"Описание предметов по их признакам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Обучение детей описывать предмет не называя его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_predmetov_po_ih_priznakam.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
ОО: «Р/Р»
Раздел: развитие речи
Интеграция ОО: «П/Р», «Ф/Р»
Тема: «Описание предметов по их признакам»
Цель: обучение детей описывать предмет не называя его.
Программные задачи:
Связная речь: Учить описывать предмет, не называя его.
Словарь: Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).
Звуковая культура речи: Продолжать знакомить с термином «слово» и учить детей вслушиваться в звучание слов.
Способы организации детей: (сидя полукругом)
Оборудование: Буратино, ширма, игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина,
кукла, корова, утенок.
Ход НОД
N п/п | Этап, его продолжительность | Длительность | Методы, формы, приемы | Деятельность |
1. | Открытый вход в деятельность | 1 мин | Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент (в зависимости от возраста) | Организационный момент: Приветствие: |
2. | Вводно-организационный | 1-2 мин | Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты | На столе перед детьми выставлены игрушки. Дети, посмотрите перед вами игрушки. -Что это? (мяч) -Мяч какой? (круглый, резиновый, маленький, красный, гладкий). -Для чего он нужен? (играть, прыгать) -Что с ним можно делать? (катать, играть, бросать, ловить). |
3. | Мотивация на деятельность | 1-2 мин | Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно» | -Дети к нам в гости пришел Буратино. Он говорит, что будет играть с друзьями в игру «Буратино, угадай мою игрушку». Но он расстроен, потому что у него не получается отгадывать, слова, которые загадали его друзья. Как быть? |
4. | Объяснение нового или расширение имеющихся знаний | 6 мин | Активизация самостоятельного мышления: фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал | -Дети, давайте поможем Буратино. Вы, дети будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а Буратино спрячется за ширму и оттуда постарается узнать, о какой игрушке идет речь. (Буратино прячется за ширму). Рита, подойди к столу, возьми из коробочки любую игрушку и расскажи о ней. Если ребенок затрудняется, оказываю помощь наводящими вопросами: -Из чего сделана игрушка? -Какой формы? -Как с ней можно играть? Образец описания. («Это деревянная игрушка. Она веселая. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Это мама, внутри у нее спрятаны детки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Дети любят собирать и разбирать эту игрушку»). (3-4 детей описывают игрушку) -А кто хочет рассказать о своей игрушке? -Макар, о какой игрушке ты хочешь рассказать? Опиши ее. Какого она цвета, какой величины, чем отличаются от других предметов или игрушек? |
5. | Динамическая пауза | 1 мин | Игровые приемы | Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два – нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик мог достать, Надо на носочки встать. |
6. | Практическая работа | 8 мин | Выполнение практических работ Групповые, парные способы организации деятельности | - Жили утенок и корова. (Дать одному ребенку игрушку утенка, а другому - корову). -Однажды утенок пошел гулять, и первый раз в жизни увидел корову. (Дети встают и подходят друг к другу). (Побудить детей разыграть диалог: поздороваться, задать друг другу вопросы и ответить на них). Например, утенок говорит тонким голосом -«Здравствуй, корова !»: - а корова отвечает грубым голосом –«Здравствуй, утенок! Какой ты маленький». Буратино: заметил, что вы много разных слов рассказали про игрушки. Буратино говорит, что он заметил, что слова звучат по- разному, послушайте: У-те-е-енок, ко-ро-о-ва, ку-у-укла. -Вы заметили, ребята, как я произнесла эти слова протяжно, как будто пела? А теперь вы, произнесите имя Буратино так же протяжно. (Хоровые и индивидуальные ответы детей). «Бу-ра-ти-но» -Спасибо, ребята, что вы так хорошо произнесли у Буратино имя. Буратино, говорит, что еще хочет вам сказать, что слова бывают короткие и длинные. -Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово «кот», отведите одну руку. -Теперь скажем слово «ко-те-нок»- еще дальше отодвинулась рука. -А сейчас скажем слово «ко-те-но-чек» и понаблюдаем за рукой. -Какое слово самое длинное? -Варенька, я тебе на ушко скажу задание, а ты покажи его ребятам. Они постараются отгадать, что я тебе сказала (шепчу на ушко) (котенок моет лапкой мордочку, мурлычет). -Дети, отгадайте кто это? -Да, это котенок. Вызвать еще несколько детей и дать это же задание. -А теперь кто у нас? (Котята). -Котята испугались и убежали. Кого не стало? (Котят). Маша, я тебе на ушко скажу задание, а ты покажи его ребятам. Они постараются отгадать, что я тебе сказала (шепчу на ушко) (утенок щиплет травку и крякает). -А теперь, кто у нас? (утенок) -Да, это утенок. Вызываю несколько детей, даю такое же задание: (утята щиплют травку, крякают). -А теперь, кто у нас? (утята). -Утята испугались и убежали. Кого не стало? (Утят). -Молодцы, дети, правильно выполнили задание Буратино. |
7. | Открытый выход из деятельности | 2 мин | Обсуждение результатов Мотивация на другой вид деятельности. | -Чем мы сегодня занимались? -Что вам понравилось и запомнилось? -Кто из детей описал игрушку лучше и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на упорядочивание предметов по отдельным признакам
в материале дана картотека игр на упорядочивание предметов по отдельным признакам...
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...
Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)
Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение называть части посуды и внешние...
Технологическая карта НОД "Описание предметов по их признакам"
Обучение детей описывать предмет не называя его....
Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам
Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Описание предметов по их признакам"
Тема: «Описание предметов по их признакам».Цель: Создать условия для обучения детей монологической речи с помощью описания игрушек...
Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг )....