Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему: «Ах, вода – водичка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Никифорова Мария Иннокентьевна

Задачи:

Познание: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие связной речи.

Коммуникация: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать

конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять).

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Формирование представлений об опасных для человека явлениях.

Учить детей делиться с педагогом и детьми полученной информацией.

Безопасность: Учить устанавливать причинно – следственные связи между человеком и продуктами живой и неживой природы.

Формирование представлений, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Формирование представления об опасных для человека окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Социализация: Продолжать учить работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

в подготовительной группе «Золотая рыбка»

Тема: «Ах, вода – водичка»

Задачи:

Познание: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие связной речи.

Коммуникация: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать

конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять).

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Формирование представлений об опасных для человека явлениях.

Учить детей делиться с педагогом и детьми полученной информацией.

Безопасность: Учить устанавливать причинно – следственные связи между человеком и продуктами живой и неживой природы.

Формирование представлений, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Формирование представления об опасных для человека окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Социализация: Востребованность умений, навыков знаний в дальнейшей жизни, понимание того, что это может ему пригодиться.

Предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Здоровье: Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Материал:  Использование экрана, развивающая игра В. В. Воскобовича «Логоформочки 5» , глобус, бумага для изготовления капель воды, развивающая игра В. В. Воскобовича «Лепестки», детская мебель,  стаканы с чистой водой, марля и ватные диски для опыта, «Коврограф» - для изображения факторов природы, волшебные веревочки, картинки о воде, аудиозапись звука дождя, бумажные – карточки, фломастеры.

Предварительная работа: беседы о воде, заучивание поговорок о воде, знакомство с энциклопедическими данными о воде, наблюдение на прогулке, повторение правил поведения во время проведения опыта, чтение экологических сказок «Жила была Речка», «Капелька» и другие.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их

поприветствуем.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно

На вопросы отвечать,

Все хотим мы много знать.

- Ребята, а о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из игры, которым я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на коврограф, как эта игра называется? «Логоформочки 5» (полный ответ детей)

- Хорошо, внимательно посмотрите, какие эталоны целых фигур вы видите, назовите их. (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)

-Каким цветом они обозначаются? (красным)

- Эталоны целых фигур, на какие части делятся? Начнем с круга…(полные ответы детей) (круг, на 2 полукруга; квадрат на 2 маленьких прямоугольника;  прямоугольник на 2 маленьких квадрата, овал на 2 полуовала)

-Зеленого цвета фигуры как называются? (двойные)

- Теперь скажите, в подвижной линейке - в домиках, какие фигуры находятся? (составные - части)

-Правильно! Предлагаю найти двойную фигуру в 5 ряду, 2 место      - Кто правильно нашел, вытаскиваем и выкладываем на стол.

- На что похожа эта фигура? (правильно, на капельку)

-Теперь соберем «капельку» - берем из подвижной линейки составные части и выкладываем на стол: «вершок» какой формы возьмем? (маленький треугольной), «корешок» какой формы? (полуовал)

- Ребята, а когда много «капелек», что у нас получится? (лужа, река, озеро, море, океан) – как одним словом можно назвать все это. (Вода)

-Правильно, итак, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Артикуляционная гимнастика

- но сначала давайте сделаем, артикуляционную гимнастику, чтобы мы четко и внятно говорили слова. Подойдите к зеркалу.

Упражнение – «Рыбка» - слегка вытянуть губы и хлопать ими друг о друга.

Следующее упражнение «Уточка» – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Упражнение «Чистим зубки» – рот закрыт, делаем круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

- Молодцы, садимся на стулья и послушайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Экран - глобус

- Что такое глобус? (это модель земли, на которой живут и растения,  и животные, и человек.) (полные ответы детей)

- Давайте рассмотрим глобус (дети рассматривают глобус), посмотрите внимательно.

- Какие цвета вы видите на глобусе? (коричневый, голубой, желтый, зеленый)

- Какой краски на глобусе больше? (голубого)

- Как вы думаете, что обозначает голубой цвет? (Это вода)

- Что обозначают другие цвета? (зеленый, коричневый цвет – обозначают сушу)

- Если быстро раскрутить глобус, покажется глобус одноцветным - голубым.

- В древности люди, когда научились строить первые большие корабли и стали плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды. Все моря, океаны занимают в два раза места больше, чем суша.

-Теперь скажите, как вы думаете, где в природе можно встретить воду? (озеро, море, океан, пруд, река, болото, ручей, родник и т.д.)

Экран моря, океаны, река озеро

-В океанах и морях, какая вода? (соленая)  (полные ответы детей)

- Какая вода в реках, озерах? (пресная)

- А вот скажите, вся ли вода пригодна для питья? (нет, морскую воду не пьют)

- Тогда для чего, кому нужна соленая морская вода? (рыбам, водным растениям, животным из морской воды делают лекарство)

- А кому нужна пресная вода? (людям, рыбам, водным растениям, животным)

- А теперь посмотрите, на экран и давайте составим предложения. Как мы, люди используем пресную воду?  Смотрим на первую картину.

(Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, водой мы моем руки, моем тело, в воде купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем цветы)

-Молодцы, ой что это. (На экране появляется капелька)

- Ребята, кто к нам пришел в гости? (К нам в гости пришла Капелька)

- Опишите ее, какая она? (ответы детей: капелька маленькая, капелька светлая, капелька прозрачная, капелька чистая и т.д.)

- Как вы думаете, как рождается капелька? Хотите узнать?

(Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе на коврографе)

- Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега.

- Итак, капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.

- Сейчас «капелька» предлагает вам найти  те места, где бывают её сестры - капельки.

- Но как вы видите, к нам она пришла одна. Нам надо для нее нарисовать сестер-капелек.

- Назовите, какая это игра? (Показ игры, дети: «Лепестки»)

- Посмотрите внимательно, на что эти лепестки похожи, форма лепестков что напоминает? (правильно форма у этих лепестков, похожа на капельку)

- Давайте с помощью этих «лепестков» нарисуем сестер для «капельки»

– Берем с коврографа по одному «лепестку» и будете ее обводить. (Дети берут с коврографа «лепестки», подходят к столу, и к заранее приготовленным карточкам -  обводят лепестки и рисуют капельки)

-Вот и готовы сестры капельки, этими капельками, которые вы обвели, я предлагаю вспомнить и  обозначить те места, где есть вода. (Дети идут по группе, делают остановку в уголке природы возле растений).

-Дети: Здесь живут капельки. Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, завянут – им нужна вода. (Дети приклеивают маленькую капельку).

Около мойки (Кухня).

Дети: Людмиле Александровне надо много воды, чтобы мыть посуду. (Дети приклеивают маленькую капельку).

Подходят к столу, где стоит чайник с водой.

Дети: мы пьём воду из чайника. (Дети приклеивают маленькую капельку).

В туалетной комнате.

Дети: водой из крана мы моем руки, моем летом ножки, запасаем воду в ведра. (Дети приклеивают маленькую капельку).

- Из крана течет вода. Она никогда не кончается. Капелька решила у нас погостить и послушать, что еще вы расскажите о воде.

Физминутка

Над тобою, надо мною,

Пролетел мешок с водою,

Налетел на дальний лес,

Прохудился и исчез. Ой, что это? (Туча)

Экран - тучка

- Давайте, дети, поиграем. Я буду мама Тучка, а вы – капельки. Делайте все, что я скажу.

Капелькам пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю, попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками (капельки

составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали

большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут

капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по

кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что

мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко

пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие

капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились

они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки,

хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

Теперь с мамой Тучкой побудьте, она без вас соскучилась.

- Как надо относиться к воде? (бережное отношение)

- Как вы думаете, отчего загрязняется вода?

- Источники загрязнения воды – сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей. Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы люди, должны платить им тем же - хорошим, бережным отношением.

- Почему же вода из крана не такая, как в реке?

- Как вы думаете с помощью чего можно очистить грязную воду? (ответы детей)

- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, так как это делают взрослые ученые.

Игра – эксперимент «Очистим воду».

- Сегодня мы попробуем очистить воду, загрязненную песком.

Очищать будем фильтрами двух видов – марлевым и ватным. В

результате опытов мы должны выяснить, какой из фильтров лучше

очистит воду.

- Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения при экспериментировании.

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Внимательно выслушай, а потом выполняй опыт.

3. После каждого опыта за собой убери и на место положи.

- На столе два стакана с водой. Посмотрите вода в них какая? (чистая)

- Насыпаем песок в стаканы с водой и размешиваем).

- Какая стала вода? (Ответы детей)

- Попробуем её очистить, с помощью наших фильтров. (Да)

(очищаем воду)

- Какой фильтр лучше очистил воду с песком? (Дети делают выводы).

- Как вы дети думаете, эту очищенную воду можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья? (Да)

- А пить такую воду можно? (Нет, можно пить только кипяченую воду)

- Почему нельзя пить такую очищенную воду? (Фильтр не уничтожил

микробы).

- Воду для питья хорошо очищают с помощью специальных фильтров,

которые используются в домашних условиях.

-Где мы можем приобрести еще очищенную воду? Можно покупать её в магазине в специальных бутылках. Такая вода полезна для здоровья.

- Дети, представьте себе, что было бы, если на земле исчезла вся вода? (Ответы детей)

- Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные, люди. Значит, правда говорят, как хорошо на свете жить, когда есть вода. Давайте, друзья, беречь воду!

- Запомните пословицу: закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан. (дети повторяют)

- Дети, капельке было приятно узнать, что вы много знаете о воде. А что нового вы сегодня узнали о воде? (ответы детей)

- Что вас удивило? (ответы детей)

- Что вам показалось особенно интересным?

- Какие новые вопросы появились? Что бы вы еще хотели узнать?

- О воде можно узнать еще много, много нового и интересного. Где эти

знания понадобятся вам в будущем? (ответы детей)

- Наша капелька хочет вас угостить минеральной водой, добытой из

подземных природных минеральных источников. Вода минеральных

источников оказывает лечебное действие на организм. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Если чистая вода, не грозит нам всем беда"

Цель: Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вода»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «Вода»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....