Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Людмила Витальевна

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Этот проект:

Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.

Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом: «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра, надо только захотеть!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Шойбулакский  детский сад «Колосок»

                                                                Утверждаю:

                                                                Заведующий МДОБУ

                                                                ________Иванова Т.В.

Экологический

познавательно – исследовательский проект

с детьми подготовительной группы

на тему: «Такие разные камни…»

Составил:

воспитатель,

Иванова Л.В.

с. Шойбулак,

2019 г.

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

Актуальность проекта

Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие» (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Этот проект:

Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.

Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом: «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра, надо только захотеть!»

Паспорт проекта.

 Тема проекта: «Такие разные камни».

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Предметно-содержательная область: экологическое воспитание.

По продолжительности: краткосрочный (8 апреля - 22 апреля 2019 г.)

По характеру участия: ребёнок -  педагог - родитель.

Вид проекта: групповой.

Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

Тема проекта: «Такие разные камни».

Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…»

Задачи:

Образовательные:

•        Познакомить детей с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами;

•        Создать условия для экспериментирования и опытной деятельности.

Развивающие:

•        Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

•        развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

•        развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

•        Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы;

•        воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

•        воспитывать умение работать в группах.

Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности детей;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

Проект  разработан с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, ООД).

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», презентации и т. д.).

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют.
  • проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Данил: «Все камни твердые».

Тимур: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Ксюша: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Наташа: «Какие бывают камни?»

Тимур: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Андрей: «Можно в интернете посмотреть»

Ксюша: «Можно прочитать в книге»

Саша: «В журналах разных посмотреть»

Данил: «Фильмы поучительные посмотреть».

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей

Вид деятельности

Содержание деятельности

Рисование

Рисование на природном камне «Веселые камешки».

Рисование мелками на асфальте.

Рисование угольком на белом листе бумаги.

Рисование простыми карандашами

Лепка

 Лепка на тему «Маленькие жители каменного домика», используя в своей работе камни.

Беседы

«Какими бывают камни»

«Подземная кладовая»

«Как человек использует камни»

Чтение художественной литературы

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

Игровая деятельность

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Найди  такой же камень", "Лото – камни»,

«Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игры: "Геолог".

Прогулка

Наблюдение «Камни на нашем участке»

Сбор камней

Опытно-экспериментальная деятельность

Игровые эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Может ли камень издавать звуки?"

"Тонет-не тонет?"

Опыты:

"Выращивание кристаллов соли"

Досуг

Просмотр фильмов «Прогулка с детьми в парк камней»,

 «Горные породы и минералы».

Просмотр короткометражного мультфильма «Жизнь камня»

Трудовая деятельность

Сбор и мытье камней.

Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней.

3 Этап. Результат

  • Создание набора из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики
  • Презентация коллекции «Вот такие камни»;
  • Составление альбома минералов и горных пород «Сокровища Земли».

Вывод. Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В  большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.

Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца. Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца, выполняют зарисовки с помощью графита.  Ногтем царапают мягкие минералы.

Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать, и изучать камни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»

Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...

Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ОКНЕ»  Составила: воспитатель Быкова Л.А.  Проект : долгосрочный. Вид пр...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»

Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Какими бывают камни»

Программное содержание:Познакомить детей с существованием особых ландшафтов - гор, рассказать, что они состоят из камней.Продолжать учить пользоваться ранее полученными знаниями для достижения определ...

Экологический познавательно-исследовательский проект в старшей логопедической группе на тему: « Весна в гости к нам пришла ».

Помочь детям получить знания о природе, сформировать умение чувствовать ответственность за всю живую природу.  Научить беречь и любить природу. Ребёнок должен вырасти хозяином, чувствовать ответс...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми  подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и п...