Конспекты занятий
план-конспект занятия по развитию речи

Чулакова Ирина Викторовна

  развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Улица для матрешек».

Направление: коррекционно-развивающее, обучающее.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма: подгрупповая.

• Цель: учить сравнивать предметы по размеру (большой –средний - маленький). Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений. Развивать слуховое, зрительное восприятие, зрительную память. Продолжать развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук.

• Задачи: воспитательные – обращать внимание на поведение детей, умение слушать и понимать обращенную речь, развивать интерес к занятию, самостоятельность при выполнении заданий, побуждать к активной деятельности;

развивающие – обогащать и уточнять по теме. Развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание, процесса анализа и синтеза;

обучающие задачи – учить различать понятие «большой – средний - маленький».

Планируемый результат: Умеют сравнивать предметы по размеру (большой – средний - маленький) ; эмоционально реагируют на музыкальное сопровождение. Знают о своем городе, улицы.

Методы и приемы: наглядные – внесение игрушек, образца работы, показ воспитателя, просмотр иллюстрации; словесные – напоминание, объяснения, индивидуальные и хоровые ответы детей; практические – самостоятельные работы детей; игровые – внесение игрушки, физ. минутка.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный: матрешки, «макет улицы», образец составной матрешки, схемы упражнений для глаз.

раздаточный материал: матрешка-3 шт, кубики 6 шт, деревья-3 шт, елочки-3 шт, лист бумаги с нарисованной матрешки 3 шт., лист с геометрическими фигурами-3 шт, квадраты 12 шт.

Индивидуальная работа: с Ильнуром работа над умением слушать и понимать обращенную речь. Побуждать Айдара к активной деятельности. Активизировать речь у Айнура.

Предварительная работа

1. НОД по познавательному и художественному развитию.

2. Рассмотрение иллюстраций по народному творчеству.

3. Дидактические игры.

4. Беседа.

5. Чтение художественной литературы.

6. Отгадывание загадок.

Структура НОД:

I. Организационный момент.

- сюрпризный момент (проигрывание аудиозаписи).

II. Основная часть

- общая работа с макетом улицы.

- гимнастика для глаз

- игры на развитие психических процессов.

- физ. минутка.

- объяснение хода работы.

- самостоятельная работа детей.

- Анализ работ.

III. Итог НОД.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

- Сюрпризный момент. Звучит музыка (хоровод- "мы матрешки"). На столе на расписном платке появляются 3 матрешки (большая, средняя, маленькая). Дети рассказывают об увиденном, сопровождая словами из текста песни.

II. Основная часть.

Педагог: -Какие красивые матрешки, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, матрешки (приветствие детей)

Педагог: - Ребятки, как называется поселок, в котором мы живем? (ответы детей)

Педагог: - Правильно, Дуслык .Наш поселок очень красивый! У нас в поселке очень много деревьев, домов, людей, улиц, много машин, автобусов. А вот в сказочной стране, где живут матрешки, тоже есть улица – но она без домиков, без деревьев, без елочек, без машин. Поможем, матрешкам, построим для них улицу?

Дети: -Да!

Педагог: Айдар, возьми, пожалуйста, самую маленькую матрешку!

Ильнур, возьми самую большую матрешку. Айнур, какая матрешка тебе осталась (ответ ребенка-средняя) .

-Молодцы, а теперь для каждой матрешки нужно построить дом! Айдар-какой домик ты будешь строить для своей матрешки? А ты, Ильнур? Айнур? (ответы детей, выполнение работы)

-Молодцы! Получились домики для матрешек? Получились!

- На каждой улице растут деревья и елочки! Поставим тоже на нашу сказочную улицы по дереву и по елочке (выполнение работы)

- Ребятки, а чтоб елочек и деревьев было еще больше, предлагаю, выложить их из палочек. Хорошо?

Выкладывание дерева и елочки.

-Умницы, а теперь наши глазки хотят отдохнуть!

Зрительная гимнастика для глаз.

-Продолжаем работу! На нашей улице дома есть, деревья есть- осталось только машинки расставить. (дети расставляют машинки) .

-Посмотрите, какие матрешки довольные, им нравится их улица. И к ним в гости прилетели птички, которые хотят с вами поиграть.

Появляются 2 птички.

-Птички, принесли с собой какие- то листочки с рисунками. Что же это? (геометрические фигуры) .

-Назовите, какие фигуры вы видите (круг, квадрат, треугольник, овал) .-Правильно, молодцы!

-Ильнур, покажи мне фигуру, у которой 3 угла. Как она называется?

- Айнур, покажи мне фигуру, у которой 4 угла? Как она называется?

-Айдар, покажи мне фигуру, у которой нет углов. Как она называется? (ответы детей). Молодцы!

Физминутка «Арбуз»

Мы большой арбуз купили,

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли, обтирали, как могли, -

Разрезали вдоль полосок, а потом и поперек.

По рукам по подбородку - сладкий сок арбузный тек!

- А теперь, предлагаю поиграть с квадратиками! какого они цвета (желтый, красный) .

-Каждому раздаю карточку, вы должны расставить так же как на картинке. (выполнение задания) .

- А теперь играют глазки! На доске задание, которое вы должны запомнить, а потом правильно выложить на столе. (игра повторяется 3-5 раз) .

-Молодцы! Справились с заданием.

II. Заключительная часть.

-А теперь, ребятки, чтобы матрешкам не было скучно- давайте сделаем им подружек.

Выкладывание разрезных матрешек. (самостоятельная работа)

-Как зовут твою матрешку, Айнур?

- Как зовут твою, матрешку, Айдар?

- А твою, Ильнур, как зовут (ответы детей, закрепление женских имен)

Молодцы! матрешки, говорят вам огромное спасибо.

III. Анализ НОД:

Что мы с вами сегодня делали на занятии: слушали музыку, построили улицу для матрешек и т. д. (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) .

Вы у меня самые лучшие, самые дружные, потрудились очень хорошо, за вашу хорошую работу - матрешки дарят вам наклейки.



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в первой младшей группе "Путешествие в сказку"


Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.

Задачи:

  1. Активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый.
  2. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.
  3. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие.
  4. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
  5. Создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Материал:

  • фланелеграф, надпись «колобок»;
  • картинки на фланелеграфе – бабушка, дедушка;
  • игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса;
  • декорации: елки, горка для медведя;
  • маски для детей – зайцы (по кол-ву детей);
  • разноцветная крупа для рисования в тарелочках (по кол-ву детей);
  • опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса);
  • металлическая доска (1 шт.) с магнитами (7 шт.);
  • угощение для детей - колобки (по кол-ву детей).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Воспитатель проводит пальчиковое упражнение «Паровоз

Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками)
Я - «Иду – иду – иду».
(у пояса, имитируют движения колес паровоза)
А вагончики стучат,
(дети стучат кулачками (тыльной стороной))
А вагоны говорят
- «Так – так – так!».

Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике), а затем громким голосом (едут на большом паровозике).

Приезжают в сказку «Колобок».

В.: Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?

Перед детьми на фланелеграфе изображения дедушки и бабушки.

Д.: Дедушка, бабушка.

В.: Какой дедушка? Какая баба?

Д.: Старенькие, слабенькие.

В.: А из какой они сказки?

Д.: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

В.: Сегодня мы попали в сказку «Колобок».

Воспитатель начинает рассказывать сказку.

В.: «Жили – были дед и баба. Вот как-то раз дед просит бабку:

-Испеки мне, старая, колобок.

Бабушка пошла: по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок»

Воспитатель достает игрушку – колобок.

В.: Какой колобок?

Д.: Зажаристый, румяный, круглый.

В.: Правильно. Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Да вот беда непослушный он получился. Лежал себе колобок на окошечке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?

Д.: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

В.: Но колобку так хочется пойти в лес погулять. Вот я и решила, давайте будем сопровождать колобка в его прогулке, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. А когда мы прейдем, то расскажем им о его приключениях.

Колобок покатился по дорожке в лес.

В.: Покатился колобок прямо в лес, а в лесу ветер дует. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер), а теперь сильно (дети и воспитатель изображают ветер).

В.: Катится колобок, катится, а на встречу ему зайчик идет.

Какой зайчик?

Д.: Маленький, серенький, шубка у него пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.

В.: «Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я с тобою поиграю».

Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, (Дети, сидя на корточках, имитируют движения)
И ушами шевелит,
(движения ушей зайчика руками у головы)
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
(Дети встают, хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
(Дети прыгают, как зайчик)
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

В.: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему волк идет.

В.: Какой волк?

Д.: Злой, страшный, серый, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.

В.: «Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

Дети рисуют пальчиками по крупе колобков.

В.: Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет.

В.: Какой медведь?

Д.: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.

В.: «Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

Дети играют с медведем в прятки.

Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на горке, под горкой)

В.: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему лиса идет.

В.: Какая лиса?

Д.: Хитрая, рыжая, льстивая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый.

В.: «Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка.

Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

В.: Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его.

В.: Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии.

Давайте ему в этом поможем.

Далее воспитатель проводит моделирование сюжета сказки с использованием опорных картинок.

Далее бабушка и дедушка благодарят детей, за то, что они помогли остаться в живых колобку и угощают их испеченными колобками. Прощаются с ними.

Дети и воспитатель отправляются в детский сад на паровозике.

Едет, едет паровоз,
Две трубы, сто колес,
Чу – чу – чу - чу,
Далеко я укачу!



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи :«Моя семья»

Задачи:

1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материал:

Семейные фотографии, медальоны для награждения, цветные карандаши.

Ход занятия:

Доброе утро, уважаемые гости.-Доброе утро, дети. Здравствуйте!Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке.Мне очень приятно, что сегодня у всех хорошее настроение. Я тоже испытываю чувство радости оттого, что у нас сегодня много гостей. И мне очень хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло, доброту, чувство радости от нашей встречи.

!!!!!

 Воспитатель: Ой, ребята, а я и не заметила, нам кто то на полочке оставил письмо?Вы не видели?Давайте мы его посмотрим!Да это же нам прислали дети с подготовительной группы, с интересными загадками, и должны их постараться отгадать!Ну что…..начнем?

Загадки. Беседа о членах семьи.

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети:   Папа

.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно! Какие Вы у меня молодцы все загадки отгадали!

«Ребята, сегодня мы с вами поговорим, что такое семья?о дружной,веселой, здоровой, счастливой, большой и доброй семье.

- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка)

Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени,?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки? 

- Как можно назвать их всех одним словом? (семья).

 - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно)

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

(договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)

ходит на работу
шьет
зарабатывает деньги
ходит в магазин за покупками
готовит пищу
ухаживает за цветами
вытирает пыль
моет посуду
убирает в доме
гладит
играет
стирает
читает
мастерит

Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт …

Мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

Дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, …

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра «Какая у вас семья?»( опрос детей)

Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая

Молодцы ребята, мы многое узнали о Ваших семьях, а кто нибудь хочет рассказать о своей семье?(Эвелина, Рамзан, Диана  З., Ильсур, Настя)

- Я думаю, что все хотят рассказать о своей дружной, любимой семье, но так как у нас с вами время ограниченно, мы с  удовольствием продолжим слушать Ваши  рассказы в течении дня!

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

Правильно ребята! Сегодня очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье Эвелина, Рамзан……, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».Но эти медальоны Вы должны будете разукрасить цветными карандашами! ( подходят к столам для рисования)

Пальчиковая игра «Моя семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...