Наблюдение и сказка
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лукьянчикова Екатерина Николаевна

Развитие речевого творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_i_skazka_lukyanchikova.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный конспект наблюдения, которое побуждает детей к сочинительству

Наблюдение за божьей коровкой

(Подготовительная группа)

           Цель:
Развивать  речевое творчество.


         Задачи:
Систематизировать знания детей о временах года и об изменениях в природе;

Закреплять умение детей составлять сказки;

Развивать образную  и связную речь детей;

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;

Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых.
Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

        Ход наблюдения

Беседа: 

времена года – осень, зима (признаки времен года).

Вступительное слово к наблюдению: 

Ребята, послушайте загадку и попытайтесь отгадать ее. Отгадав ее, вы догадаетесь, о ком мы сегодня на прогулке будем говорить, и наблюдать.
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.

Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки.

(Божья коровка.)

Правильно!

Наблюдение за божьей коровкой

- Как вы узнаете, что это насекомое и есть божья коровка?  (У нее есть черные пятна…)                               
- Опишите божью коровку. Какая она?  (Красивая, воздушная, изящная, яркая, большая, маленькая…)                                                             

- Как вы думаете, она взрослая или маленькая? (Ответы детей)
-  Как она передвигается?  
(Летает и ползает на лапках)                                                                                     

- Где и когда вы видели божью коровку?  (в лесу, в поле, на огороде)
- А кто знает, чем питаются божьи коровки?  (листьями, травкой…)
- А вы знаете, что божья коровка полезный жук, санитар среди насекомых. Божья коровка охотится на тлю, которая поедает полезные растения.

- А, где они живут? (на листве, в траве)                                                                   - Ребят, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки?  (под сухой листвой и травой)

- Как вы думаете, что делают божьи коровки, готовясь к зиме? (готовят домик, таскают листья, готовят еду…)

- О чем они могут думать и говорить, когда они готовятся к зиме? (ответы детей)

- А как вы думаете, божьей коровке скучно одной? (ответы детей)

- А если бы она была не одна, что бы тогда было?  (ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, божья коровка когда-нибудь видела зиму? (ответы детей)

- А как вы думаете, хотелось бы ей увидеть, какая бывает зима? (ответы детей)


Послушайте стихотворение о божьей коровке.

Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!

Ребят, наша божья коровка ни когда не видела зимы, и ей так хочется узнать какая она. Давайте мы с вами придумаем сказку для нашей коровки о том

Образец сказки

«Как божья коровка узнала, что такое зима?»

Стояло чудесное осеннее утро. Холода еще не наступили, и было тепло. Солнце, не торопясь, поднималось, рассыпая на землю свои ласковые лучи, озаряя лес. В воздухе стоял легкий шелест опадающей листвы, где-то далеко был слышен прощальный крик птиц, улетающих на юг. Кое-где еще  жужжали насекомые, суетливо готовясь к холодам. Вот промелькнула маленькая красная точка – это была Божья коровка. Она радовалась теплому осеннему утру и ни как не могла понять, почему все суетятся, кто-то куда-то улетает, кто-то что-то себе делает, кто-то очень спешит, а ей так хотелось играть и веселиться, но никто не обращал на нее внимание. Вдруг сквозь шум леса она услышала, как ее кто – то позвал, она обернулась, это была старая божья коровка. Она спросила:                                                                            - «Ты почему не готовишься к зиме?»                                                            - «А что такое зима?» - спросила наша божья коровка. Она была совсем молоденькая и еще ни когда не слышала о зиме.                                            - «О, зима – это когда очень холодно и все вокруг белое! Посмотри, даже птицы улетают на юг, что бы ни замерзнуть! Насекомые готовят себе домики и прячутся в них на всю зиму! И только весной, когда становится тепло, все возвращаются в лес и выползают из своих норок».                                              - «А я никогда ни видела зимы» - сказала наша божья коровка. «Мне так хочется посмотреть на нее».                                                                            - «Какая ты глупая, ты же замерзнешь и погибнешь» - сказала старая божья коровка.                                                                                                    - «Посмотрим» - ответила маленькая божья коровка и улетела прочь.        Прошло время. Стало холодно. Наша маленькая божья коровка решила, что нужно все-таки приготовить себе домик, что бы ночью прятаться там от холода. Она нашла под деревом большую кучу опавших листьев и ночью пряталась под ней, а днем выползала и ждала, когда же станет все белое вокруг. Что бы не замерзнуть она долго летала и много ползала. И все еще надеялась встретить кого-нибудь. Ведь ей было совсем грустно одной, но она не сдавалась. Она еще ни видела, что такое зима и это придавало ей сил. Она все время думала, что она будет делать, когда вокруг все побелеет.                                                          И вот однажды утром, когда божья коровка проснулась и выползла из под своей кучи листьев, она увидела, что вокруг все белым-бело.  С неба падали легкие, белые, пушистые снежинки и покрывали всю землю. Снег был яркий искристый. Деревья стояли укрытые снежными белыми шубками. Наступили первые морозы. У божьей коровки сильно замерзли лапки и наша знакомая поспешила спрятаться в свой домик, что бы не замерзнуть. Теперь божья коровка увидела – какая она, зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

Методическая разработка. Наблюдение за черемухой.Старшая группа.Воспитатель: Анфимова Е.И.,МДОУ детский сад №98 "Сказка",г.Петрозаводск.

Наблюдение в природе.Тема : Черёмуха душистая.Цель: Расширить представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Расширить представления и знания детей о первоцветах. Закреплять зн...

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и поземка». МДОУ д.с.№ 98 " Сказка", г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е. И.

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа.                     Тема: « Метель и позем...

Итоговая сказка к серий наблюдений о кусте шиповника в детском саду

Итоговая сказка к серий наблюдений о кусте шиповника в детском садуНа участке детского сада жили-были два куста шиповника. Жили они там давно, что к ним все привыкли и порой не обращали на них внимани...

Наблюдение на прогулке . Тема : Синица. Подготовительная к школе группа. Воспитатель: Анфимова Е. И.МДОУ детский сад № 98 " Сказка".Г. Петрозаводск.

Наблюдение на прогулке . Тема : Синица.Цель: Уточнить знание детей о зимующей  птице - синице.Формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.Развивать речь детей.Воспиты...

Наблюдение в природе. Средняя группа. Тема: «Елка на участке детского сада». МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е.И.

 Наблюдение в природе. Средняя группа.       Тема: «Елка на участке детского сада».      Цель:       - Закрепить представление...