (Старшая группа)
Рабочая программа...