РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya.docx | 66.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2018 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для старшей группы «В»
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели
Агашкина А.С.
Надым
2018
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи
• Учить дифференцировать пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во фразовой речи.
• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (в начале – в середине – в конце).
• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.
• Развивать интонационную выразительность.
Словарная работа
• Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).
• Развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.
• В словарь детей вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло).
• Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.
• Проводить работу над смысловой стороной слова.
• Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов.
• Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
• Формировать оценочную лексику (умный – рассудительный; робкий – трусливый).
Формирование грамматического строя речи
• Продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согласование прилагательных, числительных, существительных в роде, числе, падеже, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении), индивидуальные упражнения.
• Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования (образование однокоренных слов: дом – домик – домишко – домашний; глаголов с приставками: ехал – заехал – переехал – уехал).
• Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка.
• Учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
• Знакомить со словесным составом предложения, подводить детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, т.е. вырабатывать осознанное отношения к речи.
• Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развитие связной речи
• Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.
• Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
• В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.
• Учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
• Обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
• В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей.
• Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.
• Обучать творческому рассказыванию.
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Развитие словаря + развитие связной речи + грамматический строй речи | 27 |
2. | Звуковая культура речи | 10 |
всего: | 37 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью
2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой
3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)
4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.
5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.
6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы
7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения
9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.
10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи. Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.
В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагаются для дифференциации пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т.е. дети учатся различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учатся вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем взрослый предлагает им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук «с» находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем называются слова со звуком «з» (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором сначала встречается звонкий звук «з», потом звук «с» (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный – звонкий, сажает – забывает).
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».), «Где ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала».), «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».).
Дети учатся изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Им предлагается произносить скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Эти задания можно выполнять параллельно и варьировать: например, произносить фразу громко и медленно, шепотом и быстро. Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Словарная работа. В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный; поезд идет – движется; Маша и Саша – дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный – толковый; старый – ветхий), дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), они осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать – мчаться; пришел – приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный; старый – дряхлый, робкий – трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, в результате которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)».
Осваивая значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные ими характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование грамматического строя речи. Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть – учить, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или подобрать слово по образцу: весело – веселый; быстро ... (быстрый), громко ... (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях...(желтеют)».
Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший; плохой – плохонький; полный – полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, т.е. умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...».
Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает, помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложения.
В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование у детей синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи, так как разнообразные синтаксические конструкции являются ее основой.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст. Выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику. Продолжается обучение рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированнные (смешанные).
У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части – зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять контролю через прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.
.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 5-6 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | Занятие №1 . | Цель: учить детей воспроизводить знакомое литературное воспроизведение (р.н.с. «Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослыми. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», научить четко, артикулировать его в звукосочетании и словах |
2 | Осень. Приметы осени | Занятие №2 | Цель: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке. Учить правильно, называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
3 | Грибы. Ягоды | Занятие №3 | Цель: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ(два – три предложения) об игрушке. Учить образовывать наименование детёнышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффиксов – онок. Учить различать слова с противоположным значением(большой – маленький).Уточнить и закрепить правильное произношение звука «и» (в словах в звукосочетаниях); учить регулировать высоту голоса. | |
4 | Во саду ли, в огороде… | Занятие №4 | Цель: учить рассматривать и описывать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
Октябрь | 1 | Деревья и кустарники | Тема: Занятие № 5 | Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Учить детей правильно называть игрушки, их качества. Формировать умение использовать слова с противоположном значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Уточнить и закреплять правильное произношение звука «э». ( О.С. Ушакова – 31) |
2 | Домашние животные | Тема: Занятие № 6 | Цель: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственным и множественном числе с изображением. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ы». (О.С. Ушакова – 32) | |
3 | Домашние птицы | Тема: Занятие № 7 | Цель: Учить детей составлять короткий рассказ об игрушки с помощью воспитателя. Упражнять образование форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать, демонстрировать использование антонимов. Закрепить правильное произношение звуков «о», «э», «ы»; умение различать в словах. (О.С. Ушакова – 33) | |
4 | Моя Родина. Мой любимый город | Тема: Занятие № 8 | Цель: учить детей совместно со взрослым пересказывать сказки «Репка». Учить правильно называть качества предмета, закрепить правильно называть детенышей животных. Закреплять правильное произношение звуков «м» и «мь». Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова. (О.С. Ушакова – 36) | |
5 | Человек. Семья | Тема: Занятие № 9 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Закреплять правильное произношения звуков «п» и пь». Учить детей отчетливо и достаточно горомко произносить слова. (О.С. Ушакова – 38) | |
Ноябрь | 1 | Одежда. Обувь | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47)Тема: |
2 | Профессии | Тема: Занятие № 10 | Цель: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем об игрушки. Учить правильно, образовывать формы глаголов в повелительном наклонении; понимать правильное использование предлогов в. на, под, около, перед. Закреплять правильное произношение звуков «б» и «бь». (О.С. Ушакова – 40) | |
3 | Инструменты | Тема: Занятие № 12 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ по вопросам совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы , их качества, действия. Сравнивать предметы . используя прилагательные большой. Маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков «д» и «дь». (О.С. Ушакова – 43) | |
4 | Народная культура и традиции | Тема: Занятие № 13 | Цель: Учить называть качество предметов(величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Закрепить произношение звуков «н» и «нь». (О.С. Ушакова – 45) | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка-зима! | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47) |
2 | Дикие животные | Тема: Занятие № 15 | Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить сказки по вопросам («Петушок с семьёй» К.Ушинского). Закрепить произношение звуков «к» и «кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы. Насыщенные этими звуками. (О.С. Ушакова – 48) | |
3 | Кто к кормушке прилетел? | Тема: Занятие № 16 | Цель: учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных: закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Закреплять правильное произношение звука «х2. Обратить внимание на наличие этого звука в словах. (О.С. Ушакова – 50) | |
4 | Новый год у ворот! | Тема: Занятие № 17 | Цель: учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке.. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков к,г,х (кь, гь,хь). Учить произносить слову громко и тихо, быстро и медленно. (О.С. Ушакова – 52) | |
Январь | 2 | Дом, в котором я живу | Тема: Занятие № 18 | Цель: учить детей описывать игрушки по вопросам; с помощью воспитателя объединять ответы в рассказ. Активизировать использования в речи прилагательных для названия свойств и качеств предметов. Закрепить правильное произношение слов со звуком «й» в разных позициях. (О.С. Ушакова – 53) |
3 | Наши помощники. Электроприборы | Тема: Занятие № 19 | Цель: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закрепить правильное произношение звуков «ф» и «фь»; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук. (О.С. Ушакова – 55) | |
4 | Мебель | Тема: Занятие № 20 | Цель: учить детей описывать предмет. Упражнять в согласовании прилагательныхи местоимений с существительными в роде, числе, активизировать использование в речи прилагательных. (О.С. Ушакова – 57) | |
5 | Посуда | Тема: Занятие № 21 | Цель: Формировать умение детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков ф (фь), в (вь), учить выделять голосом эти звуки в словах, регулировать голоса (громкость речи). (О.С. Ушакова – 58) | |
Февраль | 1 | Продукты питания. | Тема: Занятие № 23 | Цель: Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивным словообразованием моделью сахар – сахарница. Закреплять правильное произношение звука «с» формировать умение определять звук на слух, наличие и отсутствие данного звука в словах. (О.С. Ушакова – 61) |
2 | Транспорт | Тема: Занятие № 22 | Цель: учить пересказывать сказку («Козлята и волк») совместно с воспитателем. Приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. (О.С. Ушакова – 60) | |
3 | День защитника Отечества | Тема: Занятие № 24 | Цель: формировать умение составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около, учить правильному образованию формы родительного падежа с существительным: ручек, ножек. Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь»; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 63) | |
4 | Комнатные растения | Тема: Занятие № 25 | Цель: Составлять совместно с воспитателем короткий рассказ из личного опыта. Активизировать употребление прилагательных и глаголов. Закреплять правильное произношение звука «с»; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 64) | |
Март | 1 | Международный Женский день | Тема: Чтение сказки в стихах «Мойдыдыр» К. Чуковского. | Цель: Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему содержания; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие. (О.С. Ушакова – 171) |
2 | Весна красна | Тема: Занятие № 26 | Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке. Активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов. Приучать детей отчётливо и правильно произносить звук «з» в словах и предложениях. (О.С. Ушакова – 64) | |
3 | Цветы | Тема: Занятие № 27 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть изображенное на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков «3» и «зь». (О.С. Ушакова – 67) | |
4 | Перелетные птицы | Тема: Занятие № 28 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картине. Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных. Учить детей отчетливо произносить звуки «г» и «гь». (О.С. Ушакова – 68) | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | Тема: Занятие № 29 | Цель: Учить составлять короткий рассказ по картинке. Учить детей четко и ясно произносить звук «ц» , выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков «с» и «а», приучать регулировать темп речи. (О.С. Ушакова – 70) |
2 | Что мы знаем о космосе? | Тема: Занятие № 30 | Цель: Упражнять в названии признаков и частей игрушек. Учить описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми. (О.С. Ушакова – 71) | |
3 | Насекомые | Тема: Занятие № 31 | Цель: Упражнять детей в выделении, названии признаков игрушки. Учить описывать игрушки коллективно и индивидуально. (О.С. Ушакова – 72) | |
4 | Животные разных стран | Тема: Занятие № 32 | Цель: Упражнять детей в названии действий. Упражнять в использовании вопросительной и утвердительной интонации. Учить составлять сюжетные рассказы об игрушках совместно с воспитателем и самостоятельно.(О.С Ушакова – 73) | |
Май | 1 | Праздник весны и труда | Тема: Занятие № 33 | Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы повествовательного типа. Совершенствовать навыки разговорной речи. (О.С Ушакова – 74) |
2 | Праздник Победы | Тема: Занятие № 34 | Цель: Учить детей составлять рассказы с включением описательных элементов. (О.С Ушакова – 75) | |
3 | Подводный мир | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
4 | Азбука безопасности | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
5 | Скоро лето! | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей старшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью | 2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой | 3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже) | 4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов. | 5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта. | 6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы | 7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах. | 8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения | 9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает. | 10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику) |
1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью
2 балла - самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за помощью к взрослому.
1 балл – может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она инициирована взрослым.
0 баллов – не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/»нет»; к общению не стремится.
2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой
2 балла - по собственной инициативе делится впечатлениями по поводу прочитанного услышанного, использует различные речевые средства.
1 балл - выражает своё мнение преимущественно по просьбе взрослого, при формулировании собственных вопросов и ответов необходима помощь.
0 баллов – не проявляет какого – либо интереса и собственной инициативы при обсуждениях произведений; прямом обращении отвечает односложно «да»/ «нет».
3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)
2 балла – правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывать последовательность событий.
1 балл – при описании событий и перечислении необходимой для решения задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может отразить в речи последовательность событий или действий.
4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.
2 балла – речь ребёнка богата и согласованна.
1 балл – речь ребёнка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребёнок исправляет.
0 баллов – речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуацию.
5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.
2 балла – самостоятельно, полно передаёт содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятным, разъясняет что – то.)
1 балл – при пересказе, описании событий необходима помощь, речь ситуативная.
0 баллов – не может составить описательный рассказ, передать события из личного опыта.
6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы
2 балла – проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками или конфликты решаются без вмешательства взрослого.
1 балл – конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.
0 баллов – часть конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение.
7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
2 балла- проявляет активный интерес при столкновении с речевым материалом, экспериментирует со словом, может комбинировать известные сюжеты, создавать новые образы, импровизирует со словом сам и вовлекает в импровизацию других
1 балл – не проявляет собственной активности при работе со словесным материалом, но с интересом узнает значение слов, отвечает на вопросы взрослого, умеет подобрать нужное слово в соответствии с данным условием
0 баллов – не проявляет выраженного интереса к словесному материалу.
8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения
2 балла – является инициатором деятельности (чтения, слушания музыки, наблюдения), проявляет интерес и внимание в процессе чтения, слушания, задает вопросы о литературных, музыкальных произведениях, объектах природы
1 балл – проявляет пассивный интерес, включается в деятельность, только подражая сверстнику или по предложению воспитателя.
0 баллов – не проявляет выраженного интереса, не любит слушать чтение книг, музыку.
9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.
2 балла – самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения, выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает
1 балл – для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.
0 баллов – не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев.
10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)
2 балла - в речи использует развёрнутые, эмоционально окрашенные предложения, сопровождающиеся соответствующими в речи жестами и мимикой.
1 балл - при выражении чувств, требуется помощь воспитателя, мимика ограниченная, не всегда подходящая к речевому содержанию.
0 баллов – речь односложная, невыразительная, жесты и мимика почти не используются или не совпадают с содержанием высказывания.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Грибы. Ягоды | |||
4 | Во саду ли, в огороде… | |||
Октябрь | 1 | Деревья и кустарники | ||
2 | Домашние животные | |||
3 | Домашние птицы | |||
4 | Моя Родина. Мой любимый город | |||
5 | Человек. Семья | |||
Ноябрь | 1 | Одежда. Обувь | ||
2 | Профессии | |||
3 | Инструменты | |||
4 | Народная культура и традиции | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка-зима! | ||
2 | Дикие животные | |||
3 | Кто к кормушке прилетел? | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом, в котором я живу | ||
3 | Наши помощники. Электроприборы | |||
4 | Мебель | |||
5 | Посуда | |||
Февраль | 1 | Продукты питания. | ||
2 | Транспорт | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Комнатные растения | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна красна | |||
3 | Цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Насекомые | |||
4 | Животные разных стран | |||
Май | 1 | Праздник весны и труда | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей | «Как говорит ваш малыш» | Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду | октябрь |
2. | Консультация
| «Чтение сказок как одно из условий развития речи» | Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи | январь |
3. | Развлекательное мероприятие | «Праздник красивой речи» | Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей | апрель |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Участие в конкурсах | |||
2. | Участие в конкурсах | |||
3. | Участие в конкурсах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...