Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная программа разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_programma.docx (35.4 КБ | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы (5 -6лет)
Сроки реализации данной программы
Программа рассчитан на 1 год (2017 – 2018 учебный год).
Реализуемые образовательные области:
образовательная область «Речевое развитие».
НОД планируется 2 раза в неделю продолжительностью до 25 минут. Всего 72 раза в год.
Цели и задачи программы:
Цель. Создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование интереса и потребности в чтении книг.
Задачи:
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Формы работы
- Непосредственно образовательная деятельность
- Дидактическая игра
- Индивидуальная работа
- Досуг (утренник, праздник, викторины и т. п.)
- Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
- Упражнения - имитации, пластические этюды.
- Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).
- Работа в книжном уголке.
- Экскурсии.
- Дидактические игры.
- Игры - драматизации.
- Личностное общение.
- Заучивание стихотворений, потешек, загадок, скороговорок.
- Пересказ литературных произведений по ролям, по частям.
- Составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы.
- Сочинение творческих рассказов (по плану, по модели, по аналогии, придумывание продолжения, окончания.
Особенности развития детей целевой группы
Ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда ᴨȇресказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тыс. слов. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. Шесть лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии. Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Планируемые результаты:
- значительно увеличить словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахар- сахарница);
- осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
- осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
- активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Система оценки индивидуального развития детей
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику (по методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова). Педагогическая диагностика проводится два раза в год (октябрь, апрель).
Содержание воспитательно-образовательной деятельности
№ п\п | Программное содержание | Объем организованной образовательной деятельности |
1 | Формирование словаря | 9 |
2 | Звуковая культура речи | 10 |
3 | Грамматический строй речи | 9 |
4 | Связная речь | 44 |
Всего | 72 |
Перспективное календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель и задачи образовательной деятельности |
Сентябрь | Мы - воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи |
Рассказывание об игрушках | Учить составлять описание игрушки. Называть характерные признаки и действия. | |
Рассказывание на тему «Растения огорода » | Развивать устную речь; учить составлять короткие рассказы из опыта | |
Звуковая культура речи: звуки з - с | Упражнять в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой | |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки..» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить с новыми произведениями: сказкой «Заяц–хвастун и с присказкой «Начинаются наши сказки..» | |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа, учить пересказывать сказку, придерживаясь плана | |
Рассказывание по теме «Осень наступила» | Учить рассказывать, ориентируясь на план Приобщение к восприятию поэтических произведений | |
Заучивание стихотворения И.Белоусова « Осень» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение | |
Октябрь | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана |
«Веселые рассказы» Н.Носова | Познакомить с новыми веселыми произведениями Н.Носова | |
Лексические упражнения Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем | |
«Учимся вежливости» | Рассказать о некоторых важных правилах поведения о необходимости соблюдать их; активизировать в речи соответствующие слова | |
Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь составить план описания куклы; учить, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом | |
Звуковая культура речи: звуки с - ц | Упражнять в отчетливом произношении звуков с-ц и их дифференциации; различать слова со звуками с-ц | |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней | Помочь рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине | |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» | |
Ноябрь | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение |
Дидактическое упражнение «Заверши предложение. Чтение стихов о поздней осени. | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | |
Рассказывание по картине | Учить с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ | |
Звуковая культура речи : звуки ж-ш | Упражнять в отчетливом произношении звуков ж-ш и их дифференциации; различать слова со звуками ж-ш | |
Обучение рассказыванию | Учить творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» | |
Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя | |
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Учить последовательно и логично пересказывать текст, стараясь правильно строить предложения | |
Беседа по рассказу Б.Житкова « Как я ловил человечков» | Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания | |
Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать ее | |
Декабрь | Звуковая культура речи: звуки с и ш | Совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на различение звуков с-ш,на определение позиции звука в слове |
Рассказывание по набору игрушек | Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звуков с-ш в словах и фразах. | |
Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» | Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания | |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать ее | |
Рассказывание по картине «Зайцы» | Продолжать учить рассказыванию о картине, придерживаясь плана | |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» | |
Звуковая культура речи: звуки з-ж | Совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на различение звуков з-ж | |
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» | Учить целенаправленному рассматриванию картины; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ | |
Беседа на тему: «Я мечтал..» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания | |
Январь | Звуковая культура речи: звук ч-ш | Учить различать на слух сходные по артикуляции звуки |
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» | Учить пересказывать текст (целиком и по ролям) | |
Чтение стихотворений о зиме Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | |
Рассказывание по набору предметов | Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. | |
Пересказ сказки «Царевна –лягушка» | Учить пересказывать текст | |
Зима,зимушка, зима! | Составление описательных рассказов; обобщить, систематизировать представления детей о зиме как о времени года | |
Рассказывание по серии сюжетных картин «Кормушка» | Продолжать учить составлять короткие рассказы по картине | |
Февраль | Звуковая культура речи: звуки ц-ч | Показать детям артикуляцию звуков ц-ч, учить четко произносить звуки; различать слова со звуками ц-ч |
Рассматривание и составление рассказов по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» | Учить рассматривать пейзажную картину, упражнять в подборе определений и сравнений. | |
Рассказывание по картине «Куры» | Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию. | |
Составление рассказов по пейзажной картине И.Э.Грабарь «Февральская глазурь | Учить рассматривать пейзажную картину, учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений | |
Заучивание стихотворения «Пограничники» | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | |
Беседа по рассказам Л.Кассиля «Пехота», «Сестра» | Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказов, используя разные виды предложений | |
Беседа «Армия-защитница Отечества» | Закрепить, систематизировать и обобщить знания о Российской армии. Учить детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их. | |
Беседа «Транспорт» | Учить правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Составлять описательный рассказ | |
Март | ||
Звуковая культура речи: звук л-р | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове | |
Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е.Благинина | Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства, развивать образность речи, творческое воображение | |
Беседа «Наши мамы» | Учить детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать любовь и бережной отношение к своим мамам | |
Рассказывание по картине «Мы для милой мамочки» | Помогать составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися действиями. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | |
Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» | Учить свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды по своему выбору | |
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова | |
Апрель | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Активизировать словарь детей |
Звуковая культура речи: звуки р, рь | Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р. Укреплять артикуляционный аппарат. Учить слышать звуки (р) в словах | |
Пересказ сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» | Учить пересказывать текст | |
Беседа по рассказу В. Драгунского «Друг детства» | Учить детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их | |
Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действиями | |
Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова | |
Беседа на тему « О друзьях и дружбе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности | |
Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж» | Учить пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи | |
Май | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действиями |
Беседа по рассказу В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения | Учить детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их | |
Лексические упражнения | Проверить, насколько богат словарный запас детей | |
Пересказ русской народной сказки «Финист-Ясный сокол» | Проверить знают ли дети основные черты народной сказки | |
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Черемуха» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать | |
Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко, правильно произносить их | |
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта |
Список литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - Мозаика-Синтез, Москва, 2016.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М., 2005
- Гомзак О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. – М., 2007
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).
- Смирнова л.н. Логопедия в детском саду. – М., 2008
- Епифанова О.В. Развитие речи в подготовительной группе. – М., 2008
- Бойкова С.В. Развитие связной речи у детей 5-7 лет. – М., 2010
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С.П., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (старшая группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (старшая группа)...
Рабочая программа, образовательная область "Речевое развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (обязательн...
Комплексное тематическое планирование ООД на 2022 -2023 учебный год по образовательным областям "Познавательное развитие и "Речевое развитие". Старшая группа
Составленый мной комплексный тематический перспективный план ООД обьединяет различные виды детской деятельности по определенной теме (тематическая неделя) , что способствует бо...
Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелым...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год...
- Мне нравится (1)