Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: предметная модель, предметно-схематическая, схематическая, а также выполнено поэтапное направление формирование речевых умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов»
«Успех ребёнка – это успех моей работы,
моей жизни».
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. По наблюдениям в группе, при работе с детьми с ОНР, мною было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность, у таких детей плохо развита память, снижено внимание, наблюдается нераспространённость рассказов детей, иногда нарушение логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.
Именно поэтому дети с ОНР:
- Мало задают вопросы товарищам и воспитателю
- Не любят учить стихи, пересказывать тексты
3. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа
4. Не умеют составлять описательные, творческие рассказы
5. Не владеют приёмами и методами запоминания
5. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки.
Всё это показывает на актуальность данной проблемы.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: предметная модель - предметно-схематическая - схематическая - и выполнено поэтапное направление формирования речевых умений.
Основные направления работы:
1 этап. Ознакомление и усвоение детьми знаково- символического языка схем-моделей, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.
2 этап. Знакомство детей с графической аналогией. Разработка схем для составления описательных рассказов
3 этап. Формирование у старших дошкольников с ОНР умения самостоятельно составлять рассказ с использованием схем- моделей.
Ребёнок общеобразовательной группы не способен удержать в памяти план рассказа – описания, если он состоит более чем из 4-х пунктов. Поэтому составление описательных и сравнительных рассказов, без помощи схемы, недоступно ребёнку с ОНР.
На своих занятиях я широко использую схемы Т.А.Ткаченко по лексическим темам: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года (в электронном и печатном вариантах).
При построении связного описательного рассказа вначале я предлагала детям определённую схему, объясняя содержание условных обозначений. С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений мы проводили следующие игровые упражнения: «Расшифруй знаки – символы» (ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки- «Исправь ошибку»). В этом упражнении ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание условного обозначения. И только затем предоставлялся образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.
Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины и т.д. самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Но перед нами стоит задача учить составлять рассказ более подробный, а не просто перечисление. Поэтому я предложила детям отдельные картинки-заместители, которые способствуют воспроизведению новых моделей и самостоятельного рассказывания, а также составлению собственной
схемы. Н: по теме «Одежда» - воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке и дети самостоятельно составляют предложение по цепочке. В итоге получается целый рассказ. Затем можно эти символы выставить на панно и закрепить одним ребенком.
Для формирования умения самостоятельно составлять рассказ с использованием схем-моделей мы использовали игры: «Угадай и расскажи», «Корзинка с фруктами», «Внимание! Розыск!», «Зашифровка», упражнения «Овощное рагу», «Наше тело», «Посуда», «Когда это бывает»; мультимедийные игры «Варим компот», «Варим кашу».
Вывод
Таким образом, введение наглядных моделей в процесс обучения позволило более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...
Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку м...
Использование игровых ситуаций(ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности
Система работы по обучению детей разгадыванию ребусов включает в себя:...
Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...
НОД Развитие речи. Применение метода наглядного моделирования при составлении рассказа по картине «Зима в лесу, в родном краю». /для детей подготовительной группы/
Обучение составлению связного рассказа с применением наглядного моделирования....
Конспект ОД в старшей группе комбинированной направленности «Домашние животные» с использованием метода наглядного моделирования
Цель: Расширение имеющихся представлений знания детей о домашних животных и их пользе для человека. Учить отличать по внешним признакам. Развивать умение использовать в речи сложные предложения, связн...