Дополнительная образовательная программа "В гостях у сказки"
рабочая программа по художественной литературе

Азаматова Фаниля Салимовна

Данаая программа содержит тематический план работы с детьми и родителями по нравственному воспитанию детей через художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki_programma.docx182.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Рассмотрено на педагогическом совете

Председатель________________Г.Ф. Акбулатова

Протокол № 1 от 30 августа 2020г.

Утверждаю

Заведующий МДОБУ ЦРР д/с «Березка»

_______________З.И. Тукаева

«___»_____________20__г.

Утверждена на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30 августа 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД

C:\Users\ПК\Desktop\adc348439656186be6d8e7ad07729105_w540_h360.jpeg

Автор-составитель программы:

Азаматова Фаниля Салимовна

воспитатель

МДОБУ ЦРР д/с «Березка»

г. Сибай, Республика Башкортостан

2020 год

Пояснительная записка

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. В педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности всегда рассматривалось нравственное воспитание.

Педагог И.П. Харламов говорил, что «Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Воспитание нравственных качеств, чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое внимание при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, прибаутки, перевертыши и т.д. наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы. Решением данной проблемы была разработка программы дополнительного образования «В гостях у сказки», которая направлена на ознакомление детей со сказками.

Именно доступный язык сказки дети понимают легче, чем пресную речь взрослого. Значимость народной сказки подчёркивал К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».

Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и инсценировки позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цель программы: формирование нравственных качеств у дошкольников старшего возраста посредством знакомства с русской народной сказкой.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать представления о нравственных нормах: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, простота – хитрость, бескорыстие – жадность;
  • Продолжать учить детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей;
  • Обогащать представления детей о содержании русских народных сказок;
  • Продолжать учить детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям, сказочным героям.

Развивающие:

  • Развивать в играх, творчестве положительные нравственные качества на основе сказочных сюжетов;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь в общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к литературным произведениям;
  • Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками и взрослыми.
  • Прививать любовь к художественному слову, уважение к книге.

Ожидаемые результаты: 

В результате реализации программы дети научатся:

- понимать образный язык сказок;

- оценивать поступки героев.

У них будут развиты:

- представления о русской народной сказке;

- эстетический вкус.

У детей будут сформированы:

- нравственные качества;

- психические процессы.

У детей совершенствуется:

- словарный запас;

- навыки связной речи;

- темп, выразительность речи.

В работе использовались такие методы и приемы, как:

- коллективный пересказ сказок;

- инсценировка;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- элементы продуктивной деятельности;

- рассматривание картин, иллюстраций.

Формы взаимодействия с родителями:

- консультации, анкетирование, информационные стенды;

- сотрудничество через сайт группы (https://vk.com/club152257327);

- изготовление атрибутов и костюмов для разыгрывания сказочных сюжетов;

- подготовка фото- и видеоотчетов совместных детско-родительских работ, размещение их на сайте группы;

- оформление тематических альбомов, семейных газет;

- итоговые совместные мероприятия – викторина, литературные гостиные.

Формы подведения итогов:

- представления для детей и родителей;

- презентация детских работ родителям, сотрудникам, малышам дошкольного образовательного учреждения;

- досуги;

- участие в конкурсах и выставках.

Программа реализуется с детьми старшей группы, рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут. В группе созданы условия для детской деятельности в развивающих центрах в течение дня, где педагоги выкладывают игры, книги, тематические альбомы, материалы и оборудование, создают игровые ситуации по нравственному воспитанию.

Тематический план работы с детьми по нравственному воспитанию детей через художественную литературу

Сентябрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Оформление выставки «Моя любимая книга». Беседа по содержанию выставки.

Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка», условие: иллюстрации перепутались, предложить детям собрать все иллюстрации по порядку, развивать умение высказывать свое мнение и доказывать его, развивать память, речь.

Настольный театр «Репка», обыгрывание сказки.

Физминутка: «Репка»

В огороде дедка

Репку посадил (присели)

И водой из лейки

Репку он полил (тихонько поднимаемся)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

Выросла репка.

Всем на удивленье (подняли плечики)

Большая – пребольшая,

Всем хватит угощенья (руки в стороны)

Выросла репка

И сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

Пересказ русских народных сказок по мнемотаблицам, «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», перечислить животных, которые встречаются в этих сказках, формировать умение описывать того или иного героя сказки, развивать познавательный интерес, кругозор, память.

Д/и «Назови сказку по главному герою», развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу. (Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются).

Октябрь

«Книжкина» мастерская – ремонт детских книг, приучать детей оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к книгам.

Чтение и пересказ русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Вершки и корешки », продолжать детей знакомить с русскими народными сказками. Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.

Рисование иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

Д/и «Угадай из какой сказки прочитан отрывок», учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Ноябрь

Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Крошечка-хаврошечка», предложить детям охарактеризовать каждого героя из сказок, учить отвечать на вопросы воспитателя, формировать умение доказывать свое мнение.

Ситуативная беседа «Мир не без добрых людей», учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым.

Разгадывание загадок «Герои русских народных сказок», попробовать сочинить самому загадку, развивать мышление, старательность.

Д/и «Из какой сказки герой?», учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку, дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа, развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

Рисование с элементами аппликации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», развивать старательность, усердие, формировать умение быть терпеливыми, сдержанными.

Декабрь

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела», воспитание в детях нравственных чувств.

Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.

Настольно - печатные игры по мотивам сказок  «Исправь ошибку», «Парные картинки», «Знаешь ли ты?», «Разукрась героя сказки», продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Чтение о зиме «Снегурочка», «Мороз и заяц», «Елка», «Морозко», «Госпожа метелица».

Прослушивание аудиозаписей к этим  сказкам.

Познакомить детей с известным сказочником Г.Х. Андерсеном и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Объяснить детям, почему сказки называют волшебными сказками. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочкиВоспитывать умение сопереживать.

Январь

Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище», «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки», развитие умения определять что такое хорошо и что такое плохо, учить оценивать свои поступки.

Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки», уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев. Формировать представления о честности, справедливости, доброте, учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

Знакомство с понятием «ролевой диалог», развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Предложить вспомнить названия сказок, где между персонажами ведется диалог, попробовать провести отрывок диалога из какой-либо сказки, развитие внимания, старательности, памяти.

Знакомство с теневым театром, продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос», развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

Показ взрослыми русской народной сказки «Заюшкина избушка» (теневой театр), создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

Февраль

Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности, продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

Показ сказки по желанию детей приемами вождения настольных кукол, развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Рассказывание детям русской народной сказки «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

Д/и «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было.

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится –все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится 
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку –звать

Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

- вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

- учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

Беседа с элементами игры «Доброта в книгах», формировать понятие о доброте, пополнять активный словарь-антонимами, вежливыми словами, воспитывать желание помогать другим.

Март

Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок, продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

Рассмотреть какие есть костюмы, маски в театральном уголке, предложить надеть, примерить, развивать желание участвовать в драматизации сказок.

Обыгрывание знакомых сказок, воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо, формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

Д/и «Волшебные слова», развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова.

«По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»

Беседа «Эти нужные книги», формировать интерес к книгам, закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность.

Апрель

Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Лиса и журавль»,  «Как лиса училась летать», продолжать детей знакомить с русскими народными сказками. Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.

Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке, продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций, вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

Конкурс рисунков иллюстраций к любимой сказке.

Д/и «Закончи имя сказочного героя», закрепить знания о сказках и сказочных героях, закреплять умения детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Д/и «Покажи сказочного героя», развивать умение детей с помощью мимики и пантомимы показывать героев сказки.

Май

Итоговое мероприятие в ДОУ по теме «В гостях у сказки», создать хорошее настроение, желание свободно общаться, воспитывать интерес к сказкам, закреплением знаний содержания сказок.

Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Репка» на новый лад, совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему, воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы, воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

Литературная викторина «Сказка в гости к нам пришла», закреплять и обобщать знания детей о прочитанных сказках, активизировать мыслительную деятельней, обогащать словарный запас, развивать умение отгадывать загадки, умение узнавать сказки и их героев, способствовать развитию слухового и зрительного внимания, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Создание видеоролика по прошедшим мероприятиям.

План работы с родителями по нравственному воспитанию детей

через художественную литературу

2020- 2021 учебный год

Сентябрь

  • Анкетирование родителей «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Нравственное воспитание детей посредством сказки».
  • Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Информация в уголке для родителей.

Октябрь

  • Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
  • Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Как воспитывать ребенка добрым?»
  • Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. Пополнение театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Ноябрь

  • Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных».
  • Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

  • Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
  • Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).
  • Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

Январь

  • Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: 

«Личная библиотека вашего ребёнка»

«Как подружить ребёнка с книгой»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

  • Выступление «Практические методы и приёмы нравственного воспитания детей».
  • Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы.

Март

  • Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»
  • Консультация «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Апрель

  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу нравственного воспитания ребёнка.
  • Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
  • Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Май

  • Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

  • Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

дополнительная образовательная    программа театральной студии«в гостях у сказки»  для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи

1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...

Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»

Рабочая программа дополнительного образования...

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста...

Дополнительная образовательная программа «Фольклор и сказки народов Урала»

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.На   шестом   году   жизни   у   детей   наблюдается   углубл...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)...

Образовательная программа дополнительного образования «В гостях у сказки» Возрастная группа: средняя группа

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...