Конспект логоритмического занятия, карта самоанализа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект логоритмического занятия по сказочному сюжету для детей старшего дошкольного возраста.
Карта самоанализа НОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_skazochnomu_syuzhetu.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логоритмического занятия с опорой на лексическую тему по сказочному сюжету для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: « «Приключения Буратино»
по мотивам сказки А.Толстого».
Программные задачи:
- способствовать совершенствованию творческой речевой активности детей через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объема памяти, расширение словарного запаса детей;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- формирование двигательных навыков.
Оборудование: пиктограммы эмоциональных состояний- радость, удивление, огорчение, гнев и т.д.; буквы «А», «Б», «В», «Г», «Д»; зеркальце каждому ребенку; иллюстрации сказочных героев к сказке «Золотой ключик»; доска; магнитофон, кассета с аудиозаписями.
Ход занятия:
Воспитатель:
Всем известен мальчик Буратино,
Всем известна девочка Мальвина
И когда-то очень-очень страшный
Бородатый Карабас. М.Дахие
Сегодня мы вспомним сказку «Золотой ключик». В далекой стране Италии жил шарманщик Карло.
Девочка:
Себе проказника сынишку
Он из полена смастерил.
А чтобы рос тот мальчик умным,
Ему он азбуку купил. Ю. Гурин
Сначала папа Карло научил своего деревянного сынишку двигаться.
Упражнение на развитие координации движений «Раз-два!»
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Раз-два! Поклонись,
На носочки поднимись,
Приседай,
И вставай,
И головкой покачай,
Руку правую свою
Вверх скорее подними.
Ну а левою рукою
На себя ты помаши.
На пояс руки ставь скорей
И прыгай, прыгай веселей.
Воспитатель: Папа Карло объяснил Буратино, чтобы стать умным, нужно обязательно учиться в школе. Буратино немного расстроился, узнав, что в школу надо ходить всю неделю, кроме воскресенья.
Ребенок читает стихотворение «Дни недели» С.Кузьмина.
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа.
День шестой всегда суббота.
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье,- отдыхаем.
Воспитатель: Утром Буратино поспешил в школу. Но, встретив по пути театр, он продал свою азбуку и купил билет на представление. В театре Буратино очень понравилось. Куклы очень весело плясали на сцене.
Дети исполняют парный танец.
Воспитатель: Буратино не удержался, выскочил на сцену и как настоящий артист стал смешить публику. Он громко кричал и кривлялся:
- Перед зеркалом мальчишка
Корчит рожи, как мартышка. С.Коган
Дети мимикой передают изменения настроения по пикторгаммам эмоциональных состояний.
Буратино и куклы забыли о публике и стали весело играть.
Голландская народная игра «Седьмой прыжок»
Кто сказал, что я Дети двигаются по кругу боковым галопом,
Не умею танцевать? положив руки на плечи соседей.
Семь прыжков свободно
Мог бы сделать я опять.
Не раз уже проверено, Выставляют по очереди ноги на пятку,
Танцую я уверенно. поставив руки на пояс.
Глянь, дружок: Руки ставят на пояс.
Вот мой первый прыжок. Готовятся к прыжку.
Раз! Делают энергичный прыжок.
Русский текст Я. Серпина.
Воспитатель: Хозяин театра злой Карабас-Барабас хотел наказать Буратино за то, что он сорвал кукольное представление, и бросить его в огонь. Но, узнав, что за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло находится таинственная дверца, Карабас- Барабас дал деревянному человечку пять золотых монет и велел охранять эту дверь. Быстро побежал Буратино домой.
Двигательные упражнения «Мы идем по кругу».
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Мы идем по кругу. Посмотри!
И шагаем дружно: раз, два, три!
Мы скачем по дороге,
Меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок.
А потом, как аист, встали-
И молчок! Т.Власова, А. Пфафенродт.
Воспитатель: Но кот и лиса обманом выманили у Буратино деньги. Буратино, спасаясь от них, заблудился в лесу. Он стал громко кричать, что даже эхо отзывалось.
Речевая игра «Эхо».
Воспитатель спрашивает, дети отвечают с разной интонацией, как эхо.
- Эхо, я тебя зову!
- Ау, ау! Призывно
- Ты уже ело?
- Ело, ело! Утвердительно
- Хочешь булочку мою?
- Чью? Чью? Вопросительно
- Я тебе конфетку дам!
- Ам! Ам! Радостно
- Эхо, ближе подойди!
- Ты иди! Ты иди! Просительно
- А вдруг там болото?
- То-то, то-то! Испуганно
- Ладно, я потом приду!
- Жду! Жду! Успокаивающе.
Г.Власова, А.Пфафенродт
Воспитатель: Кукла Мальвина и ее верный пудель Артемон пришли на помощь Буратино. Мальвина была красавицей с голубыми волосами.
Девочка:
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
В.Степанов
Воспитатель: Сначала Мальвина его накормила.
Пальчиковая игра «Чебурек».
Жил на свете человек Дети «пекут пирожки» (то одна рука
По прозванью Чебурек, сверху, то другая).
С дочкой и сынишкой: Отводят в сторону сначала одну руку,
потом другую.
Пончиком Складывают ладошки «пирожком».
И Пышкой. Складывают ладошки «пышкой».
А его жена Оладья Показывают, как шьют иголкой.
Шила всем соседям платья:
Со сметаною худым, Прижимают ладони одна к другой.
Толстым с кремом заварным. Разводят руки в стороны.
М. Яснов
Воспитатель: Потом Буратино вместе с Артемоном работали в огороде.
Скороговорка «Возле грядки».
Возле грядки- две лопатки.
Возле кадки- два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке.
Их теперь полить пора! Е. Благинина
Воспитатель: Буратино все это порядком надоело. Но Мальвина стала учить его грамоте.
Логопедическая гимнастика.
(Показать детям буквы)
А – арбуз большой купили. Улыбнуться, широко открыть рот.
Рот пошире мы открыли. Удерживать его в таком положении 5-10 с.
Б – болтают две болтушки - Рот открыть. Болтать языком вперед – назад
Неразлучные подружки. по верхней губе: «Бл – бл - бл».
В – варенье мы оближем. Рот открыть и улыбнуться. Облизать языком
Язык к носу тянем ближе. верхнюю губу. При этом стараться «обнять»
языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая
язык в глубь рта.
Г – грибок на тонкой ножке Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать
Показали мы Антошке. язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю
челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
Д – дудела дудочка. Губы вытянуть вперед. Удерживать их в
Губки сделай «трубочкой». таком положении 5 -10 с.
Т. Куликовская.
Игра «Угадай слово».
Воспитатель: Буратино не хотел читать, а когда Мальвина предложила ему заняться письмом, он опустил свой нос в чернильницу вместо ручки и наставил на бумаге кляксы. Мальвина посадила в чулан нерадивого ученика.
Девочка:
- Буратино приютила,
И лечила, и учила,
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его мне наказать. Ю. Гурин
Но Буратино убежал из чулана и ночью свалился в пруд. Лягушки засмеялись над деревянным мальчуганом.
Скороговорка.
Дети проговаривают слоги в быстром темпе, хлопая в ладоши и ударяя на последний слог по коленям.
Ха – ха - ха – ха – ха – ха – ха!
Хо – хо – хо – хо – хо – хо – хо!
Хи –хи – хи – хи – хи – хи – хи!
Хе – хе – хе – хе – хе – хе – хе!
Воспитатель: Буратино немного погрустил, нот лягушата решили развеселить его и поиграли с ним.
Русская народная игра «Зоренька – заря».
Воспитатель: В пруду жила старая черепаха Тартилла. Она отдала Буратино золотой ключик, тот самый, который открывал дверь в каморке папы Карло.
Девочка:
Он в пруд упал, и Карабас
Просил достать его не раз.
Однако старая Тартилла
Его мальчишке подарила. Ю. Гурин.
Воспитатель: Настало утро. Буратино вернулся домой. Он вместе с папой Карло и своими друзьями – куклами открыл золотым ключиком дверцу и нашел там чудесный театр, в котором куклы стали устраивать замечательные представления. А в театр Карабаса – Барабаса никто больше не ходил. Папа Карло следил, чтобы куклы не только выступали на сцене, но и ходили в школу. Ведь только тот, кто учится в школе, будет умненьким и благоразумненьким.
В исполнении детей звучит «Песня о школе».
К А Р Т А С А М О А Н А Л И З А З А Н Я Т И Я ( Н О Д ).
Дата проведения занятия ________________________.
Возрастная группа ______________________________.
Количество детей _____________ чел.
Ф. И. О. воспитателя ____________________________.
Начало занятия ___________________. Окончание занятия ___________________.
- Характеристика элементов занятия.
- Характеристика программных задач.
- В занятии прослеживалась интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Логоритмическое занятие составлено с опорой на лексическую тему. В сюжете занятия использована сказка зарубежного писателя, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
- В составлении данного занятия использовались фрагменты готовых занятий методических разработок М.Ю.Картушиной, вносились изменения , корректировались задачи и объем программного материала в соответствии с уровнем речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико- фонематической стороны речи детей.
- Задачи ориентированы на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; увеличение объема памяти; развитие двигательного и артикуляционного праксиса; развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторный координаций; формирование двигательных навыков.
- Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песенки с движением, пальчиковой игры проходит в ненавязчивой игровой форме, без лишней дидактики. В занятие включены коммуникативные игры и танец. Поскольку они построены на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.
- Характеристика деятельности воспитателя.
- Воспитатель был эмоционален, доброжелателен, речь четкая. В играх принимал непосредственное участие. Когда дети ошибались, давал возможность исправиться самостоятельно.
- На занятии использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.
- Использовались приемы: игровые, наглядные, словесные. Многократное повторение изучаемого в играх способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. В ритмических играх с музыкальным сопровождением задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.
- Воспитатель помимо речевых задач уделял внимание этическим, развитию эстетического вкуса.
- Степень коррекционной работы над произносительной стороной речи варьировалась в соответствии с характером нарушений речи у детей.
- Воспитатель создал условия для возникновения удивления, интереса детей; организовывал ситуацию успеха, поощряя любое усилие с их стороны, радуясь творческим проявлениям.
- Характеристика деятельности детей.
- Игровое построение занятия создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждало каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
- Дети с удовольствием принимали участие в речевых играх, легко переключались от одной части занятия к другой. Были внимательны, замечали и исправляли свои ошибки и ошибки своих друзей.
- Характеристика условий проведения занятия.
- Санитарно- гигиенические условия соблюдались:
- длительность занятия составила 25 минут, что соответствует санитарно- гигиеническим нормам;
- занятие проходило в проветриваемом помещении, перед занятием была проведена влажная уборка групповой комнаты;
- присутствовала смена деятельности детей в течение занятия;
- удовлетворенность двигательной активностью ( дети практически не сидели за столами, за исключением упражнений логопедической гимнастики, где приветствуется положение «сидя»).
- Характеристика связей между элементами занятия, их взаимодействие.
Содержание занятия усложняется по мере поэтапного усвоения речевого материала.
Занятие включает:
- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Воробьевой.; чистоговорки для автоматизации звуков; пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- чистоговорку для автоматизации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- вокально- артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальная игра, способствующая развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно- образного мышления;
- коммуникативный танец для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия ОНР. В гости к бабушке Алене.
Дети отправляются в деревню к бабушке, чтобы познакомиться с домашними животными. По дороге они посещают лес, где встречают диких животных.Закрепление лексических тем "Домашние животные", "Дикие...
Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.
Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Стойкий оловянный солдатик" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена
Логоритмические занятия - эффективная форма речевого развития детей. В конспекте указаны основные ключевые компетентности и интеграция общеобразовательных областей....
Конспект логоритмического занятия "Ежик и его друзья"
Конспект занятия "Ёжик и его друзья" с элементами логоритмики для детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Во саду ли в огороде.
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Лимпопо (животные жарких стран)
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...