Комплексное занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цели:
Коррекционно-образовательные
· Учить образовывать множественное число существительных
· Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И] изолированно, в слогах и словах.
· Учить употреблять сложносочинённые предложения.
Коррекционно-развивающие
· Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах
· Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за ,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
· Развивать звуко - слоговой анализ слов
· Развивать дыхание и голос
· Развивать фонематические процессы
· Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»
· Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные
· Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Коррекционно-образовательные
- Учить образовывать множественное число существительных
- Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И] изолированно, в слогах и словах.
- Учить употреблять сложносочинённые предложения.
Коррекционно-развивающие
- Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах
- Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за ,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
- Развивать звуко - слоговой анализ слов
- Развивать дыхание и голос
- Развивать фонематические процессы
- Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование:
Демонстрационный материал: две кормушки, карточки с изображением птиц (воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел, клест, сова), снежинки, карточки с артикуляцией звуков, «снежный ком», слоговые карточки.
Раздаточный материал: , карточки с изображением птиц(воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, снегири, дятлы, клесты, совы), карточки со схемой для сравнения, изображения птиц в натуральную величину, раздаточный материал для фонетического анализа (звуковые коробочки).
Ход занятия:
Логопед: Дети сегодня меня встретил почтальон и передал мне письмо с нашим адресом: детский сад «Теремок» старшая группа, «Гномики» от Снеговика.
Чтение письма:
Здравствуйте дети! Этой зимой дети слепили меня в парке. Здесь очень красиво, как в сказке. Но сегодня с самого утра повсюду слышен птичий гомон. Все птицы поссорились. Они не могут поделить кормушки, которые развесили люди осенью. Я не знаю, что мне делать и как их помирить. Помогите мне, пожалуйста! С уважением, Снеговик.
Л.: Ну что поможем снеговику разобраться, в чём дело?
Дети: Да!
Л.: Ну что ж, Давайте отправимся в парк. Но на улице холодно. Давайте, оденемся потеплей( имитация одевания шапки, варежек, курточек и штанов). Что бы попасть нам в парк, нужно пройти по тропинкам. А тропинки это не простые. Кто пойдёт не по правильной тропинке, тот провалиться в сугроб. Для того что бы узнать её нужно определить, сколько слогов в вашем имени и после этого пройти по дорожке на которой столько же полосок (дети определяют количество слогов и проходят).
Л.: Ну вот мы с вами и в парке. Слышите, как спорят птицы? А каких птиц вы слышите?
Д.: - Ворона
- Сова
- Дятел
-Воробьи
Л.: А вот и наши птицы ( на кормушках карточки обозначающие слова с выделенными н. с. к. слова и в конце слова красный кружок с артикуляцией звука завешанный снежинками). Давайте подуем и определим из-за чего поссорились птицы (артикуляция звуков [И] [Ы] ). Из-за последнего звука в слове.
Л.: Давайте определим, что это за звуки. (анализ звуков)
Дети перечисляют.
Л.: Возьмите себе по 2 картинки с птицами и садитесь за стол.
Л.: У меня тоже есть птицы: сороки и клесты. Давайте определим где в этих словах находятся звуки [И] [Ы] (в конце слова)? А сколько слогов в слове клесты (сороки)? В каком слоге находится звук [И] [Ы]? (ТЫ КИ).
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОГОВ ТЫ КИ. ВЫКЛАДЫВАНИЕ СХЕМ ЭТИХ СЛОГОВ.
Л.: Обратите внимание, что согласный перед звуком [и] мягкий. Какое правило, мы знаем про звук [и]?
Д.: Перед звуком [и] все согласные мягкие.
Л.: Правильно. А сейчас давайте возьмём «волшебный снежный ком» , который твёрдые согласные превращает в мягкие и наоборот.
Игра «Неправильное эхо»
ТИ-ТЫ ПЫ-ПИ ХИ-ХЫ КИ-КЫ ТЫ-ТИ ПИ-ПЫ ХЫ-ХИ КЫ-КИ
Снова сели за столы
Л.: А теперь вы определите, какие звуки в названии ваших птиц, количество слогов и рассадите их по кормушкам. В кормушках по 2 этажа. На первом этаже должны находиться птицы в названии которых 3 слога. а на втором 2 слога. Поэтому сначала определите сколько слогов в названии птиц, затем какой звук в конце слова , а потом уже посадите своих птиц в нужную кормушку на нужный этаж.
Дети расставляют картинки.
Л.: Посмотрите, сколько птиц в наших кормушках. Мы их помирили. Теперь они не будут ссориться и у каждой птицы есть своё место.
Давайте расскажем, какие же к нам птицы прилетели:
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки |
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках. | На каждое название птицы загибают по одному пальцу |
Всем хватило зёрнышек. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки |
Л.: Как вы думаете, какое настроение было у птиц, когда они поссорились? Изобразите. А теперь какое у них настроение? Изобразите.
А сейчас давайте немного разомнёмся!
Физ. минутка
Летели две птички, | изображают полет птичек, делая взмахи обеими руками |
Собой невелички | опускают правую руку к полу на высоту 15–20 см |
Как они летели? | Руки в стороны, изображают полет птиц |
Все люди глядели. | Поднимают головы кверху, над глазами – козырек из ладошек |
Как они садились? | Приседают |
Все люди дивились. | Мимика удивления, втянув голову в плечи |
Л.: Посмотрите, у нас на шкафу сидят птицы и все сидят не по одной, а по две.
Д.:
- Воробей с вороной
- Синица с сорокой
- Воробей за голубем
- Снегирь под синицей
- Дятел возле клеста
- Сова перед снегирём
- Ворона с дятлом
Л.: Посмотрите и скажите в чём их отличие. А подскажет вам, на что обратить внимание карточка (схемы).
Сравнение по опорным схемам:
- Воробей маленький, а ворона большая.
- У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
- Голубь тяжёлый, а воробей лёгкий.
- У снегиря грудка красная, а у синицы жёлтая
- У дятла клюв тонкий и прямой, а у клеста широкий и искривлённый
- У совы большие глаза, а у снегиря маленькие
- Сова живёт в лесу, а ворона в городе
- Ворона каркает, а воробей чирикает
Л.: Ну вот, дети, мы и птиц помирили и узнали их получше. Я думаю, что Снеговик будет доволен. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте тихонько встанем и тихонько, чтобы не распугать птиц, скажем им до свиданья.
Д.: До свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"
Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЛЕПКЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КОЛОБОК» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Программные задачи: способствовать развитию речевой речи ребенка, развивать мелкую моторику рук, воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности....
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям
Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....
Занятие комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Путешествие в страну сказок"
Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением....
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь; 2. закрепит...